От аборта до явки: как устроены выборы президента США (азбука Правила жизни)
От аборта до явки:как устроены выборы президента США (азбука Правила жизни) 3 ноября 2020 года в США пройдут выборы президента. Как и всегда, их результат предсказать практически невозможно: мало того что голосование пройдет в кризисное пандемийное время, так еще и настроения американцев накалялись все четыре года, прошедшие с предыдущих выборов, когда избрание одиозного Дональда Трампа раскололо страну на два лагеря. В агитации участвуют поп-звезды и голливудские актеры первой величины, на предвыборные кампании тратятся миллиарды долларов, а политики не стесняются нечестной игры. Почему выборы в стране с лидирующей в мире экономикой всегда такие непредсказуемые? Какие у кандидатов есть инструменты для манипуляций? И кто такие выборщики? По просьбе Правила жизни журналист Андрей Рывкин, который вырос в США и изучал устройство президентских выборов в этой стране, составил глоссарий американской выборной системы. А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я А АБОРТЫ США — религиозная страна с сильным либеральным движением. Вопрос абортов, когда половина страны считает процедуру убийством, а другая половина — правом женщин решать, что делать со своим телом, остается одним из ключевых для американского общества. ЗА аборты выступает большинство демократов, ПРОТИВ абортов — практически все республиканцы. Peter Keegan/Keystone/Getty Images) б БАЛАНСИРУЮЩАЯ ЗАЯВКА Так называют заявление, когда кандидат в президенты выбирает того, кто в случае победы станет его или ее вице-президентом. Делается это для того, чтобы оттянуть голоса у соперников и лучше работать с оппозицией. К примеру, в 2008 году молодой афроамериканец Обама с его прогрессивными левыми взглядами был слишком радикальным для большого количества избирателей, и поэтому он выбрал Джо Байдена — старого, белого и более консервативного, — чтобы показать старым белым консерваторам, что их не забыли. Тактика принесла кампании Обамы необходимое количество голосов колеблющихся избирателей и уверенную победу на выборах. Patrick Smith/Getty Images В ВЫБОРЩИКИ Пожалуй, самый сложный концепт американских выборов. Итак, от каждого штата в выборах участвует столько выборщиков, сколько у штата представителей в конгрессе США, плюс два человека. Их выбирают через гибрид народного и внутрипартийного голосования. Выборщики должны отдать свои голоса в соответствии с результатом народного голосования в их штатах: то есть если в штате 50% голосов плюс один голос были за демократов, то выборщик от лица всего штата голосует за демократов. С республиканцами то же самое. Именно голос выборщика является определяющим в результатах выборов. Почему? Потому что есть одна уловка: в большинстве случаев выборщик лишь по идее должен отдать свой голос в соответствии с выбором народа, но не обязан этого делать и может проголосовать так, как ему захочется. Carlos Barria/Reuters ГРАЖДАНСКИЙ СОЮЗ (Citizens United) Г Знаменитое решение Верховного суда США от 2010 года, которое позволило корпорациям участвовать в политических кампаниях наравне с гражданами. С тех пор условный Ford может запускать свою агитационную кампанию за того или иного кандидата, при условии, что корпорация не согласовывает свои действия со штабом кандидата. Стоит ли говорить, что финансовые возможности американских корпораций оставляют за скобками финансовые возможности отдельных граждан. Это решение дало диспропорциональное преимущество на выборах тем кандидатам, у которых есть серьезные связи в крупном бизнесе, и вынесло с поля игры тех, кто выдвигается от «народа». Drew Angerer/Getty Images д ДЖЕРРИМЕНДЕРИНГ Практика разграничивания избирательных округов на богатых и бедных, темнокожих и белых, демократов и республиканцев и так далее. Публично порицается, но все равно используется и приносит свои плоды — тот или иной округ может предсказуемо и стабильно голосовать за ту или иную партию / кандидата. Принцип действия необычайно простой: джерримендеринг — это когда кандидаты выбирают своих избирателей, а не наоборот.