Как себя чувствуют российские стартаперы, которые делают бизнес за рубежом

Многие стартаперы из России развивают свои проекты за рубежом — разумеется, их бизнес зависит от санкций и иностранных денег. Некоторые из них оказались в сложной ситуации: с одной стороны, становится труднее работать на родине, с другой — западные инвесторы проявляют повышенную чувствительность к «русским корням». Сегодня предприниматели лишний раз боятся говорить публично о том, с чем им пришлось столкнуться за границей. Они выстраивают новые маркетинговые стратегии и боятся напугать инвесторов «неправильными» высказываниями. Часть из них прямо отказывается общаться с журналистами из России, откладывая диалог до лучших времен. Но нам удалось поговорить с некоторыми предпринимателями о том, как кризис и санкции повлияли на их жизнь и об их планах на будущее.
Как себя чувствуют российские стартаперы, которые делают бизнес за рубежом
Getty Images

Нидерланды

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наш стартап работает в области зеленой химии для снижения углеродного следа индустрии. Мы разработали технологию для производства бутадиена (углеводород, широко применяется в производстве шин, транспортных лент и других изделий. — Правила жизни) из возобновляемого сырья — спирта. Если говорить простым языком, мы хотим дать промышленности возможность делать автомобильные шины из картошки.

Поскольку ключевой рынок для биотехнологий — это Европа и Штаты, в 2020 году мы перевезли компанию в Нидерланды. Сейчас частично команда находится в Москве.

Первое, с чем мы столкнулись во время экономического кризиса и санкций, — это сложности с переводом денег.

Я, как человек, живущий на две страны сразу, был ошеломлен: практически моментально появились сложности с переводами между РФ и странами ЕС, а потом и вовсе все формы платежей заблокировали, включая использование моих личных карт от персональных счетов в России. Отдельно сказывается обесценивание рубля в два раза, которое делает все расходы в Европе сильно дороже.

Второй момент — на волне всеобщей «обеспокоенности» (а где-то даже истерии) мы получаем письма от партнеров в духе: «У вас есть русская связь, мы должны временно приостановить работу с вами». Это не повсеместная история, но несколько писем с просьбой приостановить сотрудничество мы уже получили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая проблема — в Европе много русских предпринимателей, которые находятся на территории Евросоюза по стартап-визам, которые требуют продления. Продлят ли нам, предпринимателям, теперь вид на жительство — большой вопрос.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас мы активно работаем с нашими инвесторами и партнерами, объясняем им, что мы — «зеленый» стартап, никак не связанный с политикой. Хотим найти PR-специалиста, который поможет нам сформулировать правильную коммуникацию.

Также мы планируем следующий раунд привлечения инвестиций. Многие венчурные фонды разделяют людей и государство и готовы работать, но что будет дальше — пока непонятно.

Мы не хотим скрывать, что развиваем именно российскую «зелёную» технологию, это наша история. Я верю в прозрачный бизнес, где в том числе видно, что контролирующие акционеры — обычные люди, на которых не наложены санкции.

Германия

Мы развиваем торговую площадку B2B Trade, которая объединяет производителей и оптовых закупщиков. Мы работали в России. Летом 2021 года вышли на другие рынки и к февралю 2022 привлекли первых поставщиков из 15 стран Европы и СНГ, в том числе Белоруссия, Казахстан, Армения, Турция, Италия, Германия, Франция. Общее число поставщиков на площадке перевалило за 7 тысяч, а ежемесячное количество оптовых закупщиков достигло 200 тысяч. Планировали масштабироваться в Европе, развивая международную торговлю. Мы фокусировались на оптовых закупках напитков и продуктов питания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я нахожусь в Берлине, моя команда — частично в России, частично в Турции, Армении, Италии, Германии, США. И все мы оказались в ситуации, когда нужно усидеть на двух стульях. Попытаться оставаться в России и помочь сформировать новые торговые связи на месте разрушенных, но при этом одновременно реализовывать наши планы по развитию в других странах.

Мы работаем на консервативном рынке, где тяжело происходит подстройка под обстоятельства. Например, во время пандемии мы помогали поставщикам перейти на цифровые площадки в условиях невозможности работы торговых представителей и привычных выставок. Сейчас рынок оптовой торговли столкнулся с новыми вызовами. С одной стороны, часть торговых связей, партнерств и логистических цепочек была разрушена. С другой стороны, в некоторых сегментах рынка наблюдается ажиотажный рост спроса. Например, по данным нашей внутренней статистики, спрос на бакалейные товары в марте по сравнению с февралем вырос в четыре раза, а готовность заключить сделку — в десять раз.

Мы помогаем в этой ситуации нашим партнерам-поставщикам справиться со сложностями. Чтобы те производители, которые имеют запасы необходимого товара, сейчас были найдены закупщиками, несмотря на то, что раньше они были менее популярны. Поставщики могут воспользоваться возможностью бесплатного размещения на площадке или платного для достижения более значительных результатов. Для поставщиков, приобретающих платное продвижение на площадк, мы даем бонус — рекламный баннер, чтобы бизнес получил больше выгоды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На европейском рынке мы пока не столкнулись с резким негативом в нашу сторону. Бизнес не слишком политизирован и старается быть объективным. Да, есть значимые формальные ограничения и сложности. Есть боязнь повышенных рисков при ведении бизнеса. Конечно, кто-то предпочитает взять паузу в сотрудничестве «до лучших времен». Но по-человечески русских специалистов и бизнесменов уважают, с ними готовы работать. Значимая часть поставщиков продолжают размещение на площадке.

Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нидерланды

Наша IT-компания создала инструмент, который не требует знаний программирования для создания собственного рабочего пространства. В личном кабинете клиент может управлять всеми сервисами самостоятельно. Можно роботизировать рабочие процессы, управляя всем в одном месте без написания кода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основные проблемы развития нашего сервиса связаны, разумеется, с отключением некоторых сервисов для управления нашими процессами. Правила игры поменялись, это влияет на скорость работы команды и коммуникацию разработчиков. Сейчас мы предохраняемся и дублируем код на отечественные платформы. Есть сложности с маркетинговой историей — российским пользователям запретили запускать рекламу через Facebook Ads как в России, так и за рубежом.

Помимо рекламного кабинета Facebook, на котором был завязан маркетинг в Instagram, перестал работать Google Ads. Все это создает сложности для генерации трафика. Есть проблемы финансового плана — не совсем понятно, как производить расчеты, чтобы не нарушать закон. В постоянно меняющихся условиях нужно быть максимально осторожным.

Сейчас мы думаем, как наладить процессы таким образом, чтобы в будущем внешние политические события не влияли на нас и не имели возможности приостановить нашу работу. У нас есть базовый план, которого мы придерживаемся изначально, по пути мы просто вносим в него корректировки. План «В» и план «С» будут строиться по дороге, потому что каждый час в мире все меняется и полноценно прогнозировать ситуацию сложно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В любом случае экономический и любой другой кризис — это всегда возможность. Мы верим, что в хаосе всегда рождается что-то ценное и большое. Поэтому мы продолжаем работать.

США

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После начала военной операции в Украине запустила инициативу WeHire, где публикует вакансии для россиян и украинцев.

По образованию я архитектор, но так вышло, что само образование стало волновать меня больше, чем архитектура, так что я уже 13 лет преподаю навыки в креативных индустриях. Сначала я делала онлайн-курсы для архитектурных вузов, а в 2016 году мы нашли разработчиков в Украине и партнеров в Штатах, вложили свои деньги и запустили artclever — международную платформу для обучения в этих областях. Команда получилась очень разносторонняя. Мы всегда работали одновременно и в Штатах, и в России, а разработчики находились в Украине.

Еще до событий мы видели колоссальный запрос на поиск работы от наших русскоязычных выпускников, но в последнюю неделю февраля это стало криком отчаяния — мне писали близкие друзья и знакомые, и все просили о помощи с контактами в индустрии архитектуры, дизайна интерьеров и т. д.

Так родилась инициатива WeHire. Мы понимали, что Facebook и другие сайты будут блокировать, и хотели создать максимально доступный ресурс, поэтому сейчас все вакансии и резюме хранятся в эксель-файле. Люди сами добавляют туда вакансии каждый день. Лист у себя в телеграм-канале опубликовала Ксения Собчак, о нем также рассказали некоторые американские компании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наша задача — поддержать креативный кластер, поэтому национальность не важна. Но многие работодатели предлагают вакансии только для граждан Украины, поэтому мы их выделяем желтым цветом. Но в целом мы призываем всех добавлять вакансии независимо от стран и национальностей, а мы, в свою очередь, переводим их на английский язык, если нужно. Мы тоже успели словить рейт из-за политической ситуации, но среди друзей и знакомых встречаем только поддержку. Американцы предлагают помощь, в том числе финансовую поддержку проекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы планируем искать деньги на развитие проекта. Я верю, что качество проекта важнее паспорта, поэтому мысли о том, что русским совсем перестанут давать деньги в Штатах, больше отражают наши комплексы и страхи. У меня были те же страхи три года назад, когда я питчила artclever американским инвесторам, но в итоге мой проект получил премию. Сейчас я не даю страху взять верх, потому что понимаю, что если я просто замру, то ничего не сделаю. Я вижу, что мы помогаем реальным людям, и у меня от этого появляются силы — плюс мне важно показать, что русские не стоят в стороне и тоже что-то делают.