Платная демоверсия: что такое гроботерапия и зачем люди имитируют собственные похороны?
Заколоченный гроб и три пригоршни земли
Свою первую гроботерапию танатотерапевт и владелица самарского Центра ритуальных услуг «Благо памяти» Екатерина Костылева прошла еще пять лет назад. «Каждый год мы выпускаем новый календарь с рекламой наших услуг. А тут вдруг я решила попозировать сама, — рассказала она "Правилам жизни". — В общем, легла в открытый гроб ради фотосессии — по сути, совершенно случайно. Мне это, конечно, далось нелегко, заранее потребовалась серьезная проработка. Потом еще несколько лет я постоянно думала о пережитом — поняла, что это реально помогает переосмыслить многие вещи в жизни. Скажем, я поняла, что хочу жить так, чтобы после себя что-нибудь оставить, стремлюсь к этому. Не трачу время на обиды, ценю каждый миг, каждую секунду жить, ведь завтра может не наступить».
История имела продолжение: спустя четыре года, осенью 2023-го, Екатерина запустила услугу гроботерапии в собственном ритуальном центре. Теперь полежать в гробу и, по сути, «отрепетировать» собственные похороны в Самаре может любой желающий — вернее, не совсем любой. «Кандидатов много, но берем мы не всех, — объясняет Екатерина. — Просто так прийти с улицы и пройти у нас гроботерапию невозможно, и одного желания человека тоже недостаточно. Например, мы не примем без справки из психоневрологического и наркологического диспансера о том, что вы не состоите на учете. Перед процедурой с каждым желающим работает психолог — если, к примеру, мы поймем, что у человека есть суицидальные мысли, то тоже не возьмем».
Сама процедура в «Благе памяти» стоит от 35 тыс. рублей и, как говорит Екатерина Костылева, «до бесконечности»: на цену влияет слишком многое. К примеру, если клиент захочет позвать на «похороны» и «поминки» гостей, это будет стоить дороже. Если перед тем, как оказаться в гробу, захочет еще и полежать в холодильной камере морга — тоже. «Перед сеансом с человеком еще раз говорит психолог, уточняет, действительно ли он готов, — описывает процедуру владелица Центра ритуальных услуг. — Затем, если клиент не передумал, он сам выбирает себе гроб и ритуальную одежду. Мы его переодеваем, кладем на каталку; если нужно, завозим в холодильную камеру на одну минуту, там закрываем дверь, выключаем свет — это тоже часть терапии. Далее человек укладывается в гроб. Лично я рекомендую гроб с красным бархатом — тот самый, дешевый: он олицетворяет страхи из нашего детства, а это очень усиливает эффект от гроботерапии. Кроме того, такой гроб не завинчивается вентилями, как современные еврогробы, в которых вообще лежишь как в гостинице. Старые гробы заколачиваются гвоздями, а это очень важно — буквально неотъемлемая часть терапии».
Как только клиент оказывается в гробу, похоронная бригада выставляет «тело» в зал для прощаний, а церемониймейстер проводит соответствующий ритуал. По желанию клиента на процедуру могут за отдельную плату пригласить профессиональных плакальщиц. Гостей из числа родных и друзей позвать тоже можно. Впрочем, как призналась Екатерина Костылева, чаще всего близкие клиентов не в курсе того, что они решили пройти нестандартную психотерапевтическую процедуру.
После церемонии крышку закрывают, а гроб заколачивают. Чтобы клиент мог дышать, в крышке заранее проделывают отверстия. Потом гроб кладут в катафалк и везут в некое «специальное место», где проводится имитация опускания его в могилу: на крышку кидают три символические пригоршни земли. «По желанию человека, если он в порядке и ему не плохо, мы его можем оставить в могиле минут на пять, — говорит Екатерина. — Затем мы его из гроба достаем, а дальше еще в течение месяца с ним работает психолог». По словам владелицы «Блага памяти», клиенты реагируют на процедуру по-разному: у кого-то реакция позитивная, а у кого-то — «жестко негативная». Никаких серьезных эксцессов, по признанию Екатерины, пока не было — все-таки процедуру прошло не так много клиентов, ведь порог входа для желающих довольно высокий.
Лекарство от «достигаторства»
Впрочем, судя по всему, идея становится популярной. Об этом говорит тот факт, что с недавних пор гроботерапию можно пройти не только в Самаре. Этим летом СМИ начали активно писать, что такая услуга появилась в Ижевске — ее теперь предлагает местное ритуальное агентство «Комфорт». Как удалось выяснить «Правилам жизни», основательница агентства Евгения Злобина — ученица Екатерины Костылевой. Последняя называет себя сертифицированным специалистом по танатотерапии и преподает ее. «Евгения в первые в жизни прошла гроботерапию у меня, — рассказывает Екатерина. — На запуск этой услуги в своем городе она у меня спросила разрешения, и я ей его дала».
В Ижевске процедура стоит от 150 тыс. рублей, длится от 40 минут до трех с половиной часов и в целом почти не отличается от той, что проводят в Самаре. «На гроботерапию приходят с самыми разными запросами, — рассказала Евгения Злобина в интервью изданию Izlife. — Бывает, кто-то похоронил близкого человека — и себя вместе с ним. Ходит по земле как будто уже мертвый, ничему не радуется. С помощью этой практики можно вернуть человека к жизни... Кто-то приходит со своими кризисами и стрессами, например, после развода или потеряв смысл жизни. До определенного возраста многим людям свойственно "достигаторство". Но получив все блага и возможность безбедно жить, рано или поздно начинаешь задумываться: "А дальше что?" Все есть, а ничего не хочется. Гроботерапия позволяет проработать и такие проблемы, найти новые смыслы и новые цели в жизни».
Корреспондент того же портала Михаил Шмырев одним из первых в городе протестировал на себе необычную процедуру и сравнил ощущения, которые у него возникли уже в процессе гроботерапии, с эффектом от долгой медитации: «В голове — никаких мыслей, тревог, забот. Время как будто остановилось — пустота, тишина, транс...» При этом Михаил признается, что, когда гроб с ним привезли в зал прощания, тело внезапно наполнилось энергией, так что захотелось «двигаться, прыгать и танцевать». Ближе к концу сеанса, перед тем как над ним опустилась крышка гроба, журналист почувствовал, «как же это круто — жить», и ощутил желание «успеть за оставшееся до настоящей смерти время как можно больше».
Выпить пива и поговорить о смерти
Разумеется, изобрели гроботерапию не в Самаре, и вообще не в России, и не в 2024 году. Кто именно первым позволил желающим «порепетировать» свою смерть, чтобы начать больше ценить жизнь, неизвестно. Однако считается, что первопроходцами были азиаты: предлагать гроботерапию они начали еще в нулевые годы, а затем тренд распространился в Китае, Японии, Южной Корее и на Тайване.
Так, в 2002 году некий Ким Ки-Хо провел церемонию «фальшивых похорон» для 50 сотрудников университета в южнокорейском городе Андонге. Сперва участники от руки написали собственную биографию и сочинили надгробную эпитафию. Затем они переоделись в традиционные похоронные одеяния из желтого льна и легли каждый в свой гроб в одном большом помещении — под крышкой они «размышляли о своей жизни» в течение 30 минут. Целью сеанса была попытка научить молодых людей ценить жизнь, дабы снизилось число суицидов в стране (по этому показателю Южная Корея занимает лидирующее место среди развитых стран).
В 2012 году инициативу подхватило ритуальное агентство из Сеула Hyowon Healing Center. Здесь запустили услугу, которую так и называют — «фальшивые похороны». Сама церемония похожа на ту, что проводилась в Андонге: желающие сперва пишут о себе, затем переодеваются и ложатся в гроб — только уже на десять минут. За десять с небольшим лет гроботерапию в Сеуле прошли больше 25 тыс. человек — некоторые из них утверждают, что опыт изменил их и помог избавиться от суицидальных мыслей.
На Тайване, в медицинском колледже Jen-Teh, гроботерапию проходят уже студенты, которым предстоит работать с тяжелобольными или очень пожилыми пациентами: руководство считает, что, пережив хотя бы «понарошку» околосмертный опыт, молодые люди будут лучше понимать неизлечимо больных и испытывать к ним больше эмпатии. А в Японии, как и в Южной Корее, лечь в гроб при жизни может любой желающий — здесь сеансы гроботерапии напоминают дружеские ужины: участники едят, пьют пиво, разговаривают о смерти, а затем на несколько минут ложатся в гробы. Согласно местной примете, тому, кто успел полежать в гробу, будучи живым, гарантировано долголетие — видимо, поэтому такие «вечеринки», как говорят знающие люди, в Токио довольно популярны.
На постсоветском пространстве о гроботерапии (хотя тогда это слово еще не вошло в обиход) впервые заговорили в 2018 году, когда жители небольшой деревни в окрестностях Киева обнаружили в лесу 12 открытых пустых гробов. Как выяснилось после короткого расследования, «реквизит» принадлежал коучу Андрею Жельветро и в лесу он проводил психотерапевтические сеансы с подопечными. На момент, когда случился инцидент, он утверждал, что практикует подобное уже несколько лет.
В 2022 году о методике впервые заговорили в России: услугу «прижизненных похорон под ключ» запустила бизнес-коуч, основатель компании Prekated Екатерина Преображенская. За 3,5 млн рублей она обещала провести для клиента его похороны, включая религиозный обряд и закапывание гроба непосредственно на кладбище, где для этого были зарезервированы пустые могилы. Пролежать в гробу Екатерина предлагала от 20 до 60 минут («В зависимости от силы п****** в вашей жизни»). «В это время заказчик находится наедине с собой, связи с внешним миром у него нет, никто снаружи его не слышит, — рассказывала Преображенская в эфире радиостанции "Говорит Москва". — Эта процедура позволит переосознать жизнь и полюбить ее, понять свою миссию и раскрыть свой потенциал. Есть вероятность того, что после этой процедуры откроются новые таланты, экстрасенсорные способности и настигнут успехи в бизнесе».
Много ли нашлось желающих лечь в могилу за 3,5 млн, неизвестно. Сейчас Екатерина по-прежнему занимается бизнес-коучингом, но в своем Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской) про гроботерапию уже не рассказывает — все больше про то, как увеличить прибыль «в вашем инфобизнесе» и научиться хорошо «продавать свою экспертность».
Можно, только осторожно
Отличительная черта услуги, которую предлагают Екатерина Костылева в Самаре и Евгения Злобина в Ижевске, в том, что они попытались подвести под процедуру научную базу: лечь заживо в гроб разрешают только тем, кого этот опыт не травмирует, до и после процедуры клиентов сопровождает профессиональный психолог. Обе женщины до этого изучали танатотерапию — телесно-ориентированную методику авторства российского психотерапевта Владимира Баскакова.
На сеансах танатотерапии никого не кладут в гроб и не закапывают в могилу, но клиент под руководством психотерапевта ложится на пол и пытается полностью расслабить тело, как бы имитируя смерть, чтобы решить не дающие покоя вопросы, укоренившиеся в психике. У методики есть немало сторонников в профессиональном сообществе. «Если сравнивать две практики — имитацию смерти и танатотерапию, — то последняя представляется более надежной, так как является сформировавшимся подходом со своими правилами, методологией и протоколом, — считает психолог, гештальт-терапевт и специалист сервиса Alter Катерина Калоева. — Владимир Баскаков, психолог, с чьим именем ассоциируется данное направление в России, уже много лет разрабатывает эту методику, придерживаясь научного подхода».
Впрочем, вышесказанное не означает, что гроботерапию психологи считают шарлатанством. Как и любая масштабная встряска, она способна принести пользу. Главное, чтобы во время процедуры у клиента было профессиональное сопровождение, а сам клиент был точно к подобному опыту готов — не имел психических заболеваний и зависимостей и обладал достаточным психологическим ресурсом, чтобы «умереть» и «возродиться».
«Опыт имитации собственной смерти и похорон может быть полезен людям, которым трудно войти в контакт со своей телесностью (то есть замечать и распознавать телесные сигналы, ощущения), — говорит Катерина Калоева. — тем, у кого есть сложности с целеполаганием, привычка прокрастинировать, неуверенность в себе. А еще тем, кто не может приступить к фазе активных действий в разного рода делах; кто проживает сложный жизненный период, кризис, травму утраты, расставание или страдает от ПТСР. Эта практика опирается на наш страх смерти, честное признание которого позволяет пересмотреть свои жизненные ориентиры, ценности, выделить время и место тому, что по-настоящему нравится, волнует, вызывает отклик. Но в то же время человек должен иметь готовность к этой практике, достаточные психологические ресурсы для того, чтобы прожить сильнейшую фрустрацию от осознания конечности всего и всех. В противном случае это может травмировать еще больше и усилить имеющий страх, парализовать любую активность и желание развиваться».