Повышенная готовность: как вести себя в соцсетях и что делать при блокировке интернета. Памятка Правила жизни по диджитал-гигиене

После начала российской военной операции в Украине отдельным полем боя стали соцсети: любой пост, даже не связанный с основной повесткой, бомбардируется обвинительными или просто гневными комментариями, люди вступают даже не в полемику, а в открытый конфликт. Это истощает эмоционально вкупе с новостными заголовками. Волнует и другой вопрос: как долго мы еще вообще сможем пользоваться соцсетями? Роскомнадзор, перешедший в активную фазу блокировок, усиливает тревогу. Правила жизни вместе с маркетологами и подкастерами Павлом Гуровым и Алексеем Ткачуком отвечает на главные вопросы о новой диджитал-реальности.
Повышенная готовность: как вести себя в соцсетях и что делать при блокировке интернета. Памятка Правила жизни по диджитал-гигиене
Nijwam Swargiary/Unsplash.com

Какова вероятность, что мы останемся без соцсетей?

И Павел, и Алексей уверены: высока. Но есть надежда, что Россия повторит крымский сценарий: соцсети на полуострове работают, просто отключена таргетированная реклама, потому что американские компании не могут зарабатывать на подсанкционных территориях. «РКН уже заблокировал, Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и Twitter, на очереди Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)», — предупреждает Ткачук. По его словам, цензура в отношении государственных СМИ и правительственных организаций на этих платформах, ограничение каналов (например, НТВ) на YouTube очень возбуждают РКН. «Никто не хочет идти на диалог с ведомством — оно начинает замедлять соцсети. Скорее всего, дойдет до полной блокировки и — уж простите — будет право, как государственная машина. Соцсети, по мнению РКН, запрещают государственным СМИ доносить правду до россиян за рубежом и до остального мира, то есть покушаются на суверенитет России в интернете. Вот он и блокирует их в ответ, что большая трагедия и для российских пользователей, и для самой Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации): компания потеряет деньги, поскольку Россия входит в топ-5 по количеству аудитории Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)», — объясняет Алексей. Кроме того, масла в огонь, по словам Ткачука, подливают украинские маркетологи и таргетологи, запустившие антивоенную рекламу, которую пропускает жесткая модерация фейсбука (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). РКН реагирует соответствующе.


Что в таком случае делать?


Алексей уверен, что без интернета мы не останемся, и советует уже сейчас перебираться в VK, Telegram (в блокировку которого он тоже не верит), «Одноклассники». Особенно это актуально для инфлюенсеров — рекламодатели за ними подтянутся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Павел Гуров настроен менее оптимистично: «Лучше скачать мессенджеры, которые работают в офлайне, в частности Bridgefy, пока он еще доступен в AppStore, и карты Maps.me для ориентации на местности. Также на случай полного отключения интернета выкачайте всю "Википедию" с помощью специального приложения, чтобы было что читать». Более того, маркетолог советует выписать на бумагу телефоны всех близких и всех важных служб — скорой, такси.



Как вести себя в соцсетях в это тяжелое время?



«Самый корректный вариант, — делится Ткачук, — закрыть комментарии и личные сообщения». Берегите моральные силы, закрывайте аккаунты и не вступайте в полемику. С обеих сторон сыпется много резких высказываний и ужасных кадров. Павел Гуров поддерживает: «Вообще, лучший инструмент прекращения полемики — блокировка. У нас маловато душевных сил, и лучше припасти их для общения с близкими. Спорить с упертыми незнакомцами бессмысленно».

От публикации позитивного лайфстайлового контента лучше воздержаться. И вообще — лучше думать трижды перед публикациями, поскольку неясно, как Генпрокуратура будет оценивать контент на предмет фейков о военной операции. Если вы все-таки хотите жить в более-менее привычном ритме и выкладывать сторис, например, из баров, закройте аккаунт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ



Как отличить ботов-провокаторов от реальных людей?

Сообщения с вопросом «Что вы делали 8 лет?» часто приходят с подозрительных аккаунтов, похожих на ботов. Эксперты это подтверждают и советуют не тратить силы на переписку. С украинской стороны, по словам Ткачука, ботов отличить сложнее, поскольку реальные люди делают массовую рассылку в комментариях российских пользователей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если я морально истощен повесткой, как от нее отгородиться?


«Никак, — отрезает Алексей. — По крайней мере в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и Twitter, которые формируют ленту рекомендаций исходя из ваших подписок». Соответственно, если хочется выключить инфополе, можно временно отписаться от людей (а особенно от СМИ), активно высказавшихся по главной теме. Либо уйти на YouTube и в Telegram, новостная лента которых регулируются.



Как обезопасить себя от блокировки Apple и iOS? В интернете разошлась методичка по отключению автообновления айфонов. Насколько это действенный способ?



Ткачук считает отключение автообновления iOS «бредовой идеей»: нет никаких предпосылок к тому, что с помощью обновлений Apple начнет блокировать россиян, которые заплатили деньги за продукцию, а соцсети — сами себя.

Как можно обезопасить себя от звонков провокаторов и мошенников?


1 марта комик Денис Чужой написал в своем телеграм-канале, что ему поступил странный звонок: неизвестные, представившиеся сотрудниками частной военной компании Вагнера, сообщили, что за голову комика назначена награда, и призвали его «щемиться». Чтобы избежать подобных инцидентов, собеседники Правила жизни советуют поставить распознаватель номеров (такой есть, например, у «Яндекса») и не доверять никому, поскольку существуют сервисы подмены номеров. «Даже если кажется, что вы общаетесь с мамой, задавайте контрольные вопросы, чтобы убедиться, что это точно она», — заключает Гуров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ