РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот скажи мне, американец: каково это — быть российским предпринимателем в США

То, что Россия активно поставляет ценные кадры в США, — давно не новость. Вспомнить хотя бы фильм Юрия Дудя про Кремниевую долину или новость этого года о том, что компания Momentus Space, основанная российским предпринимателем Михаилом Кокоричем, вышла на американскую биржу Nasdaq. До этого компания попала в самый авторитетный стартап-акселератор Y Combinator и привлекла больше $100 млн инвестиций. Кокоричу пришлось уйти с поста CEO и продать свои акции после затянувшихся проблем с Министерством обороны США и отказа в виде на жительство. Теперь генеральный директор компании — бывший замминистра обороны США Джон Руд. Правила жизни поинтересовался у других российских предпринимателей, сталкивались ли они с предвзятым или откровенно негативным отношением к себе в США.
Вот скажи мне, американец: каково это — быть российским предпринимателем в США


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Я двадцать шесть лет живу в США, много общался с американцами и никогда не встречал негативного отношения к русским. Я бы разделял две вещи: отношение к русским и отношение к России. В этом году я впервые профессионально столкнулся с негативной реакцией многомиллиардной компании, но не на то, что люди русские, а на то, что они граждане России. В целом же русских воспринимают как умных, интересных и культурных людей — это я слышал как от профессоров Беркли, где преподавал, так и от таксистов и официантов. 



Америка всегда открыта для новых людей, здесь можно свободно работать. Однако если вы не разделяете культуру и не показываете, что вы умеете работать по местным правилам, многие двери для вас будут закрыты. Покорить Америку за туристическую поездку вряд ли удастся, это тщательная работа. Люди хотят вас видеть, слышать, встречать много раз на протяжении нескольких лет, тогда они начнут думать, что с вами можно поработать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В Кремниевой долине, где я нахожусь, ценятся взаимность и создание ценности на будущее. Если вам доверились, например предоставили время на встречу, то вы сможете дать какую-то ценность, пользу этому человеку в ближайшее время. На поддержке взаимной выгоды и уважении ко времени друг друга налаживаются и поддерживаются отношения, но на это уходят годы. 


Про сегрегацию по национальному признаку мы в компании не слышали. Мы никогда не скрывали своих имен, страны происхождения и своего прошлого. Наши компании в США никогда не сталкивались с проблемами из-за того, что инвесторы — выходцы из России. На прошлой неделе одну из наших компаний купил Gap Inc., крупный бренд одежды. Сделку закрыли за неделю, вопросов никаких по «русскому следу» не было.


Когда мы единожды со скепсисом со стороны известного американского соинвестора попросили указать, какие конкретно риски, по его мнению, нужно закрыть по бумагам, комментариев по существу не услышали и спокойно проинвестировали в американскую компанию.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Мне недавно рассказали историю про разницу менталитетов, которая влияет на отношение к русским. Русский мальчик родился и вырос в Калифорнии, приехал в гости к бабушке в деревню где-то под Омском и пошел играть с ребятами в футбол. Один из мальчиков постоянно промазывал, из-за чего другие бурно реагировали, кричали на него и обзывали. Американский мальчик вернулся домой и сказал бабушке, что больше играть во дворе не будет, потому что его обижают. «Так он ведь и правда плохо играл?» — спросила бабушка. «У нас в Америке ему бы кричали "Давай, ты сможешь!» В США и правда намного лояльнее относятся к ошибкам, чем в России.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Негативное отношение и недопонимания могут возникать из-за различия менталитетов. Американцы обычно позитивные и улыбчивые и вежливы даже с незнакомцами. Русских же в целом считают более грубыми, прямолинейными, угрюмыми и неприветливыми. 


Американцы умеют настолько вежливо дать отказ, что русский человек зачастую этого не понимает. Они редко говорят твердое «нет», дают понять, что им «очень интересно, можно обсудить позднее» или что «сделают все возможное». 


Недопонимание также возникает из-за умения или неумения себя подавать и продавать. Американцы владеют этим навыком в совершенстве еще со школы, в то время как русские более скромные и не умеют себя расхваливать и говорить о своих навыках, поэтому могут произвести впечатление не уверенных в себе или недостаточно квалифицированных. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Специфика работы PR-агентств в России и в США тоже отличается. Почасовая ставка для американцев — обычное дело, и любое время, которое профессионал тратит на компанию, должно оплачиваться, даже если это поиск и сбор информации. В то время как в России считают только выполненные KPI и результаты, вне зависимости от того, сколько часов было потрачено на работу. 


Я не скрываю, что русский, когда у меня спрашивают, не прячусь за табличкой Eastern Europe: открыто говорю, что я из России и техническая команда у нас находится в России. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Факт того, что я русский, говорит инвесторам о том, что у нас сильная команда инженеров, что мы быстрые с точки зрения разработки.


В Калифорнии много русскоговорящих ребят, которые строят бизнесы или работают в крупных компаниях на высоких позициях, поэтому всегда можно познакомиться и связаться с кем-то для решения своих бизнес-задач, партнерств, коллабораций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Важно вписываться в контекст культуры, чтобы не казаться «пришельцем», которому нельзя доверять. Односложные имейлы вроде «Какой дедлайн у этого проекта?» или «Файл во вложении», где, казалось бы, все по делу, здесь воспринимаются как грубость. В Америке очень развита культура small talk: вы непринужденно болтаете о погоде, последних новостях и так далее. Это распространяется и на бизнес. Поэтому даже в рабочей переписке важно применять такую практику и поинтересоваться «Как дела у вашей бабушки, с которой вы провели выходные?». 


Американцы никогда прямо не скажут, что им не нравится, например, ваш продукт. Часто в бизнес-переговорах я замечаю, что они, наоборот, дают много положительных отзывов о стартапах, предлагают свои идеи и просят держать в курсе проектов. Русские воспринимают такой сигнал как зеленый свет, а американские коллеги просто проявили интерес, но дальнейшее партнерство не планировали. Важно читать это между строк. 


Кстати, о корректности — важно быть осторожным по поводу любого рода дискриминации: гендера, возраста, ориентации или национальности. У русских часто проскакивают шутки такого рода, просто потому, что мы не так остро воспринимаем эти проблемы. Американцы же сразу спишут вас со счетов за неосторожное высказывание. 


Вообще в Штатах, особенно в Нью-Йорке, все заняты своей карьерой и оценивают тебя в первую очередь по работе. Первый вопрос при встрече: «Чем ты занимаешься?» Так люди решают, интересен ли ты им в принципе и можно ли с тобой иметь дело. С точки зрения бизнеса это скорее плюс, потому что легко заводить полезные знакомства.

Загрузка статьи...