Исторический выбор: что происходило до и после того, как были сделаны легендарные фотографии агентства Magnum
ТОМАС ХЕПКЕР, НЬЮ-ЙОРК, 2001
![Image Reference:
HOT2001009K004(NYC14238)
Thomas Hoepker
USA. Brooklyn, New York. September 11, 2001.
Thomas Hoepker
Magnum Photos / East News
Image Reference:HOT2001009K004(NYC14238)Thomas HoepkerUSA. Brooklyn, New York. September 11, 2001.Thomas HoepkerMagnum Photos / East News](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/e81/e81efea5d0e6363e328626da272b45e9_cropped_510x339.webp)
Thomas Hoepker
USA. Brooklyn, New York. September 11, 2001.
Thomas Hoepker
Magnum Photos / East News
Хепкер объездил весь мир от Гватемалы до Финляндии в поисках выразительных моментов, также он несколько лет был фоторедактором американского GEO. Но все-таки он прежде всего трэвел-фотограф, а не репортер. И этот снимок Хепкер решился показать только через пять лет. Причем не в публикации, а на своей ретроспективной выставке «50 лет работы» в Мюнхене. Фотография резко контрастировала с картиной событий 11 сентября, которая уже сложилась, и вызвала большую дискуссию.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/925/925fa9838beee3368f8e681de321f0e9_cropped_510x638.webp)
Рене Бюрри, Куба, 1963
![Image Reference:
BUR1963001W00074/26C
(PAR8791)
Rene Burri
Havana. 1963.
Rene Burri
Magnum Photos / East News Image Reference:BUR1963001W00074/26C(PAR8791)Rene BurriHavana. 1963.Rene BurriMagnum Photos / East News](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/75d/75d80e90568c7c61deef90a648f160ef_cropped_510x341.webp)
Rene Burri Havana. 1963.
Rene Burri Magnum Photos / East News
Известней этого портрета Че Гевары — только портрет, снятый Альберто Кордой. Но Корда, личный фотограф Фиделя Кастро, увековечил его как «героического партизана», лидера из песни, а Рене Бюрри создавал противоречивый образ, и это видно по контрольному отпечатку. В то время Че занимал должность министра промышленности, интервью проходило в Гаване для журнала Look. Известно, что при съемке команданте сказал, глядя в глаза Бюрри: «Если я догоню твоего друга Энди, я перережу ему глотку!» — и выразительным жестом показал, как именно это сделает. Эндрю Сент-Джордж был коллегой Рене и незадолго до этого снимал команданте — тот считал Эндрю агентом ЦРУ.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/9fe/9fe7f955a4387fc4603385d3e0079a6c_cropped_510x658.webp)
Пол Фуско, США, 1968
![Image Reference:
FUP1968010K078(NYC1706)
FUP1968010K006(NYC2439)
Paul Fusco
USA. 1968.
Paul Fusco
Magnum Photos / East News Image Reference:FUP1968010K078(NYC1706)FUP1968010K006(NYC2439)Paul FuscoUSA. 1968.Paul FuscoMagnum Photos / East News](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/ea0/ea0d1bc4d7c75d6dd44232da27afe314_cropped_510x340.webp)
Paul Fusco USA. 1968.
Paul Fusco Magnum Photos / East News
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/068/0681df52a0149dd9c2ab22a56af4cff3_cropped_510x340.webp)
Фуско можно назвать фотографом социального протеста, портретистом угнетенных. Но этот репортаж с борта похоронного поезда с телом Роберта Кеннеди, сенатора от штата Нью-Йорк, застреленного 6 июня 1968-го, через пять лет после убийства его брата Джона, переводит национальную трагедию в разряд семейной драмы. Поезд едет из Нью-Йорка в Вашингтон и показан через десятки разных скорбящих взглядов — на контрольном листе много толп. Так проводы Кеннеди превращаются в современное vanitas — размышление о тщете славы, вкусить которую в полной мере человек может лишь на смертном одре.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/ea3/ea315e4a91c67ce363343ec6ee3db812_cropped_510x781.webp)
Мартина Франк, Франция, 1976
![Image Reference:
FRM1976056W03913/18C
(PAR31651)
Martine Franck
France. Provence. 1976.
Martine Franck
Magnum Photos / East News Image Reference:FRM1976056W03913/18C(PAR31651)Martine FranckFrance. Provence. 1976.Martine FranckMagnum Photos / East News](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/f98/f988e9d01fc9bcd6e465b6f8acae22bd_cropped_510x338.webp)
Martine Franck France. Provence. 1976.
Martine Franck Magnum Photos / East News
Франк была замужем за Анри Картье-Брессоном, который вместе с Робертом Капой, Дэвидом Сеймуром и Джорджем Роджером основал агентство Magnum. После смерти Картье-Брессона она учредила фонд его имени, которым сейчас управляет их дочь Мелани. Сама Мартина часто снимала художников и культурную хронику. Эта сцена у пляжа на Лазурном берегу — формалистическая фотография, такая, в которой форма самодовлеюща: черное — белое, фигура — отражение, объем — плоскость.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/b3d/b3dcbea41b0d28f48abebb84d7554388_cropped_510x648.webp)
Мартина Франк, Непал, 1996
![Image Reference:
FRM1996006W00004/11A12C
(PAR86016)
Martine Franck
Nepal. 1996.
Martine Franck
Magnum Photos / East News Image Reference:FRM1996006W00004/11A12C(PAR86016)Martine FranckNepal. 1996.Martine FranckMagnum Photos / East News](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/70d/70d2004a77dc12d2f1cd9be0b6e61c77_cropped_510x341.webp)
Martine Franck Nepal. 1996.
Martine Franck Magnum Photos / East News
Как и в фотографиях на пляже, по этим контрольным отпечаткам видно, что поиск кадра у Франк сводился к поиску композиции, в котором были бы уравновешены динамика и ритмический рисунок. Но в одном случае это — физическое движение руки ученика, головы учителя и голубя. А в другом — движение взгляда самого зрителя, который скользит из-за спины мальчика к сцене, происходящей между двумя персонами на заднем плане.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/32d/32db1f239281dd95ae9e88ee0d1b305f_cropped_510x601.webp)
Сьюзан Майзелас, США, 1975
![Image Reference:
MES197500DW00008/21A
(NYC15727)
Susan Meiselas
USA. Fryeburg, Maine. 1975.
Susan Meiselas
Magnum Photos / East News Image Reference:MES197500DW00008/21A(NYC15727)Susan MeiselasUSA. Fryeburg, Maine. 1975.Susan MeiselasMagnum Photos / East News](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/121/12162bfc05e6daddae31d539b6dd421f_cropped_510x344.webp)
Susan Meiselas USA. Fryeburg, Maine. 1975.
Susan Meiselas Magnum Photos / East News
Сьюзан Майзелас — одна из лучших женщин-репортеров всех времен. Знаменитой ее сделала книга «Ярмарочные стриптизерши». Она фотографировала низший класс женщин, раздевающихся за деньги; тех, которые на сборной сцене танцуют на ярмарках в Новой Англии за пару долларов, а потом в шатре за сценой обслуживают деревенских мужиков. Этот проект стал одним из первых ярких выражений феминизма в документальной фотографии — не только потому, что женщина снимает женщин в патриархальной культуре, но и потому, что Майзелас впервые дает им право голоса. Она буквально записывала на диктофон их рассказы о себе, жизни и профессии. Эти рассказы стали неотъемлемым приложением к книге.
![](/_nuxt/img/esquire_2de4aa1.png)
![Image Reference:
GIB1984003W00004
(NYC98924)
Bruce Gilden
USA. New York City. 1984.
Bruce Gilden
Magnum Photos / East News Image Reference:GIB1984003W00004(NYC98924)Bruce GildenUSA. New York City. 1984.Bruce GildenMagnum Photos / East News](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/8b4/8b494eb5bee912ab08a329f76ffa802c_cropped_510x404.webp)
Bruce Gilden USA. New York City. 1984.
Bruce Gilden Magnum Photos / East News
Брюс Гилден, Нью-Йорк, 1984
![Image Reference:
GIB1984003W00004
(NYC98924)
Bruce Gilden
USA. New York City. 1984.
Bruce Gilden
Magnum Photos / East News Image Reference:GIB1984003W00004(NYC98924)Bruce GildenUSA. New York City. 1984.Bruce GildenMagnum Photos / East News](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/41b/41bd3d5c418663c9cfa4472a8efbb606_cropped_510x332.webp)
Bruce Gilden USA. New York City. 1984.
Bruce Gilden Magnum Photos / East News
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/8c0/8c098f65f8b75ef9ae3db605323e8085_cropped_510x332.webp)
Лучший ученик Роберта Капы, Гилден всегда близок к событию. Настолько, что иногда сам становится его центром. Это хорошо видно на кадре 20a по взгляду мужчины с ребенком на переднем плане — взгляд здесь становится основным выразителем эмоции. Гилден снимал в Маленькой Италии традиционный праздник в честь святого Януария. Но своими приемами фотограф усиливает восприятие сцены и создает событие для зрителя.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/8b6/8b6b969a6caf8b5a4ce7bcdbb173ed95_cropped_510x623.webp)
Эллиотт Эрвитт, Нью-Йорк, 2000
![Image Reference:
ERE2000001W00051/23
(NYC15335)
Elliott Erwitt
USA. New York City. 2000.
Elliott Erwitt
Magnum Photos / East News Image Reference:ERE2000001W00051/23(NYC15335)Elliott ErwittUSA. New York City. 2000.Elliott ErwittMagnum Photos / East News](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/5ea/5ea2aca3a38734d6f14ec79f54607a7e_cropped_510x338.webp)
Elliott Erwitt USA. New York City. 2000.
Elliott Erwitt Magnum Photos / East News
Эрвитт принадлежит первой генерации послевоенных фотожурналистов и второму поколению Magnum, но крепко держит в руках камеру: кадр сделан, когда ему было уже за семьдесят. На контрольном листе не слишком концептуальная выборка — видно, что фотографа волновало в основном, чтобы человек идеально сливался с животным. Эрвитт — самый известный фотограф собак за всю историю, и ему свойственно снимать собак, как людей. Не важно, чихуахуа это или бульдог, собаки на его снимках выглядят разумными существами, подлинными хозяевами жизни. Одна из самых известных книг Эрвитта так и называется — «Сукин сын».
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/58c/58cdf696edd4d7d2c0175a90c016f8a5_cropped_510x405.webp)
Стюарт Франклин, Пекин, 1989
![Image Reference:
FRS1989009K079(LON2647)
Stuart Franklin
China. Beijing. 1989.
Stuart Franklin
Magnum Photos / East News Image Reference:FRS1989009K079(LON2647)Stuart FranklinChina. Beijing. 1989.Stuart FranklinMagnum Photos / East News](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/253/2533081a5bb00d7b1128e7426cec0600_cropped_510x346.webp)
Stuart Franklin China. Beijing. 1989.
Stuart Franklin Magnum Photos / East News
Когда Magnum отправило Франклина в Пекин, он поселился в гостинице с видом на площадь Тяньаньмэнь, где проходили студенческие протесты. Утром 5 июня 1989 года репортер увидел из окна номера танки, спешащие по улице. В тот момент с ним были три других фотожурналиста, и неслучайно, что они сняли схожие кадры — сила этого образа в том, что за ним мы видим не фигуру фотографа, а фигуру героя. Не зря журнал Time включил этого «неизвестного повстанца» с авоськами в список самых влиятельных персон XX века, а Франклин получил за этот кадр World Press Photo.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/d24/d2498e6b3c703228e8cac6dcdc17f775_cropped_510x409.webp)
Филип Джонс Гриффитс, Уэльс, 1961
![Image Reference:
GRP1961034W00011/30
(LON47612)
Philip Jones Griffiths
Great Britain. Wales. 1961.
Philip Jones Griffiths
Magnum Photos / East News Image Reference:GRP1961034W00011/30(LON47612)Philip Jones GriffithsGreat Britain. Wales. 1961.Philip Jones GriffithsMagnum Photos / East News](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/52a/52a63af91a740779f7dfbe31fe89b2e9_cropped_510x743.webp)
Philip Jones Griffiths Great Britain. Wales. 1961.
Philip Jones Griffiths Magnum Photos / East News
Гриффитс — один из самых известных военных репортеров шестидесятых и семидесятых годов прошлого века. Он снимал в Алжире, где оказался среди партизан-повстанцев, борющихся за независимость, на Кипре — самый известный кадр этого конфликта принадлежит ему, — в Израиле и Камбодже. Его знаменитая книга «Вьетнам Инк.» стала одним из лучших антивоенных высказываний. Этот его ранний снимок о том, что война всегда с нами, даже в тихом Уэльсе, где просто закрыли шахты и остался только мусор. Именно этот кадр из серии выделяет странное сочетание деревенской идиллии, промышленной депрессии и тоски по утраченной культуре.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/129/12983f82bd987d00939b20377cc8a86c_cropped_510x629.webp)