«Уйти красиво»: 5 экологичных альтернатив традиционным похоронам
Вместо предисловия: падение кита
После того как кит издает последний вздох, его туша еще какое-то время держится на поверхности воды, после чего начинает тонуть. Морские биологи называют этот процесс падением кита — животное будет погружаться все глубже и глубже (почти на километр) в толщу воды, пока не достигнет дна.
Там, в так называемой батиальной (глубоководной) зоне океана, где очень холодно и куда не достигает ни один луч солнца, кит отдает себя экосистеме, которая питала его при жизни. Было бы преувеличением сказать, что кит покоится с миром, — ему постоянно докучают. На место его падения сплываются сотни видов рыб, ракообразных и моллюсков, потребляющих жизненно важные питательные вещества из туши кита.
Всю свою жизнь эти гигантские млекопитающие поддерживают окружающую среду — они обогащают железом и азотом планктон, от которого, в свою очередь, зависит популяция рыбы и криля. При этом кит заботится о других несмотря на то, что окончательно перестает дышать, созидая жизнь даже после смерти.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/d4d/d4dc99fe4ed163fe47cb178d7c48d88b_cropped_510x279.webp)
Самые популярные виды похорон как одна из причин загрязнения планеты
Даже после смерти человек продолжает засорять Землю токсичными элементами. По данным организации Green Burial Council, в результате традиционных похорон только в Америке в землю ежегодно попадает 566 тысяч кубических метров вырубленной древесины, 4,3 миллиона галлонов токсичной жидкости для бальзамирования, 1,6 миллиона тонн железобетона, 17 000 тонн меди и бронзы и 64 500 тонн стали.
Например, вот классические американские похороны: обычный деревянный гроб (представьте, сколько лесов срубают ежегодно только для их производства) с телом помещают в железные или бронзовые склепы (которые выделяют вредные для почвы окиси), — а затем уже опускают в землю. Традиция захоронения в дополнительных металлических склепах сложилась из чисто практических соображений: в них удобнее перевозить тела из отдаленных стран в места погребения (во многом такую практику закрепила транспортировка убитых солдат в цинковых гробах).
Кроме того, нельзя забывать о самой популярной и востребованной в США процедуре — бальзамировании. Став своего рода мейнстримом в американской похоронной индустрии, бальзамирование обещает «естественный» вид и нетленность тела ушедшего. Эта процедура стала настолько востребована после Гражданской войны в США, что историк Гарри Ладерман называл бальзамирование «кровью американской похоронной индустрии».
Если же вспомнить хрестоматийную фразу из криминальной драмы «Стучись в любую дверь» — «Живи, умри, оставь красивый труп», — то бальзамирование как раз может гарантировать выполнение третьего пункта: тело оказывается практически нетленным. Кожа становится восковой и гладкой, кроме того, умершему могут сделать подтяжку лица и мейкап (так называемая танатокосметология — надо сказать, в ней тоже используются вредные вещества). Однако у этого процесса «бьютизации» есть негативные для окружающей среды последствия. Бальзамирование подразумевает заполнение кровеносной системы жидкостью розово-лососевого цвета — смесью формальдегида, метанола, этанола и фенола. Эти химикаты просачиваются сквозь гроб, даже сквозь железный склеп и отравляют почву.
Второй самый популярный погребальный ритуал в мире — кремация. В одной только Японии 99,9 % жителей пользуются услугами крематория. Очень близко подобрались Тайвань (93 %) и Швейцария (85 %). Многие считают эту процедуру экологически сознательной и безвредной и думают, что, наследуя библейской фразе «Ты прах, и в прах ты вернешься» или индийской традиции, они проходят цикл смерти и перерождения — возвращение к природе.
На деле же кремационные печи или реторты (как их называют на профессиональном жаргоне) — это стальные капсулы, пожирающие природного газа на тысячи долларов, при этом выделяя в атмосферу угарный газ, диоксид серы, сажу и, самое опасное, ртутные пары (следствие сгорания пломб в зубах). Директор эко-френдли похоронного бюро и ведущий YouTube-канала Ask a Mortician Кейтлин Даути в книге «Когда дым застилает глаза» пишет, что одна кремация производит количество угарного газа, равное выхлопам автомобиля, проехавшего 800 километров. Судебный антрополог Сью Блэк добавляет: каждая кремация использует около 16 галлонов топлива. Гипотетически количеством топлива, растраченного на кремации за один год только в США, мы могли бы заправить ракету для 83 полетов на Луну (туда и обратно).
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/aa0/aa0c62929b4dca1a4440c6792ce43288_cropped_510x319.webp)
И даже так называемая природная (или некоммерческая) кремация, практикуемая в Индии и Непале, — обманчиво экологична. Для погребальных костров ежегодно срубаются более 50 миллионов деревьев, полыхание которых выбрасывает в атмосферу большое количество аэрозолей углерода, — об этом Даути пишет уже в книге «Уйти красиво. Удивительные похоронные обряды разных стран».
К тому же, вопреки распространенному мнению, человеческий прах вовсе не благоприятен для почвы — согласно исследованию в нем слишком много натрия, мешающего высвободиться питательным веществам.
Ущерб, наносимый российской похоронной индустрией экосистеме, подсчитать затруднительно в силу отсутствия исследований и еще младенческого состояния death studies. Сергей Мохов, антрополог и автор книги «Рождение и смерть похоронной индустрии: От средневековых погостов до цифрового бессмертия», так комментирует сложившуюся ситуацию: «Во-первых, у нас нет никакой системы статистики и учета по похоронной сфере: сколько кладбищ, сколько производителей, что и как они производят и продают. Практически нет и ГОСТов и санитарных правил в отношении ритуальной продукции и содержания кладбищ — они переведены в разряд рекомендаций, а не требований качества. Можно сделать гроб из пластика, закопать — и никто не понесет ответственности. Кроме того, отсутствуют контролирующие органы и понимание необходимости надзора в сфере похоронной индустрии. Соответственно, подсчитать урон, наносимый окружающей среде в России, на данный момент невозможно. По моим наблюдениям, ущерб самый серьезный. Гробы состоят из целого ряда неразлагаемых материалов, не говоря уже о таких популярных у нас пластиковых цветах и венках».
Бизнес на скорби
В среднем классические похороны обойдутся семье в $8000 (в России порядка 40 000 рублей, не учитывая не очень популярное у нас бальзамирование). Работник похоронного бюро сделает все, чтобы выудить как можно больше денег из семьи покойного: заказчику популярно объяснят, почему необходимо профинансировать лучший гроб из розового дерева, массивный склеп и галлон химической жидкости под кожу.
Семьи погибших, по понятным причинам, наиболее уязвимы, поэтому предприимчивые сотрудники похоронных бюро искажают или не разглашают важную информацию, навязывая дополнительные — и совсем необязательные — процедуры или товары. Родственники же стараются поступить «как лучше», что ведет к большим финансовым затратам.
Эксплуатация незнания тонкостей похоронного бизнеса семьей умершего даже послужила поводом для расследования Федеральной торговой комиссии. В 1978 году комиссия опубликовала 526-страничный доклад, в котором описываются методики манипуляции психологической уязвимостью скорбящих и утаивание от них важной информации. Например, результаты недавнего исследования Национальной ассоциации похоронных директоров свидетельствуют о тому, что почти 48 % жителей США не знают, что бальзамирование совсем не обязательный процесс. Как и покупка склепа. И даже покупка гроба. Сотрудники ритуальных услуг просто не информируют об этом общественность.
Таким образом, похоронная индустрия осуществляет своего рода некроэкономику: она предлагает как можно больше дорогостоящих и вредных для окружающей среды товаров и процедур, лишь бы увеличить количество нулей в чеке.
![](/_nuxt/img/esquire_2de4aa1.png)
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/4f4/4f4419d733fb9b3e981dbb3a57862505_cropped_510x268.webp)
Re-cycle
Можем ли мы сосуществовать с природой и даже после смерти сливаться с нею, стать частью экосистемы, порождающей новый виток жизни? Можем ли мы быть так же благородны, как киты?
Кейтлин Даути говорит: «Определенно да». В книге «Уйти красиво» она пишет, что одной из главных проблем нашего века становится отрицание смерти. Другая сложность — мы неправильно готовимся к погребению.
Главное, по Даути, — это сесть напротив своей матери и обсудить то, что вы обе рано или поздно уйдете, вашим родственникам запудрят мозги и предложат дорогостоящие неэкологичные гробы или сожжение. Поэтому так важно сознательно подойти к своим или чужим похоронам, не забывая при этом о природе.
Альтернативное похоронное бюро Кейтлин предлагает «зеленые похороны». Минималистичный, даже аскетичный ритуал: тело заворачивают в простой, но красивый саван и предают земле. По шкале скромности такое погребение получает все пять баллов, но отсутствие помпезных гробов и склепов не только экономит деньги семьи, но и помогает телу быстрее воссоединиться с землей, никак ее не загрязняя.
Похожую практику ввела дизайнер Шайана Гарфилд. Проект Leaves предлагает экологичные гробы, напоминающее что-то среднее между носилками и плетеным гамаком. Нити, из которых сшит гроб, пропитаны спорами грибов. Грибы поглощают токсичные и физиологические жидкости тела и помогают ему лучше обогащать почву.
Чуть более сложное изобретение представили итальянцы Анна Цителли и Рауль Бретцель. Их Capsula Mundi представляет собой яйцевидный кокон с человеческий рост, сконструированный из биоразлагающихся материалов. На верхушке прикреплены семена дерева, которое можно выбрать еще при жизни. После умершего помещают в капсулу в позе эмбриона и закапывают на специальном кладбище. Под землей же на протяжении нескольких лет будут происходить процессы разложения останков и капсулы, которые будут питать семена дерева. Цителли и Бретцель мечтают, что вскоре деревья вырастут и такие кладбища превратятся в мемориальные парки, в которых можно гулять с детьми, изучать с ними царство растений и вместе с тем навестить ушедшего. Идея могильной плиты или опознавательного знака разработчикам Capsula Mundi не нравится. Найти то самое, ваше, дерево можно с помощью GPS — координаты записываются и отправляются родственникам умершего.
Природный цикл жизни и смерти, перерождения и трансформации всегда интересовал архитектора и дизайнера, а впоследствии death-care-адвоката Катрину Спейд. Она проектировала царапающие небо высотки, нагромождала пространство зданиями, когда вдруг задумалась: мы вынуждены жить в городах, но оставаться в них после смерти совсем необязательно. Ее проект многим покажется эксцентричным: организация Спейд переделывает человеческие останки в компост. Хотя автор идеи предпочитает термины «декомпозиция» или «реконструкция». Проект заручился поддержкой многих исследователей. Так, почвовед и эксперт по компосту Линн Карпентер-Боггс из Университета Западного Вашингтона считает, что такой компост улучшит плодородность почвы — ведь он богат на питательные вещества. На данный момент инициатива Спейд рассматривается как альтернативная экометодика обращения с останками, но далеко проект пока не зашел (в мае этого года штат Вашингтон одобрил легализацию, подавляющее же большинство других штатов пока не готовы принять декомпозицию). Процесс переработки тел в компост следующий: человеческие останки, обернутые в ткань, помещают в герметичный цилиндр вместе со щепками, соломой, кустарником семейства бобовых и люцерной. Туда же заливают 40 литров воды, а в цилиндр периодически подбавляют кислород. Химическая реакция происходит, если богатую азотом субстанцию (как человеческое тело и люцерна) смешать с богатыми углеродом материалами (опилки, щепки). Вода и кислород помогают образованию бактерий и микробов, разлагающих органическую ткань. В итоге примерно через месяц тело превращается в 0,7 кубического метра компоста, готового удобрять землю.
Критика
Конечно, очень многим непонятны и даже отвратительны экопохоронные практики. К примеру, популярный блогер и исследователь Майк Адамс писал, что декомпозицией будет пользоваться правительство (выращивать из компоста из пожилых людей еду для бедняков) и станет злоупотреблять ФБР (заметать следы).
Так прагматично новые способы похорон критикуют не все: скорее, очень многим неприятна мысль, что их тело претерпит странные трансформации внутри машины декомпозиции или что на нем будут произрастать грибы. Тем интереснее отметить, что градус неприятия экопрактик в обществе постепенно снижается: значение эко-френдли-ритуалов и важность разговоров и дискуссий о смерти (так называемое движение Death Positive) становится социальной нормой.
На протяжении эпох модерна и постмодерна похоронная индустрия навязывала стандарты захоронения, пока не появились дискуссии о так называемой «хорошей смерти» (которая соответствует мировоззрению отдельного человека и кажется ему наиболее приемлемой) и естественных погребениях. Теперь все мы вправе сами распоряжаться своими останками. Современные экоактивисты и энвайронменталисты, к примеру, выбирают биоразлагаемый гроб из водорослей, бамбука или же метод Спейд. Так или иначе, они следует примеру падающего кита и делают этот мир еще чуточку зеленее.