Клуб кинопутешественников: история культовой советской передачи

Мог ли простой советский человек попасть в Непал или Южную Африку? Легко – если прибегал к помощи Юрия Сенкевича и его «Клуба путешественников». «Правила жизни» вспоминают передачу, которая открыла целым поколениям окно в большой мир.
Клуб кинопутешественников: история культовой советской передачи
«Правила жизни»

Мама любила рассказывать, как однажды побывала в Румынии. И не просто побывала, а поехала с подругой в Бухарест и волею судеб встретила там генсека румынской компартии Николае Чаушеску: случайно оказалась в толпе зевак, когда Чаушеску ехал по проспекту на заднем сиденье правительственного кабриолета и величаво приветствовал собравшийся народ. Когда они поравнялись, мама помахала диктатору рукой, а тот заметил ее, улыбнулся и даже помахал в ответ. Соприкосновение с историей!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Насколько эта история про путешествие увлекательна? Ни на сколько. Если бы кто-нибудь решил рассказать такое миллионам телезрителей, то наверняка был бы изгнан из студии, не дойдя до конца истории. Другое дело, если перед нами умелый рассказчик, ученый, путешественник: тогда получилась бы та самая респектабельная передача советского телевидения.

На советском, а позже и российском телевидении работало много талантливых людей, но мало кто мог сравниться по опыту, эрудиции и умению увлекательно говорить обо всем на свете с Юрием Сенкевичем – легендарным телеведущим и ученым, который на протяжении тридцати лет рассказывал любознательной публике о мире в программе «Клуб путешественников». И уж кто-кто, а он точно мог преподнести любую историю так, чтобы миллионы восприняли ее не просто как интересную, а как лично пережитую.

Юрий Сенкевич и Тур Хейердал на записи передачи «Клуб путешественников», 1984 г.
Юрий Сенкевич и Тур Хейердал на записи передачи «Клуб путешественников», 1984 г.
«Правила жизни»

Занимательно, что прочно связанная с именем Сенкевича телепрограмма изначально создавалась без его участия. Впервые на советские экраны она вышла в 1960 году под названием «Клуб кинопутешествий». Ее ведущим и идейным вдохновителем был режиссер Владимир Шнейдеров, который управлял Центральной студией документальных фильмов и занимался лентами, снятыми в различных экспедициях. Авантюрный характер Шнейдерова куда только его не заводил — он побывал в Афганистане и Китае, прошел африканские тропики и километры уссурийской тайги, не забыв, разумеется, детально заснять свои путешествия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Материалы Шнейдерова и его коллег стали основой для многосерийного киноальманаха, который крутили в кинотеатрах перед фильмами. Каждая серия длилась около четырех минут: три минуты были посвящены жизни в СССР, одна – какой-нибудь зарубежной стране. Зрителям формат понравился, поэтому под влиянием положительных откликов альманах было решено переделать в отдельную телепрограмму – отсюда и приставка «кино» в названии «Клуб кинопутешествий». Под руководством Шнейдерова передача будет выходить еще 13 лет, вплоть до самой смерти автора.

Юрий Сенкевич в те дни тоже не сидел без дела. После института он успел поработать врачом в программе подготовки космонавтов, а в 1966 году, будучи 30-летним ученым-медиком, отправился в составе 12-й антарктической экспедиции на станцию «Восток», где исследовал проблему выживания человека в экстремальных условиях. Полученные данные помогли ему написать кандидатскую диссертацию. И эта работа свела Юрия Александровича с одним удивительным человеком, знакомство с которым во многом предопределило судьбу обоих. Этого человека звали Тур Хейердал.

В 1969 году норвежец, уже знаменитый на весь мир трехмесячным путешествием на бревенчатом плоту «Кон-Тики» по Тихому океану, затеял новый поход: он хотел пересечь Атлантический океан на древнеегипетской папирусной лодке. Хейердал хотел собрать многонациональную команду и поэтому обратился к Академии наук СССР с просьбой порекомендовать для экспедиции хорошего врача, знающего иностранные языки и хоть немного понимающего в мореходстве. Моряком Сенкевич был не самым великим, а вот как врач имел полезнейший опыт. С ним связались, и Юрий Александрович согласился. И вот так 25 мая 1969 года вместе с шестью путешественниками Сенкевич пустился в плавание от берегов Марокко на сделанной из папируса лодке «Ра».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

Однако через 56 дней поход пришлось свернуть. Проплыв пять тысяч километров, «Ра» не выдержала нагрузок и стала погружаться кормой в воду. Команда спешно покинула судно, но авантюрную идею не оставила. Доработав конструкцию, на следующий год экспедиция вновь двинулась по намеченному маршруту, и на этот раз их ждал успех. «Ра-II» достигла берегов Барбадоса, тем самым доказав, что древние египетские мореплаватели могли совершать переходы через Атлантику. Хейердал считал, что племена майя и инков были родственниками египтян (отсюда сходство в письменности и архитектуре пирамид), и возможность трансатлантического перехода косвенно подтверждала эту теорию.

В дальнейшем Сенкевич рассказывал, что один из самых сложных моментов тех двух экспедиций касался еды. Например, фотограф-египтянин Жорж Суриал угощал всех фирменным блюдом – невыносимо перченой рисовой ка- шей с раскрошенным черным хлебом, залитой томатным соусом с лимоном. Из-за остроты есть это было невозможно, но Сенкевич выкрутился – стал заедать кашу здоровенным ломтем арбуза. В остальном, по его словам, все прошло отлично, а участники команды к концу пути крепко подружились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разумеется, «Клуб кинопутешествий» не мог упустить случая и пригласил Сенкевича на передачу. Правда, пока только в качестве гостя. Тот рассказал в эфире о своих приключениях в Атлантическом океане и сразу покорил телезрителей своей непосредственностью и талантом рассказчика. На абонентский ящик передачи посыпались письма с просьбами почаще приглашать этого интереснейшего человека «с лучезарной гагаринской улыбкой», как выразилась одна из восторженных зрительниц.

В 1973 году Шнейдеров умер, и на место ведущего передачи взяли зоолога Андрея Банникова. Он грамотно излагал мысли, но был несколько нудноватым и порой включал менторский тон университетского профессора. Редакция стала подумывать о замене, да и сам Банников об этом просил, поскольку не мог совмещать работу ведущего с преподавательской деятельностью. Тут-то и вспомнили о Сенкевиче, который на тот момент работал в Институте медико-биологических проблем. Получив предложение, Сенкевич согласился, но с условием, что сможет совмещать обе должности (в институте он продолжал заниматься вопросами медицины в космонавтике), а если его вновь позовет дорога, редакция не станет чинить препятствий. На том и договорились.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А Андрей Банников все-таки внес свой вклад в работу телевидения: один из его учеников-аспирантов позже станет еще одной легендой – это Николай Николаевич Дроздов, всеми любимый ведущий передачи «В мире животных».

Поначалу Сенкевич держался в эфире немного скованно, но за пару-тройку передач привык и стал тем самым Юрием Александровичем Сенкевичем, которого знают миллионы, — с вкрадчивым бархатным голосом и фирменной улыбкой. Он очень умело вел себя с гостями, хотя профессиональным интервьюером не был. С робевшими перед его опытом путешественника Сенкевич был прост и располагал к беседе, с именитыми держался на равных, а желавших высказаться никогда не перебивал, переводя фокус камеры именно на них. Возможно, все дело в медицинском образовании, сформировавшем понимание психологии собеседников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А гостями «Клуба путешественников» зачастую были известные личности: Тур Хейердал, покоритель гор Карло Маури, ныряльщик-рекордсмен Жак Майоль, первым в мире погрузившийся на 105 метров на одном дыхании, основоположник дуалистической теории этноса Юлиан Бромлей.

В «Останкино» рассказывают, что «Клубу» долго не могли согласовать в качестве гостя Жак-Ива Кусто: якобы создатель акваланга имел связи с французскими спецслужбами, поэтому его появление на советском телевидении было нежелательным. Так это или нет, неизвестно, однако Кусто все-таки стал гостем «Клуба путешественников» и рассказал много интересного о подводном плавании и не только.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, с приходом Сенкевича передачу переименовали из «Клуба кинопутешествий» в «Клуб путешественников», но через какое-то время вернули старое название, поскольку зритель к нему уже привык. А позже опять переименовали в «Клуб кинопутешественников», что окончательно запутало редакцию, зрителей, Сенкевича и всех на свете. Именно под этим названием передачу внесли в 1985 году в Книгу рекордов Гиннесса как старейшую программу советского ТВ.

Возможно, передача могла поставить и новый рекорд, но через несколько лет СССР развалился, и советское телевидение навсегда прекратило свое вещание. Переход на новое российское ТВ «Клуб» пережил, хотя и с большим трудом. Как вспоминала супруга Сенкевича Ксения Николаевна, денег не было даже на аренду студии, поэтому несколько выпусков снимали у них на даче. Когда осветительные приборы и камеры включали в сеть, во всем поселке вырубался свет.

Через год передачу акционировали, и ситуация выровнялась. Но тут появилась другая проблема. В отличие от СССР, где основной материал снимался в союзных республиках и лишь часть времени посвящалась зарубежным поездкам, в современной России все стало ровно наоборот: внутренний туризм сошел на нет, а зарубежные туроператоры повалили в страну валом. Сенкевичу это не нравилось. Он сетовал, что в стране много интересных мест, а конъюнктура требует рассказывать о банальных туристических маршрутах. К счастью, к нулевым пришли деньги, и «Клуб путешественников» вновь мог позволить себе путешествовать, где хочется и интересно. Но ренессанс продлился недолго: 25 сентября 2003 года Юрий Александрович Сенкевич умер от сердечной недостаточности прямо на рабочем месте. Ему было 66 лет. А через несколько дней умер и «Клуб» — без Сенкевича в нем просто не было смысла. С гостями или без, с великолепным видеорядом или от руки нарисованными картами, будь то история об Антарктике или глухом непальском селе, Сенкевич будто брал зрителя за руку и уводил с собой к живописным и таинственным уголкам планеты. Вместе с ним зритель побывал на Эвересте и на Алтае, слетал на Камчатку и спустился в глубокие пещеры Туркменистана. Современное телевидение технически совершеннее, но вот харизмы Сенкевича ему определенно не хватает.