Земля в иллюминаторе: был ли Ричард Брэнсон в космосе?

11 июля 2021 года с космопорта «Америка» поднялся космический корабль SpaceShip Two. Мы привыкли, что космос ассоциируется с ракетами, но на этот раз идея была совсем другой: самолет-носитель WhiteKnight Two поднимался на 15 километров и выпускал ракетоплан VSS Unity с шестью человеками на борту, в том числе с основателем корпорации Virgin Group Ричардом Брэнсоном. Разогнавшись с помощью ракетного двигателя, Unity сделал «прыжок» вверх и достиг высоты 86 километров, а потом экипаж и пассажиры пару минут пребывали в невесомости. Прямой конкурент Брэнсона и Virgin Galactic, основатель Blue Origin Джефф Безос поздравил Ричарда, но выход в космос не признал, поскольку официально космос начинается на линии Кармана — на высоте 100 километров. Так побывал ли USS Unity в космосе и почему это так важно?
Земля в иллюминаторе: был ли Ричард Брэнсон в космосе?
richardbranson / twitter

Аргумент за: Брэнсон — молодец

В первую очередь — просто порадуемся за Ричарда Брэнсона, владельца компании Virgin Galactic, он первым начал продвигать идею отправки туристов в космос с помощью космоплана, стартующего с самолета-носителя, и обещал при этом гораздо более низкие цены, чем при полете на МКС. Путь оказался сложным и долгим, зато в первом же полете с пассажирами Брэнсон сам занял одно из кресел туриста. И это в 70 лет! Перспективы частного туризма впечатляют.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А космос 86 километров или не космос — так мы все находимся в космосе: и Земля, и ее атмосфера, и люди.

Аргумент против: Unity не достиг линии Кармана

Поздравления Брэнсону: его компания смогла первой спроектировать собственный космический корабль и отправить непрофессиональных астронавтом в космос («Роскосмос» — госкомпания, Blue Origin Джеффа Безоса сделает это только 20 июля, а SpaceX и вовсе к концу 2021 года, хотя профессиональных космонавтов отправляет на орбиту с прошлого года). Но можно ли все-таки назвать его полет космическим?

По международным меркам — нет. Международная авиационная федерация считает, что космос начинается выше линии Кармана — на высоте 100 километров. На линии Кармана для создания подъемной силы аппарату с крыльями (самолет, ракетоплан) приходится разгоняться выше первой космической скорости. В этом случае полагаться на аэродинамическую подъемную силу бессмысленно — первая космическая скорость обеспечивает аппарату движение по орбите.

Второй аргумент за: Брэнсон — астронавт

По меркам NASA и ВВС США космос начинается выше 50 миль (примерно 80 километров), а значит, Брэнсон и его экипаж побывали в космосе, пусть и в суборбитальном полете, не облетев Землю.

Хотя этот аргумент и не учитывает международные правила, но может стать важным маркетинговым инструментом — туристы с большей радостью заплатят за космический полет, чем за непонятное звание «суборбитальный турист». По американским меркам или по международным они «космические» — уже не так важно. А желающих у Брэнсона немало — он продавал билеты на полет за $200–300 тыс. еще в 2000-е, к 2014 году заработал с продаж $80 млн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
VirginGalactic / Youtube

Опять аргумент против: давайте играть честно

Если мы не хотим обесценить звание «космический турист», надо играть честно. Брэнсон молодец, что после полутора десятков лет трудов, неудач и новых свершений все-таки смог обогнать на неделю Джеффа Безоса. Но только и звание «космический» должно быть заслуженным.

Линия Кармана названа именем ученого Теодора фон Кармана, который первым рассчитал, что на высоте 100 километров и выше атмосфера настолько разряжена, что полеты аэродинамической авиации невозможны. Значение 100 километров во многом условное, так как расчеты были приблизительными. Но практика показывает, что это значение гораздо ближе к действительности, чем 80 километров, принятые в США.

Ракетоплан ВВС США X-15 достигал 107,8 километра (носителем выступил бомбардировщик B-52). Это произошло в 1963 году, так что никак не нарушает сложившийся порядок вещей, не оспаривает первенство Юрия Гагарина в космосе. Если брать гражданские модели, то SpaceShipOne, предшественник Unity, поднялся на высоту более 100 километров в 2004 году. То есть окрыленные аппараты вполне способны достигнуть границы 100 километров, при этом не выходя на орбиту, значит, не так уж высоко она установлена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, шаттлы NASA начинают аэродинамические маневры с высоты 120 километров, то есть уже учитывают наличие атмосферы. Примерно на этой же высоте космические аппараты считаются входящими в атмосферу; если нужно продолжить полет, нужно срочно поднимать орбиту. Ну а сама атмосфера Земли продолжается еще на тысячи километров, и ее следы наблюдаются в районе Луны. А та же МКС регулярно должна поднимать свою орбиту, так как постепенно снижается из-за трения об атмосферу. И это при полете на высоте 400 километров!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что граница 100 километров, отделяющая атмосферу от космоса, условна, но выглядит более обоснованной, чем 80 километров по меркам NASA.

Победа по дополнительным показателям: маркетинг имеет значение

Если принять во внимание все вышеупомянутые аргументы, пожалуй, неправильно говорить, что британский миллиардер побывал в космосе. Но гораздо важнее, что он пообещает покупателям. Сможет ли удержать заинтересованных, или через неделю их всех переманит Безос. Все будет зависеть от впечатлений, которые получат пассажиры: визуальные — от обзора из иллюминаторов; тактильные — от ощущения невесомости; имиджевые — от сопричастности к событию.

И Virgin Galactic, и Blue Origin, скорее всего, смогут предлагать гораздо более низкий ценник, чем запрашивают с космических туристов на МКС (точная стоимость не известна, но, по данным СМИ, составляет около $40–50 млн), и будут лояльнее к их подготовке (показательно, что первыми летят 70-летний Брэнсон и 82-летняя Уолли Фанк). Но смогут ли 15 минут заменить двухнедельное пребывание на МКС?