Святые разбойники: как преступный мир создает собственные культы

Истории о раскаявшихся преступниках, вставших на путь веры, существуют в разных религиях. Но многие представители криминального мира истово верят в Бога, не планируя прекращать преступную деятельность. Порой они создают альтернативные религиозные течения и культы. «Правила жизни» вспомнили несколько ярких примеров.
Антон Ширяев
Антон Ширяев
Святые разбойники: как преступный мир создает собственные культы
Мина Милк

Нарушение закона — это всегда риск, что тебя поймают, ранят или убьют. Наверное, поэтому преступники так часто бывают религиозными. Так или иначе, во многих криминальных структурах, особенно когда речь идет об организованных группах, религиозная атрибутика и символы становятся неотъемлемой частью жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ндрангета» — организованная преступная группировка из итальянского региона Калабрия — почитает своим покровителем святого архангела Михаила, и его икона есть у каждого ндрангетиста. Представители группировки утверждают, что несут справедливость и противостоят погрязшему в грехе государству. «Каморра» и «Сакра корона унита», ОПГ из Неаполя и Апулии соответственно, тоже почитают святого Михаила. Парадоксально, что официальная католическая церковь считает этого святого... покровителем полиции!

Но все это примеры апроприации преступными группами уже существующих святых. В Латинской Америке бандиты пошли дальше и создали собственные культы, которые стали перенимать законопослушные граждане.

Перед смертью все равны

Как юг Италии невозможно представить без мафиозных группировок, так и север Мексики — без наркокартелей. Во многом подменившие собой государство, картели принялись создавать и собственную мифологию, и собственную религию.

Наряду с показной преданностью католической церкви представители картелей поклоняются и другому божеству — Santa Muerte, Святой Смерти. Этот культ связывают с городом Катемако, штат Веракрус, который снискал славу мексиканской столицы колдовства. Город расположен в самом центре страны — в тысяче километров от опасных северных штатов. На этой территории веками жили племена ольмеков и ацтеков, и индейские верования прочно вошли в местную культуру. В том числе и самые кровавые из них.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В современном виде культ Святой Смерти сложился уже в XX веке. Согласно легенде, Смерть в красном балахоне явилась одному из шаманов Катемако во сне. Он создал нелегальный храм Смерти и алтарь с ее статуей, и культ пошел в народ. Канонический образ Санта Муэрте напоминает Деву Марию, но вместо головы под балахоном — череп. В одном образе объединились две священные фигуры народного пантеона: Богоматерь и Миктлансиуатль — богиня смерти у ацтеков, которая традиционно изображалась в виде женщины с черепом вместо лица.

Мина Милк

Со временем фигурки Смерти стали такими же популярными атрибутами домашних алтарей бедных мексиканцев, как статуэтки Иисуса Христа, святого Иуды Фаддея и Девы Марии Гваделупской. А культ Святой Смерти распространился за пределы Мексики — сейчас его последователи есть и в США, и в Сальвадоре. Едва ли не ключевую роль в этом сыграли преступные группировки, которые выбрали Санта Муэрте своей покровительницей. Раз для Смерти все равны, то и помогает она не только тем, кто ведет праведный образ жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Преступники наносят татуировки с изображением Святой Смерти, финансируют строительство храмов, приносят своему божеству подношения: шоколад, дорогие сигары, алкоголь и... людей. Ритуальные жертвоприношения, конечно же, происходят достаточно редко, но они не единичны.

Связи с преступностью и жертвоприношения сделали поклонение Святой Смерти нелегальным. Одна только татуировка с ее изображением автоматически означает проблемы с полицией.

Наркосвятой

В северном штате Синалоа жил Хесус Мальверде — фигура, которая в глазах мексиканского криминалитета может поспорить со Святой Смертью. Неоспоримых подтверждений того, что Мальверде существовал в реальности, не существует, но биография наркосвятого достаточно подробно зафиксирована в его «Житии». Родился он в городке Мокорито, что в ста километрах от Кульякана, столицы Синалоа, и всю жизнь прожил в родном штате. Известна и точная дата рождения — 24 декабря 1870 года, канун католического Рождества. Родители дали ему имя Хесус Хуарес Масо. Имя Иисус — Хесус по-испански — в Мексике часто получают дети, рожденные в сочельник.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Практически вся жизнь Масо прошла при правлении генерала Порфирио Диаса, мексиканского диктатора. В это время в страну хлынули инвестиции, развернулось железнодорожное строительство, экономика начала расти, но вместе с ней выросли инфляция и имущественное расслоение.

Отец и мать Масо были портными, и он поначалу помогал им с заказами. Но денег на жизнь не хватало, и юный Хесус отправился на строительство железной дороги. За время его отлучки родители умерли не то от голода, не то от отсутствия денег на лекарства. Потрясенный потерей близких юноша поклялся бороться с системой и помогать нуждающимся. Он грабил богатые дома плантаторов, железнодорожных магнатов, банкиров и проворовавшихся чиновников, а добычу раздавал беднякам. Богатые прозвали его Зеленым Дьяволом — Мальверде. Слово mal, в переводе с испанского — «плохой», часто используется для обозначения дьявола, а verde значит «зеленый».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и полагается подобной истории, в ней должен быть антагонист — полная противоположность герою. Если Хесус был мексиканским Робин Гудом, то его противником должен был стать местный шериф Ноттингемский. Франсиско Каньедо — ставленник Порфирио Диаса и губернатор штата Синалоа, богач и друг богачей. Он назначил за голову Мальверде десять тысяч песо и напрямую бросил ему вызов: пообещал прекратить преследование, если тот украдет его шпагу прямо из губернаторского дома. Надо ли говорить, что Хесус завладел шпагой?

В минуты опасности помощь нередко приходила Мальверде от обожавших его мексиканцев. Поранил ногу в капкане для койота или получил пулевое ранение в руку — повязки на соответствующих местах появлялись на следующий день у всех мужчин, сбивая полицию со следа.

И все же эта история — без хеппи-энда. Мальверде погиб 3 мая 1909 года. Версий его смерти несколько, и в каждой он оказывается благородным героем.

Общий финал у всех легенд — чудеса, которые начинали происходить сразу после смерти Мальверде.Губернатор Каньедо потребовал не хоронить тело, пока от Хесуса не останутся голые кости. Но бедняки начали приносить к телу камни, складывая их в пирамиду, которая должна была со всех сторон окружить мертвого Хесуса. Каждый клал камень, молился за своего героя и просил его о помощи. Однажды старик, потерявший единственную корову, попросил Мальверде помочь с ее поисками. Не успел камень занять свое место, как он услышал мычание за спиной. За этим последовали и другие чудеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так Хесус стал народным святым, не признанным официальным Ватиканом, а портные, строители и железнодорожники выбрали его своим небесным покровителем.

В XX веке к ним присоединились представители еще одного сообщества – наркокартелей. После того как в начале 1990-х годов американцы разгромили Медельинский картель Пабло Эскобара, крупнейшим поставщиком наркотиков в США стал картель Синалоа. Вместе с новыми преступниками пришел и культ Хесуса Мальверде. Так локальный народный святой Синалоа вышел за пределы штата и обрел популярность в Тихуане на границе с США, в Лос-Анджелесе и в Кали, родине одноименного колумбийского картеля.

Главное место культа Мальверде — часовня, которую построили в 1980 году рядом с той самой пирамидой из камней. Верующие несут в нее ретаблос – таблички с изображением Хесуса, написанной просьбой и картинкой, ее иллюстрирующей. Часто наркоторговцы просят Мальверде помочь им успешно переправить товар в Штаты или благодарят за успешное завершение миссии.

Герои улиц

Феномен, подобный Хесусу Мальверде, возник в наши дни в Венесуэле. С той лишь разницей, что венесуэльский Робин Гуд — это не один преступник, а целая ОПГ. В бедных районах Каракаса в 1950-е годы орудовала банда, во главе которой стоял Хуан Франсиско Каррильо, также известный как Исмаэль Санчес. По легенде, он и его команда обворовывали богатых, помогали бедным, противостояли продажным представителям системы и прослыли народными героями. Все закончилось в 1963 году, когда один из «оборотней в погонах» убил Исмаэля в перестрелке. Постепенно банда распалась: кто-то погиб, кто-то сел, и со временем не осталось ничего кроме легенды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мина Милк
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1980-е годы жители района начали молиться Санчесу и его подельникам, которых вместе прозвали Сантос маландрос, просить у них защиты и в благодарность устраивать алтари с фигурками представителей группировки. Члены уличных банд окуривают их дымом сигар, омывают алкоголем, жертвуют им оружие. Гражданское население обходится подношениями попроще: еда, сладости, газировка. Существуют разные каноны изготовления фигурок. Кто-то стилизует их под начало 1960-х, кто-то одевает по современной моде.

Культ давно вышел за пределы Каракаса, что раздражает власти страны, — они утверждают, что Сантос маландрос создают негативный образ столицы и отпугивают иностранных туристов. Так противостояние Святых бандитов и власти продолжается даже после их смерти.