Не друг и не враг: какова изнанка отношений Турции и России и каким видит Стамбул свое место на политической карте мира?

Россию и Турцию связывают тысячи исторических нитей. Больше, чем сосед; немногим меньше, чем близкий родственник; опасный, но важный партнер, Турция сегодня – это друг или враг?
Не друг и не враг: какова изнанка отношений Турции и России и каким видит Стамбул свое место на политической карте мира?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если на телевидении обсуждают Европу, Штаты или Китай, перед глазами аудитории встают разве что картинки, показанные на этом же экране. Когда говорят про Турцию, дело обстоит иначе. Турция — это реальность. Ежегодно туда выезжают порядка трех миллионов человек, эта страна – абсолютный лидер по выездному российскому туризму.

Когда заходишь внутрь Святой Софии, ставшей мечетью, невозможно не подумать о том, что Россия в общей сложности четыре века воевала за то, чтобы водрузить над ней крест. Когда идешь по Истиклялю мимо российского консульства, невозможно не вспомнить о том, что прадед Льва Толстого, будучи русским послом в Стамбуле, несколько лет просидел в заточении в Семибашенном замке, когда случилась очередная русско-турецкая война. Когда проплываешь на пароме мимо Принцевых островов, рассматриваешь маленький остров Бююкада, где изгнанный из СССР Лев Троцкий четыре года писал книгу «История русской революции».
Даже турецкий государственный флаг – полумесяц и звезда на красном фоне – стал частью нашего политического анекдота. Будто бы, когда Турция выразила неудовольствие по поводу того, что на флаге Армянской ССР изображена гора Арарат, находящаяся на турецкой территории, Сталин ответил — мол, на флаге Турции изображена Луна, а она, насколько ему известно, также находится вне территории Турецкой Республики. И таких исторических нитей, прочно связывающих нашу страну с Турцией, тысячи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Политические новости из Тур­ции нашего времени — настоящее испытание для любителей строгой черно-белой реальности, построенной на принципе «друг–враг». С Турцией никогда ничего непонятно. То турки убивают нашего посла или сбивают российский самолет в Сирии — и мы враги. То Эрдогана спасает от путча российская разведка, успев предупредить о заговоре, — и мы друзья. То тот же Эрдоган жестко заявляет непризнание присоединения Крыма или даже поставляет украинцам знаменитые ударные беспилотники «Байрактар» — и мы враги. То он сидит рядом с Путиным на открытии вновь отстроенной московской мечети или пускает газ по газопроводу «Турецкий поток» — и мы друзья. То в каком-нибудь турецком городе местная чеченская диаспора ставит памятник Дудаеву — и мы враги. То самолеты российского МЧС тушат пожары в Анталье и Мармарисе, в то время как у нас в Якутии горят миллионы гектаров леса, — и мы друзья.

В целом, мы, конечно, и не друзья и не враги. Просто так уж сложилось — у России с Турцией много «общих тем». Гораздо больше, чем с любой другой соседней страной, включая, пожалуй, даже Украину.

Общее число представителей тюркоязычных народов, проживающих непосредственно в России, — порядка 20 миллионов человек. Примерно половина — российские автохтоны: татары, башкиры, якуты, алтайцы, хакасы, кумыки, карачаевцы, балкарцы. Еще столько же — переселенцы из бывших среднеазиатских республик СССР. Тюркские языки — казахский, узбекский, киргизский, туркменский. И в этом смысле у известного геополитического концепта «русский мир» есть своего рода брат-близнец — «тюркский мир», географически расположенный внутри первого почти целиком. Кроме, собственно, Турции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если брать политическое измерение, Россия и Турция во многом вообще близнецы-братья. Две, если угодно, «недоевропейские», или, если политкорректнее, «евроазиатские» страны. Турция десятилетиями добивалась для себя хоть какой-нибудь евроинтеграции — ее так никуда и не пустили, кроме НАТО, где она бы тоже никогда не смогла оказаться, если бы не крайне выгодное географическое положение с точки зрения сдерживания «русской угрозы». Две «бывшие империи», многие провинции которых сегодня — независимые государства, находящиеся в крайне сложных отношениях с вчерашним сюзереном. Две кампании о признании геноцида — армянского (для Османской империи) и черкесского (для Российской). Наконец — самый неочевидный и в то же время самый значимый аспект «общего» — две страны — наследницы Византии, прямо или косвенно оспаривающие друг у друга это наследство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здесь наиболее яркий пример из недавнего — томос, выданный православной церкви Украины Константинопольским патриархатом. Самое поразительное в этом акте — то, что нынешний патриарх Константинополя официально отменил документ, выданный его предшественником московскому патриарху три с половиной века назад. И аргументация патриарха Варфоломея опрокидывает нас в споры, шедшие полтысячелетия назад, — не может Москва претендовать на звание Третьего Рима, есть один-единственный Новый Рим — Константинополь, бывший центром православия всегда и предполагающий им и оставаться.
В двух словах дело в следующем. Пока царская Россия мнила себя центром мирового православия, она так или иначе подчиняла все свои военно-стратегические устремления, даже делала смыслом своего существования освободительный поход на Константинополь, ставший Стамбулом. Это то, ради чего она присоединяла Причерноморье, Крым и Кавказ, строила Черноморский флот, вела столетнюю кавказскую войну, а потом и балканские войны; то, ради чего она самоубийственно шагнула в Первую мировую в 1914-м. Ленинский СССР и кемалистская Турция, сбросив с себя бремя старых религиозных войн, легко и быстро нашли общий язык — вопрос был снят на многие годы. Но сейчас, так же синхронно в обеих странах, процесс пошел в обратном направлении. В постсоветской России церковь снова стала де-факто государственной, а государство все больше опирается на «традиционные ценности». Но и в эрдогановской Турции все меньше вспоминают Кемаля с его курсом на современное светское государство — Кемаль век назад превратил Софию в музей, а Эрдоган сейчас снова сделал ее мечетью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А смысл сигнала Москве, поданного посредством украинского томоса, таков: даже не думайте, центр православия в мире теперь тоже у нас. Как было когда-то в титуле османского султана — «Предводитель мусульман, покровитель и защитник христиан...» Кстати сказать, турецкие неоосманисты на свой манер нервно отреагировали на ренессанс идеи халифата — вспомнив, что последние полтысячи лет титул халифа правоверных опять-таки носил именно турецкий султан; и меч пророка «Зульфикар», изображаемый на черном флаге ИГИЛ (организация признана террористической, ее деятельность запрещена в России. — Правила жизни), по сей день находится в Стамбуле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Учитывая все это, надо ли удивляться заявлениям Эрдогана по поводу Совбеза ООН — что (цитата) «неправильно, когда судьбы мира решает кучка победителей во Второй мировой войне»? В числе стран, которые должны в обязательном порядке участвовать в решении судеб мира, он, безусловно, видит в первую очередь свою собственную — по историческому, можно сказать, праву.

Разумеется, сама амбиция вновь переосмыслить себя как мировую державу — пока еще довольно нова и непривычна для современной Турции, давно уже привыкшей к «кемалистской» концепции компактного национального государства. Но аппетит приходит во время еды. Увенчавшийся полным успехом реванш Азербайджана в Карабахе, осуществленный турецким оружием и со всевозможной турецкой помощью, наглядно показал, что многолетняя стратегия по превращению Азербайджана в фактического сателлита Турции — работает. И вполне воспроизводима много где — от Ливии и Балкан до «постсоветского пространства».
Так все-таки для сегодняшней России нынешняя Турция — друг или враг? Реальность состоит в том, что ни то, ни другое слово не описывает корректно всей многогранной сложности переплетения и столкновения наших интересов. Которые в чем-то совпадают и делают нас почти союзниками — будь то «газовая дипломатия», отношения с Евросоюзом (одинаково сложные у обоих) или вечная «горячая точка» в Палестине. А по целому спектру других вопросов мы практически враги — в конце концов, недавняя карабахская война прямо рассматривалась всеми экспертами как война турецкого оружия (у азербайджанцев) с российским (у армян). И все равно каждый год миллионы русских людей каждый сезон едут к теплому морю в Анталью и Мармарис, десятки тысяч вступают в смешанные русско-турецкие браки, балканские страны получают русский газ по турецкой трубе, а товарооборот между Россией и Турцией превышает товарооборот между Россией и США. Больше, чем сосед; немногим меньше, чем близкий родственник; опасный, но очень важный партнер. А главное, в нашем случае все это — навсегда.