Сбер решил купить «Стокманн». Что эта сделка значит для ретейла?

Сбербанк покупает российское подразделение фэшн-ретейлера «Стокманн», соглашение о покупке 100% компании стороны подпишут в первой половине этого года. Сделка завершится после инвестиционной проверки, получения необходимых корпоративных одобрений участников и согласования от антимонопольщиков. Коротко объясняем, почему это важная новость.
Сбер решил купить «Стокманн». Что эта сделка значит для ретейла?
Павел Кассин/Коммерсантъ

В планах Сбера — «усилить позиции в электронной коммерции, увеличить долю одежды и обуви в обороте онлайн-сервисов». «Стокманн» будет интегрирован с маркетплейсом «СберМегаМаркет» и станет его фэшн-оператором.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новость могла бы оставаться незамеченной, «Стокманн» — не самый крупный ретейлер в России и не входит даже в топ-100 фэшн-компаний.

Однако новость говорит о смене парадигмы Сбера в отношении развития направления розничной торговли. До недавнего времени Сбер поглощал игроков ретейл-сектора, делая ставку на технологичные и инновационные компании. Например, в 2019 году сервис доставки продуктов Instamart (а в 2019 году доставка не была чем-то будничным) стал «СберМаркетом», а в 2020 году e-com-компания по онлайн-продаже лекарств «Еаптека» стала «Сбер Еаптекой», также присоединившись к экосистеме корпорации. «Стокман» же традиционный ретейлер, давно работающий на российском рынке. И, по мнению экспертов, его сделка со Сбером имеет довольно долгоиграющие последствия.

Кто владеет информацией, владеет миром

Основатель и генеральный директор информационного агентства Infoline Иван Федяков считает, что сделка Сбера и «Стокманна» подтверждает те опасения, которые давно были у игроков рынка: стало очевидно, что интерес Сбера не ограничивается технологичными компаниями.

«Одно дело — инвестировать в хайтек и IT-направления в торговле и оправдывать это стремлением развивать отрасль и экономику в целом. Другое дело — вступать в прямую конкуренцию с ретейлом. Эта сделка может оказать негативное влияние на потребительский рынок, мы получаем сильного конкурента, своеобразного монстра с тремя головами. Играть с ним — то же самое, что партия с соперником, который видит абсолютно все твои карты».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Ивана Федякова, Сбер обладает нерыночными преимуществами не только с точки зрения огромных финансовых ресурсов. Корпорация располагает в первую очередь большими массивами информации. Причем как о своих конкурентах, так и о потенциальных покупателях.

Павел Каравашкин/Коммерсантъ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эксперт в сфере ретейла, основатель агентства Lebedeva.Consulting Елена Лебедева говорит, что здесь в первую очередь важен контекст. Премиум-сегмент fashion-рынка ожидает своего восстановления уже в 2022 году, но основные игроки индустрии моды до сих пор ослаблены на фоне кризиса. На этом фоне шаг Сбера вполне логичен, скорее всего, это далеко не первая сделка корпорации по поглощению fashion-компаний.

«Это лишь видимая вершина айсберга, подозреваю, компания готовит еще несколько подобных сделок. Это довольно предсказуемо, потому что консолидация индустрии происходит во всем мире, не только в России», — считает Елена Лебедева.

Она также напоминает о том, что неделю назад американский онлайн-ретейлер Amazon заявил об открытии своего первого офлайн-магазина Amazon Style, который будет специализироваться на одежде, обуви и аксессуарах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Возможно, именно новость Amazon сподвигла Сбер рассказать о будущей сделке со "Стокманном". Очевидно, что они не вчера проснулись с намерением развивать fashion-экосистему. Думаю, компания смотрит в эту сторону уже года два и эта новость — PR-сигнал для всей индустрии. Сейчас они медленно, но верно реализуют эту стратегию и дожидаются момента, когда покупатели придут в себя, согласно прогнозам экспертов, в 2023 году и снова начнут тратить деньги на одежду на уровне 2019 года», — заключает Елена Лебедева.