ВШЭ: каждый десятый россиянин прибегает к шопингу, чтобы справиться с паникой от тревожных новостей

По данным опроса, более 25% россиян склонны к шопоголизму.
ВШЭ: каждый десятый россиянин прибегает к шопингу, чтобы справиться с паникой от тревожных новостей
Unsplash

Каждый десятый россиянин склонен к закупкам из-за паники на фоне тревожных новостей, а у каждого четвертого случаются эпизоды компульсивных покупок. Об этом сообщает РБК со ссылкой на результаты опроса НИУ ВШЭ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Опрос в формате личного интервью проводился в июне и июле 2023 года и был посвящен эмоционально нагруженному потреблению, когда импульсом к покупкам служат эмоции. В нем приняли участие 6 тысяч человек из 55 субъектов. Результаты опроса представил первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев.

По словам Радаева, эмоционально нагруженное потребление «существовало всегда и везде», однако его актуальность повышается в периоды внешних шоков, «когда накапливаются стресс, депрессия, фрустрация».

В исследовании выделяется три вида такого потребления: паническое, импульсивное и компульсивное. Последний вид потребления относится к шопоголизму.

Паническое потребление

9,4% респондентов проявили склонность к паническому потреблению. Участники опроса положительно ответили на вопрос, покупали ли за последние три месяца что-то в большем объеме, чем требовалось, опасаясь дефицита товаров или их подорожания.

По словам Радаева, паническое потребление связано с «эффектом массового поведения, эффектом толпы». В этом случае покупателем движет желание восстановить контроль над ситуацией неопределенности, вернуть чувство безопасности.

Автор исследования полагает, что если бы опрос проводился в марте 2022 года, то результат был бы иной.

Импульсивные покупки

Импульсивные покупки, чтобы справиться с депрессивными настроениями, совершали 20,5% респондентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В исследовании отмечается, что для импульсивных покупок характерны незапланированность, спонтанность и даже «утрата самоконтроля». Кроме того, у такого типа потребления есть сильный «гедонистический компонент».

Шопоголизм

Согласно данным опроса, компульсивные покупки, «чтобы справиться со стрессом или поднять себе настроение», совершали 25,2% россиян.

Помимо частичной потери самоконтроля, главная отличительная черта компульсивного потребления — человек получает удовлетворение от самого процесса покупки, а не от обладания вещью. Это состояние также может приобретать патологические черты.





А вы совершаете покупки на эмоциях?
Да, из-за паники
Иногда совершаю импульсивные покупки
Я шопоголик
Нет, ничего из вышеперечисленного