Эра дофамина: обзор обновленного мобильного приложения Т-Банка
Больше не суперапп
Любопытно наблюдать, как в разных странах различается взаимодействие человека со смартфонами и, как следствие, мобильными приложениями. В Китае онлайн-сервисы превращаются в цифровых гигантов, замыкающих на себе все сферы жизни пользователя. В Европе и США, наоборот, предпочитают создавать более узкоспециализированные сервисы, добавляя все новые и новые иконки на экраны пользователей.
Как принято говорить про Россию, мы нашли собственный путь развития сервисов. Не стали взращивать диджитал-монстров с пугающе избыточной функциональностью, но все-таки миновали застой в способах обслуживания потребительских потребностей. Тренд последней пятилетки — замена массы разрозненных приложений с узкой специализацией на супераппы, объединяющие экосистемы продуктов и сервисов и способные в едином интерфейсе отвечать на разные запросы клиентов.
Спустя 5 лет после появления первых супераппов банки накопили достаточно обратной связи от пользователей, проанализировали свой опыт, определили направления для дальнейшего развития и в итоге обновили приложения. В конце ноября это сделал Т-банк, который к тому же анонсировал интригующую концепцию «дофамин-банкинга». Через несколько дней обновленное приложение выпустили и в Сбере.
Редакция «Правил жизни» изучила новую стратегию трендсеттера суперприложений, проверила на себе, можно ли заменить «гормоном удовольствия» традиционный стресс от решения бытовых вопросов и трат, и выяснила, действительно ли супераппы версии 2.0 помогут пользователям быстрее справляться с рутиной.
Соцсеть и навигатор
Первым делом обратили внимание на интерфейс приложения Т-Банка. После анонса масштабного обновления на иконку жали с легкой опаской, но обошлось без потрясений. Финансовые продукты были и остаются в центре внимания, так что новый функционал находится чуть в стороне. Он не отвлекает от привычного взаимодействия с банковским приложением и при этом всегда под рукой.
Ленту сториз дополнили упоминанием соцсети «Пульс», в которой говорят в основном о деньгах и на смежные темы. Открывается оттягиванием вниз, то есть всегда доступен. Самое время зайти, потому что классные никнеймы разбирают быстро. В основу соцсети положили наработки из прежнего «Пульса» с публикациями для инвесторов, но дополнили контентом о личных финансах, бизнесе, путешествиях, покупках и ресторанах. Как и в любой другой социальной сети, можно публиковать посты с фотографиями , подписываться на интересные аккаунты, ставить лайки, комментировать. А из необычного — можно посмотреть отзывы других пользователей на рестораны, магазины, отели...
В другой стороне — ниже привычной информации о счетах, вкладах и инвестициях — разместили четыре «Сферы». Они объединили все важное и полезное по четырем категориям: дом, авто, покупки и путешествия. Например, в разделе «Дом» собрана информация о недвижимости, которая есть у пользователя в собственности, и указана ее рыночная стоимость (она, к слову, обновляется ежемесячно). Кроме того, здесь будут появляться счета за ЖКУ и напоминания об оплатах, можно заказать продукты и товары для дома, оформить страховку, изучить скидки и другие предложения от партнеров. А еще доступна статистика по всем расходам в этой категории. Удобно, что на основе этих данных можно оптимизировать свои траты, связанные с бытом — например, сократить расходы на покупку декора в квартиру.
Сфера «Авто» пригодится водителям и тем, кто только готовится сесть за руль. Можно купить новый автомобиль без наценки и дополнительных услуг, добавить информацию об авто в собственности, проверить и оплатить штрафы, посмотреть ежемесячные и годовые расходы на содержание личного транспорта, а еще в одно касание записаться на техобслуживание или узнать, где находятся ближайшие парковки и заправки. Причем приложение автоматически напомнит, когда пора залить полный бак. В сфере «Путешествия» найдутся направления мечты, тематические подборки, рекомендации, бот-помощник и нужные сервисы для планирования отпуска. Наконец, в разделе «Шопинг» расположен маркетплейс товаров по выгодным ценам.
Редакция уже открыла сезон охоты за многочисленными новогодними подарками, поэтому в сфере «Шопинга» мы волей-неволей провели чуть больше времени. Сначала нам показалось, что это типичный маркетплейс, созданный в попытке навязать конкуренцию другим крупным игрокам рынка. Но на деле концепция оказалась другой. Миллионы товаров внутри «Шопинга» вы не найдете, вместо этого – продукция десятка тщательно отобранных ритейлеров и монобрендов в самых востребованных категориях, включая электронику, одежду, косметику, дом и декор. А главное, на все покупки действует повышенный кэшбэк 10% от стоимости. Кроме того, доступна оплата долями или рассрочка. Выбор брендов обширный: от демократичного Befree до премиального 12storeez. Кроме того, здесь уже представлены Hoff, Золотое Яблоко и многие другие.
Удобно, что сферы объединяют все продукты и информационные сервисы в одном окне и позволяют быстро решать бытовые вопросы с минимальным количеством переходов между экранами. При этом все функции взаимосвязаны: стоит запланировать отпуск — сфера путешествий отразится на сфере шопинга и вам начнут предлагать больше релевантных товаров. А в «Пульсе» появится больше контента про отдых.
С таким подходом к организации экосистемных продуктов и сервисов Т-Банку удалось решить одну из главных проблем суперприложений. Постоянно растущее количество доступных функций больше не сбивает с толку и не усложняет интерфейс. Но все же еще есть, над чем поработать. Приложение закрывает множество потребностей автомобилистов – от покупки запчастей до обслуживания транспорта. А вот домоседам предоставленных возможностей явно не хватает. Почему водители могут записаться в автосервис, не выходя из супераппа, а вызвать мастера или, условно, сантехника на дом в приложении нельзя?
Однако мы признаем, что в плане удобства супераппы 2.0 – это следующий логический этап эволюции диджитал-продуктов. Мы получаем более совершенный и быстрый сервис. Концепция «дофамин-банкинга» работает: приобрести товары и услуги теперь можно быстрее, а контролировать личные финансы и оптимизировать расходы стало проще.