Следственный комитет России в рекордно короткие сроки завершил расследование уголовного дела о катастрофе самолета SSJ-100 в мае этого года, когда в результате аварийной посадки в Шереметьево погиб 41 человек. По данным источника «Коммерсанта», следствие, не дожидаясь окончательных выводов Межгосударственного авиакомитета (МАК), назвало главным виновником катастрофы командира экипажа Дениса Евдокимова.

Источники «Ъ» отмечают, что обычно на расследование авиакатастроф уходят годы, но в этом случае потребовалось всего полгода. В результате пилоту Денису Евдокимову предъявили обвинение в нарушении правил полетов или подготовки к ним, повлекшем по неосторожности гибель двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Сам Евдокимов своей вины не признал.

По версии следствия, 5 мая после взлета в самолет попала молния. Это привело к переходу управления бортом в ручной режим (Direct mode), а также вызвало определенные проблемы со связью у пилотов. Как отмечается в предварительном отчете МАК, ранее в другие SSJ молнии попадали 16 раз, но это не приводило к каким-либо серьезным последствиям. Следователи считают, что Евдокимов, получив разрешение вернуться в аэропорт, совершил посадку с превышением вертикальной и горизонтальной скоростей и с большим углом атаки, что привело к так называемому козлению — подпрыгиванию самолета от ударов о взлетно-посадочную полосу. В это время подломившаяся стойка шасси пробила топливный бак, что привело к утечке керосина и его возгоранию.

По словам Евдокимова, самолет при посадке «швыряло из стороны в сторону», так как он не слушался бортовой ручки управления. Также пилот считает, что возгорания вообще не должно было произойти, так как при жесткой посадке у SSJ шасси должны были «отскочить в сторону». К тому же корпус самолета, отмечает он, мог выдержать высокую температуру, а пассажиры могли успеть покинуть салон, но этого не произошло из-за открытой двери — приток воздуха усилил огонь.

В «Аэрофлоте» выводы следствия пока не прокомментировали.

Напомним, катастрофа SSJ-100 произошла 5 мая 2019 года. Спустя 10 минут после вылета экипаж доложил о возвращении в аэропорт из-за проблем с радиосвязью. В результате жесткой посадки у самолета подломились стойки шасси, он ударился о взлетно-посадочную полосу и загорелся. Жертвой трагедии стал 41 человек из 78 находившихся на борту.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Что известно о самолете Sukhoi Superjet 100 и почему его критикуют

Последняя зарубежная компания, использующая SSJ-100, собирается продать российские самолеты

Большинство пассажиров сгоревшего в Шереметьево SSJ-100 скончались от угарного газа, а не от удара о землю