
НОВЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ
БИЗНЕСЫ
«ИНВЕСТИРОВАТЬ В КОСМОС СЕЙЧАС — ЗНАЧИТ НЕ ПРОЩЕЛКАТЬ МОМЕНТ, БЫТЬ ЧАСТЬЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И НАУЧНОГО ПРОРЫВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Евгения
Тюрикова
Глава Sber Private Banking
С 2016 года увеличила бизнес более чем в четыре раза, запустила новые продукты и инновационные услуги. Следит за новыми трендами и направлениями, чтобы не упустить момент и предлагать клиентам актуальные идеи среди первых.

Космические инвестиции — это инвестиции в будущее. В 1960-х годах интернет был частью исключительно военной промышленности — теперь он доступен миллиардам людей, как и другая военная разработка, GPS. Система Лидара в 1960-х относилась исключительно к космической отрасли — сейчас используется во всех современных автомобилях и даже в последних айфонах. То же происходит и с космосом: из военного и узкоспециализированного он становится будущим для каждого из нас.
Я уверена, что космос станет новой экономикой. Сейчас частные инвестиции на 20% направлены на запуск спутников, а это — телекоммуникации, медицина, геоаналитика. Когда выводить на орбиту полезный груз станет дешево, мы будем отправлять в космос целые фабрики. Возможно, для этого изобретут новое топливо и нам больше не нужна будет нефть. Тогда поменяются элиты, ведущие сектора, даже целые индустрии и те, кто в них доминирует.
КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ СОЗДАЕТ ТО, ЧТО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НАЗЫВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЭКСТЕРНАЛИЯМИ, ТО ЕСТЬ ОПОСРЕДОВАННО ВЛИЯЕТ НА ЖИЗНЬ НЕ СВЯЗАННЫХ С НЕЮ ЛЮДЕЙ. В ОПРЕДЕЛЕННОМ СМЫСЛЕ ЭТО «ЭФФЕКТ БАБОЧКИ».
Есть мнение, что компании, занимающиеся космосом, не смогут достучаться до обывателя: слишком сложная тема. Но публичных компаний пока в принципе не слишком много, а значит, не так много и информации, куда идти, как развиваться в космическом инвестировании. Тем не менее все, что есть, написано несложно. Будет много спутников — 50% населения будет пользоваться интернетом. Просто же!
Будущее, где каждый человек — инвестор в космос, гораздо ближе, чем кажется. Уже сейчас есть несколько фондов, так называемых ETF (exchange-traded funds), которые инвестируют в компании, связанные с космической промышленностью, публичные и непубличные. В апреле 2021 года появится ETF, созданный известной компанией ARK Investment, — это тоже будут инвестиции в космос.

В России космической отраслью больше занимается государство, на Западе — государство и частный бизнес. У нас тоже есть венчурные компании и частный капитал, который инвестируется в космос: это, к примеру, резиденты «Сколково» — список компаний был недавно опубликован. В России есть частный космический бизнес, но объемы, к сожалению, не сравнимы. Если годовой бюджет «Роскосмоса» около 250 млрд рублей (примерно $2,6 млрд), то инвестиции частных компаний пока исчисляются миллионами.
Развитие космической отрасли влияет на многие рынки. Возьмем, к примеру, рынок частной авиации. За 2019 год 4 млрд человек воспользовалось перелетами на самолетах. Из них 15% летело свыше семи часов, из них 0,4% летело частной авиацией (по данным ARK Investment management LLC, 2019). Это бизнес богатых. И это 2,7 миллиона человек. Вот вам рынок для быстрых ультразвуковых перелетов.
Людям, которые хотят инвестировать в космический бизнес, я бы посоветовала выбирать финансового партнера, который занимается этим на постоянной основе, смотрит на мегатренды. Все фонды, которые инвестируют в космос, всегда делают очень глубокие аналитические исследования и обмениваются друг с другом информацией — потому что отрасль еще зарождается и объем рынка сейчас небольшой, он исчисляется миллиардами долларов, а не триллионами. Нужно брать исследования, самим читать и обязательно делать диверсификацию. Не стоит вкладывать в одну компанию или в один фонд. Необходимо «разбивать» вложения и на венчурные, и на публичные компании. А главное — важно делать все это с профессионалами.
ОБЪЕМ РЫНКА РАСТЕТ ОЧЕНЬ БЫСТРО: К 2030 ГОДУ ОН УВЕЛИЧИТСЯ С $400 МЛРД ДО $1,4 ТРЛН.
СТОИМОСТЬ ДОСТАВКИ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА НА ОРБИТУ СНИЖАЕТСЯ: В 1957 ГОДУ ДОСТАВКА 1 КГ ГРУЗА НА ОРБИТУ ОБХОДИЛАСЬ В $895 ТЫС. В 2018–2020 ГОДАХ СНИЗИЛАСЬ ДО $1,4 ТЫС. ПРОГНОЗ НА 2022-Й — $250.
C 2012 ГОДА РЫНОЧНАЯ ОЦЕНКА (PRE-MONEY VALUATION) КОМПАНИИ SPACEX ИЛОНА МАСКА ВЫРОСЛА В 18 РАЗ И НА ФЕВРАЛЬ 2021 ГОДА СОСТАВИЛА БОЛЕЕ $73 МЛРД.
Пороги входа в космическое инвестирование, впрочем, пока очень существенные. Те публичные, которых мало, можно купить и за $20–30 тыс. Но если говорить о венчурных, то здесь порог начинается от $1-2 млн.
Практически во всех странах с сильной космической отраслью государство — основной игрок. Это верно не только для России или США, но и для Китая, Индии. Но частные компании сегодня работают совместно с государством и на государство на аутсорсинге. Кроме того, они инвестируют совместно в то, что уже изобретено: государство позволяет использовать готовые технологии частным бизнесам или даже гражданам.
Подобное сотрудничество для государства — это стимулирование экономики, причем экономики эффективной. Скажем, есть дата-центры, которые сейчас занимают огромную территорию. Мир занимается обработкой данных, и нам приходится строить все больше и больше серверов и дата-центров: это пожирает энергию и пространство.
КОСМОС — ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ, НАПРИМЕР, DATA-СЕРВЕРОВ: ТАМ КАК МИНИМУМ ХОЛОДНО. И КАК МАКСИМУМ — МЫ ОСВОБОДИМ МЕСТО НА РОДНОЙ ПЛАНЕТЕ.
Я уверена, что мы стоим на этом пороге. Инвестировать в космос сейчас — это то же самое, что инвестировать в Apple или Amazon в начале века. Так что добро пожаловать в космос.
читать другие интервью
ВИТАЛИЙ ЕГОРОВ
БЛОГЕР ZELENYIKOT, ОСНОВАТЕЛЬ СООБЩЕСТВА «ОТКРЫТЫЙ КОСМОС» И СООСНОВАТЕЛЬ КОМПАНИИ «ОРБИТАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС»
ЮСЕФ ХЕСУАНИ
СОУЧРЕДИТЕЛЬ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР 3D BIOPRINTING SOLUTIONS
ОЛЕГ МАНСУРОВ
ОСНОВАТЕЛЬ SUCCESS ROCKETS
СЕРГЕЙ РЯЗАНСКИЙ
ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ И ГЕРОЙ РОССИИ
ЕВГЕНИЙ КУЗНЕЦОВ
ВЕНЧУРНЫЙ ИНВЕСТОР, ОСНОВАТЕЛЬ ORBITA CAPITAL PARTNERS И ПРЕДСТАВИТЕЛЬ SINGULARITY UNIVERSITY. ЧЛЕН ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПО ВНЕШНЕЙ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ, ФУТУРОЛОГ И ЭКСПЕРТ ПО ИННОВАЦИЯМ