Идея: с чего начинается работа продюсера

Я не открою тайну, если скажу, что любой проект начинается с идеи — на ней держится все: визуал и текстовое наполнение, выбор творческой команды и стиля героя. Часто на идею уходит немало времени. Но в этот раз она родилась почти сразу — достаточно было просто прочитать сюжет книги: там и драконы, и люди, и людоеды. Все смешалось, как говорится.

Важно было представить в проекте не только саму книгу, но и ее автора — Алексея Сальникова. Мне сразу захотелось показать его с совершенно другой стороны, отстраниться от обычной жизни, сделать персонажем «Когнаты», ведь мы все еще со школы знаем, что писатель всегда (или почти всегда) так или иначе невидимо, но присутствует в своей книге.

Отсюда сразу вспомнился любимый вопрос всех учителей по литературе в школьных сочинениях: «Что хотел сказать автор?» Недолго думая, я поняла, как интересно будет поговорить с самим писателем о том, что он хотел сказать драконами и людоедами в мире людей, а еще лучше — сделать его самого частью придуманной им вселенной.

Муборд: почему продюсер не может без «доски вдохновения»

Как только определились с идеей, переходим к созданию мудборда съемки: собираем в макет визуальные элементы, которые лягут в основу будущей съемки и проекта в целом. И нет, он служит не только вдохновением, но и рабочим инструментом продюсера и всей творческой команды: фотографа, стилиста, визажиста, художника по волосам.

По сути, на этом этапе нужно перенести образы из своей головы в макет и собрать из них единую композицию, которая в дальнейшем будет понятна всей команде и герою. Мудборд — это основа визуального сторителлинга, от которого зависит, какую фотоисторию мы получим на выходе. Безусловно, пока ты идешь до конечной точки, что-то может поменяться, но в этом проекте изначальная идея оказалась полностью идентична результату.

Когда собираешь макет, нужны насмотренность и время в запасе, чтобы среди множества картинок (обычно в Pinterest или в портфолио конкретных фотографов) отыскать «то самое», что совпадает с образами, живущими пока только в твоей голове. Здесь я, конечно, вдохновлялась драконами, а еще использовала элементы иероглифов, о которых говорится в книге. Фактура у меня была изначально благодатная и в буквальном смысле фантастическая для творческой работы.

Особенно хотелось, чтобы фотографии не были похожи на стандартные, поэтому я добавляла на «доску» референсы с элементами рукописей — важно было добиться книжного эффекта и визуально подчеркнуть, что наш герой — писатель. Так мы смогли бы превратить снимки в коллаж, а всю историю — в черновик книги. Собственно, так и получилось, но об этом позже.

Ко всему прочему при создании макета будущей съемки нужен большой экран для работы, потому что важно видеть общую картину целиком. Обычно я работаю на ноутбуке, но, знаете, вдохновение — такая штука, которая неожиданно может настигнуть тебя везде: в такси, в метро, на улице, на вечеринке и вообще где угодно. А ноутбук под рукой бывает не всегда. Поэтому тут меня выручил новый смартфон HONOR Magic V2, который коллеги из редакции дали протестировать на время съемки, сильно облегчив мне работу на бегу (поверьте, такое случается часто).

Внезапно появившиеся идеи я без проблем на ходу могла быстро обсудить в чате с нашим креативным директором, используя лишь внешний экран смартфона. Но в любой момент можно было совершить магию: разложить смартфон, превратив его в мини-планшет, чтобы получить большую, удобную диагональ и отредактировать макет для съемки. В который раз убедилась, что хорошая техническая база под рукой — залог успешной съемки.

Команда: с кем продюсер осуществляет задуманное

Когда на руках готовый мудборд, смело можно искать тех, кто будет воплощать его в жизнь, — команду. Это один из самых важных этапов, поскольку нужно собрать не просто людей, с которыми работать будет комфортно, но и тех, кто полностью отвечает задаче и стилю всего проекта. Главный герой команды — фотограф, который в дальнейшем разделяет с продюсером бразды правления и начинает лидировать в подготовке к съемке.

В этом проекте фотографа было найти одновременно и сложно и легко. Легко, потому что изначально я собирала мудборд, вдохновляясь работами турецкого фотографа Дилары Шахин. Ее техника уникальна: она собирает получившиеся кадры в коллаж на архивной бумаге. Фотографов, работающих в этом или похожем стиле, очень мало. По крайней мере, такого я не видела почти ни у кого. Поэтому я сразу поняла, что снимать надо именно с ней. Сложность была лишь одна: Дилара живет в Турции, а времени до съемки у нас не больше недели. Но задачи, кажущиеся невыполнимыми, заряжают еще больше. Чтобы проект точно получился таким, как я его задумала, решила сделать все, чтобы его снимала именно Дилара.

Дальше все как в тумане: за несколько дней она подает документы на визу, покупает билеты в Россию — и мы начинаем утверждать оставшиеся детали с нашей командой из стилистов и визажиста и выбирать место съемки.

Дилара — человек очень творческий и увлекающийся, и на протяжении недели мы постоянно обсуждали дополнительные идеи по съемке, которые ей хотелось попробовать воплотить: например, найти театральные доспехи средневекового рыцаря, закупить переводные тату в виде драконов, сделать корону из металлической проволоки…

Пока шли обсуждения или поиски того или иного реквизита, я почти не выпускала телефон из рук, а иногда и работала по ночам.

Съемка: 1000 и одно дело продюсера на площадке

Если вы когда-нибудь задавались вопросом (и даже если не задавались), чем занимается продюсер во время съемки, мы вам расскажем.

Спектр задач может быть широким: от заказать кофе всей команде до съемки бэкстейджа, подготовки локаций или поиска нового реквизита, который фотограф спонтанно захотел использовать в кадре. Например, вместе с куратором нашей съемки со стороны ЗИЛа (где она и проходила) мы наматывали километры по культурному центру, улучшая динамику активности своих шагов за день, чтобы раздобыть муляж средневекового оружия, позаимствовав его у детской театральной студии, или же договориться с механиками концертного зала найти для нас миниатюрную и фотогеничную стремянку для кадра. В этот день пришлось даже разобраться в системе работы кулис на сцене.

Безусловно, важно контролировать весь процесс и следить за тем, чтобы ничто не мешало работать в тайминге съемки и сделать все запланированные кадры.

Снять бэкстейдж — еще одна не менее важная задача в листе продюсера (хотя казалось бы). В дальнейшем эти кадры могут стать основой анонсирования проекта в соцсетях. Во время съемки часто приходится решать все задачи одномоментно. В идеале для этого достать себе дополнительную пару рук, взяв с собой ассистента. Но так получается не всегда. Хорошо, что смартфон легко превращается в штатив и делает снимки без посторонней помощи. Нажимать на спуск затвора не нужно — телефон сделает это сам благодаря функции AI Motion Sensing Capture. Бэкстейдж в прямом смысле снял себя сам, пока я занималась другими делами.

Постпродакшн: почему недостаточно просто красиво снять

Последний этап производства фотопроекта — постпродакшен. Это время, когда фотограф отбирает и ретуширует кадры, а все остальные с замиранием и приятным волнением ждут, что в итоге получилось.

Поскольку Дилара работает в нестандартной технике ретуши фото, от постпродакшена здесь зависело многое. Она печатает все свои снимки на архивной бумаге, которую берет из книг 1940−1960-х годов. «Такая бумага помогает сделать фотографии неподвластными времени и сильно отличает их от современных эстетических тенденций, — объясняет Дилара. — После печати я вношу аналоговые правки в фотографии, и вот тут-то и появляется коллаж». Обычно это работа без конкретного плана, поскольку она выбирает элементы для коллажа в зависимости от своего настроения и вдохновения. Например, в нашем проекте для коллажей на бумаге 1945 года Дилара использовала текстовые фрагменты из книги Алексея Сальникова «Когната» и, конечно же, яркие образы драконов, словно нарисованные карандашами от руки

Реклама. Общество с ограниченной ответственностью «ЭЛКО РУС». ИНН 7707548740