«Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста»: как знакомились в России в начале ХХ века

«Где встретить любовь?» — вопрос, который волновал наших предков не меньше, чем нас. И если сейчас мы можем установить дейтинговое приложение и уже через пару мэтчей начать непринужденную переписку с незнакомцем с другого конца страны, то в конце XIX века дела с этим обстояли чуть сложнее. По случаю Дня всех влюбленных о том, как сто лет назад люди искали себе пару, рассказывают эксперты IT-сервиса для изучения истории семьи Famiry.
«Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста»: как знакомились в России в начале ХХ века
«Правила жизни»

Колоритные, хитрые, с крутым нравом

На протяжении нескольких веков роль посредника между будущими супругами выполняли свахи, ставшие в России настоящим культурным явлением. Они были совершенно незаменимы, особенно когда главной целью брака была материальная выгода. Свахи знали практически всех в городе, были изобретательны в своих методах, глубоко разбирались в брачных традициях и обычаях, умели войти в доверие и узнать самые интимные подробности жизни клиентов. Помните харизматичную сваху Акулину Гавриловну из «Женитьбы Бальзаминова»? Именно такими они и были — колоритными, хитрыми и с крутым нравом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чаще всего к услугам свах прибегали мещанские и купеческие семьи, чтобы организовать для наследника выгодную партию. Представители дворянского сословия обращались к ним чуть реже — предпочитали искать жениха или невесту через своих знакомых и в узком кругу. При этом сватовство всегда предполагало строгие ритуалы — они различались в зависимости от региона и служили гарантией удачного брака, процедура которого также была строго регламентирована.

«До совершения венчания жених должен был письменно или устно сообщить священнику о желании вступить в брак — назвать свое имя и имя невесты, уведомить о "состоянии", то есть рассказать о сословии, чине, звании, если они были, — говорит Дмитрий Кудинов, координатор архивного поиска, эксперт-генеалог IT-сервиса для изучения истории семьи Famiry. — После уведомления от жениха священник проводил в церкви процедуру оглашения: во время воскресной или праздничной службы объявлял, что такие-то прихожане хотят заключить брак, и уточнял у собравшихся к службе, не известно ли им каких-то препятствий к этому. Таких оглашений проводилось три — в разные дни. Если после последнего оглашения препятствий никто не высказывал, проводился "брачный обыск": в специальную книгу, получаемую из духовной консистории, записывались "персональные данные" жениха и невесты, а также сведения о том, что к заключению брака нет препятствий. Само венчание должно было быть совершено строго в церкви (не дома и даже не в часовне). Как правило, венчались в церкви, прихожанином которой был жених, но существовали региональные традиции, которые предполагали венчание в приходе невесты — это, например, было привычным явлением в Малороссии».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В поисках материальной поддержки и лекарства от одиночества

Однако технологический прогресс и распространение периодики, а также демократизация нравов оказали значительное влияние на брачную традицию и на то, как люди знакомились. Свахи постепенно отошли на второй план, их заменили объявления в печатных изданиях. Первым и самым популярным в Российской империи изданием такого рода стала «Брачная газета». Она выходила на протяжении 12 лет — с 1906 по 1918 год.

Брачная газета №29, 1914 год
«Брачная газета», №29, 1914 год
Российская государственная библиотека имени Ленина
Брачная газета, №38, 1908 год
«Брачная газета», №38, 1908 год
Российская государственная библиотека имени Ленина

«В первом номере "Брачной газеты" редакция заявила о ее глобальной и важной роли — укрепить высокое значение брака в общественном самосознании, — рассказывает Артем Маратканов, эксперт-генеалог, детектив, основатель IT-сервиса для изучения истории семьи Famiry. — Но если внимательно изучить объявления, которые печатались на страницах газеты, можно заметить, что у их авторов брак не всегда был самоцелью. Кто-то искал лекарство от одиночества и простую дружбу, кому-то нужна была материальная поддержка, а некоторые дамы даже публиковали объявления, предлагая в завуалированной форме услуги интимного характера. Казалось, что такое разнообразие нравов могло стать шоком для аудитории, которая относилась к браку как к таинству, но уже с первых номеров газеты стало понятно: она будет пользоваться большой популярностью».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примечательно, что мужчины отправляли в «Брачную газету» больше объявлений, чем женщины. Так, 58% объявлений в иркутском филиале приходилось на авторов мужского пола. Вероятнее всего, это связано с нормами морали, по которым публикация таких объявлений женщиной могла рассматриваться как действие, порочащее ее честь. При этом чаще всего писали в газеты представители интеллигенции: инженеры, учителя, студенты, выпускники гимназии, пианистки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Газета относилась к своей миссии крайне ответственно: номера продавались или доставлялись по подписке в специальных конвертах, а переписку можно было вести только через контору газеты, — говорит Артем Маратканов. — Объявления печатались на первой полосе и на разворотах, затем верстальщики "играли" со шрифтами и специально выделяли поярче первые строчки писем, чтобы они выглядели более привлекательно».

А вот фотографии в газете в то время не печатали — их можно было отправить письмом заинтересованному лицу, но обязательно с возвратом. Стоили они дорого, поэтому отправлялись только адресатам с серьезными намерениями. Спустя несколько лет существования газета стала хранить фотографии у себя: женихи и невесты посылали их в редакцию бесплатно, а каждый желающий мог прийти в контору и посмотреть фото понравившегося человека, не забирая его. Объявления с приложенной фотографией публиковались со специальными пометками.

С. Богацкий, женский портрет
С. Богацкий, женский портрет
Мультимедиа арт музей, Москва / Московский дом фотографии russiainphoto.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Где ты, мой друг жизни?»

Страницы «Брачной газеты» стали свидетелями демократизации нравов в Российской империи — с ее появлением каждый желающий вне зависимости от социального статуса и финансового положения мог попытать счастья, отправив несколько строк о себе в издание.

Люди без стеснения описывали себя и рассказывали об ожиданиях от второй половинки. Можно было встретить заметки, написанные в серьезной манере и с самоиронией, в виде стихов и на французском языке, а короткие и «сухие» объявления соседствовали с пространными рассуждениями о любви и смысле жизни. Авторы объявлений заявляли о материальном интересе и желании найти удачную партию, откровенно говорили о своих внешних недостатках, бедности и потребности в поддержке, в том числе финансовой. О последнем писали не только женщины — попадалось немало объявлений от молодых людей, которые готовы были к справедливому обмену: юность, образованность и приятная внешность взамен на содержание от состоятельной дамы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Брачная газета» №38, 1908 год
«Брачная газета», №38, 1908 год
Российская государственная библиотека имени Ленина
«Брачная газета» №38, 1908 год
«Брачная газета», №38, 1908 год
Российская государственная библиотека имени Ленина

«Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста. Женщина, откликнись».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Образованная, нравственная особа, знающая языки, хозяйство, красивая, симпатичная, с небольшими средствами, вышла бы замуж за пожилого господина».

«Бедный, симпатичный малоросс, 25 лет, готовящийся на аттестат, желает жениться на молодой особе со средствами, дабы была возможность продолжать образование. Подробности в письмах».

Не исключено, что откровенность корреспондентов стимулировал сам газетный формат. В конце концов намного проще написать, чего на самом деле хочешь от отношений, когда вас с потенциальным партнером разделяют расстояние, несколько газетных полос и невозможность получить прямой отказ. В крайнем случае никто не откликнется. Но разве это так уж страшно?

Впрочем, писали в «Брачную газету» далеко не только заинтересованные в браке по расчету. Много было и тех, кто действительно искал любовь, «сердечного друга» и надежное плечо. Мужчины и женщины писали об одиночестве, скуке и потребности в интеллектуальной и духовной близости. Женщины, описывая себя, часто подчеркивали такие качества, как скромность, нравственность, хозяйственность, доброта и интеллигентность. Мужчины же обращали внимание потенциальных невест на свою надежность, состоятельность и образованность.

«Чеховская Маша из "Трех сестер" не удовлетворена жизнью, тоскует, ждет своего Вершинина. Цель – брак».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Минуты одиночества тяжелы! Моя душа болит и жаждет найти родственную душу. Где ты, мой друг жизни? Откликнись, отзовись!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«До 40 лет не верил женщинам и думал остаться навсегда холостяком, но решил этим путем попробовать счастья! Подыскать себе барышню или вдову, верную и хорошую подругу жизни — жену. Блондин, со средним образованием и техническими познаниями, серьезный, добрый, не дурень и имею наличными 40 тысяч рублей».

«Дружно дожить остаток жизни с вдовцом 45-50 лет, хорошо обеспеченным, желает вдова, немолодая, симпатичная, чудной души, образованная».

«Брачная газета» №3, 1907 год
«Брачная газета», №3, 1907 год
Российская государственная библиотека имени Ленина

Появлялись на страницах газеты и объявления «с двойным дном». Молодые люди искали для себя отношений без обязательств, а девицы легкого поведения предлагали услуги. О последних говорить прямо было нельзя, поэтому авторы таких сообщений пользовались специальными кодовыми фразами, а себя именовали «опытными особами» — именно это слово использовали проститутки в начале XX века, чтобы подчеркнуть свой род деятельности.

Регулярно в «Брачную газету» приходили письма от счастливых молодоженов и заметки с местных свадеб, которые случились именно благодаря объявлению в газете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Будучи вдовцом пожилых лет, после нескольких неудач у представительниц прекрасного пола нашего города послал объявление. Объявление это нашло отклик у одной из тамошних обывательниц, затем состоялся обмен письмами, фотографическими карточками. Невеста приехала в Витебск, и спустя месяц состоялась свадьба».

Бывало так, что люди присылали письма в редакцию, прожив в браке уже несколько лет, — так сильна была их благодарность газете за то, что она помогла им встретить партнера. Некоторые письма, размещенные в издании, получали более 100 ответов, а свадьбы случались очень быстро — порой через несколько месяцев, а то и недель после знакомства.

Последний номер «Брачной газеты» вышел в 1918 году, издание просуществовало 12 лет. Однако после его закрытия тренд на знакомства через газетные объявления не угасал вплоть до 2000-х годов, некоторые издания печатают такие объявления и сейчас.