Стрелы, драки, интриги: главные скандалы с папарацци в истории фотожурналистики

В Мультимедиа Арт Музее открывается выставка «Король папарацци» итальянского фотографа Рино Бариллари. За более чем полувековую карьеру он стал настоящим воплощением феномена папарацци — явления скандального и провокационного. Жизнь богатых и знаменитых интересовала читателей газет, позволяя им отвлечься от бедной и депрессивной действительности послевоенной Италии, сами же звезды вовсе не приветствовали бесцеремонное вторжение в личную жизнь. Лучшей иллюстрацией этому служит сам Бариллари, превративший конфронтацию в искусство: из-за своей работы он 165 раз попадал в больницу, 12 раз ему ломали ребра, разбили 78 фотоаппаратов и 40 вспышек. Мы решили собрать несколько знаковых моментов из истории самого скандального жанра фотожурналистики.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Стрелы, драки, интриги: главные скандалы с папарацци в истории фотожурналистики
Предоставлено Рино Бариллари

Стрелы Аниты Экберг, 1960

В 1960 году на экраны вышел фильм «Сладкая жизнь» Федерико Феллини, в котором шведская актриса Анита Экберг сыграла главную женскую роль. Забавно, что именно этот фильм дал нам слово «папарацци» — по имени одного из героев, преследующего звезд навязчивого фоторепортера Папараццо. Популярность «Сладкой жизни» сделала жизнь актрисы почти невыносимой: фотографы следовали за ней днем и ночью, не давая ни секунды передышки. В октябре 1960 года папарацци заметили ее в компании женатого кинопродюсера и проследовали за парой до дома Экберг. О том, что случилось дальше, мы знаем лишь по нескольким сохранившимся фотографиям и рассказам их создателя Феличе Квинто: Анита Экберг зашла в дом и вскоре выбежала обратно — сбросив неудобные туфли и вооружившись луком со стрелами, она потребовала отдать ей отснятые пленки. Квинто отказался и, если верить ему, был ранен в левую руку — впрочем, подтверждений этому найти довольно сложно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотограф Феличе Квинто, 1965
Фотограф Феличе Квинто, 1965
Santi Visalli/Getty Images

Роман Ричарда Бертона и Элизабет Тейлор, 1962

Феличе Квинто был известен своими неординарными методами: он мог часами сидеть в засаде в ожидании нужного кадра или маскироваться при помощи шпионского арсенала париков, фальшивых усов и разнообразной одежды, но свой главный снимок он сделал издалека — на телеобъектив. В 1962 году он снял отдыхавших на яхте звезд «Клеопатры»: женатого (не на Элизабет Тейлор) Ричарда Бертона и бывшую за мужем (не за Ричардом Бертоном) Элизабет Тейлор. Разразившийся скандал вышел далеко за рамки Италии — Тейлор осудили и в Ватикане, и в палате представителей США. Интересно, что публичное осуждение было направлено именно на Тейлор — не на Бертона и тем более не на заснявшего их Феличе Квинто. Зато весь мир услышал о папарацци.

Рино Бариллари и Питер О'Тул, 1963

Неизвестный автор, Рино Бариллари бьют сумкой, 1980-е
Неизвестный автор, Рино Бариллари бьют сумкой, 1980-е
Предоставлено Рино Бариллари
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рино Бариллари был моложе Феличе Квинто и Тацио Секкьяроли — первых итальянских папарацци, вдохновивших Федерико Феллини на съемку его фильма. Но возраст никогда не был для него помехой. Снимать он начал еще подростком, а в первую передрягу попал до достижения совершеннолетия: молодой Бариллари подкараулил у выхода из клуба актера Питера О'Тула с любовницей. Разозленный актер догнал папарацци, вырвал из его рук камеру и разбил о голову — в больнице Бариллари наложили четыре шва. Поскольку ему еще не исполнилось 18, в больницу вызвали его отца. Они подали в суд на О'Тула, и тому пришлось заплатить огромную по тем временам компенсацию — 1 млн итальянских лир. Об этом скандале писали газеты по всему миру, и на следующий день юный Бариллари проснулся знаменитым. Эту тактику он успешно применяет и по сей день — сегодня уже 80-летний фотограф ждет начала судебного процесса над Жераром Депардье, набросившимся на него в римском кафе в мае 2024 года.

«Галелла против Онассис», 1982

Жаклин Кеннеди, 1971
Жаклин Кеннеди, 1971
Ron Galella/Ron Galella Collection via Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К 1970-м годам, с закатом золотой эпохи итальянского кинематографа, фокус папарацци сместился в сторону США. Самым ярким из американских папарацци той эпохи был Рон Галелла, устраивавший настоящую охоту на голливудских звезд. Уставший от назойливого внимания Марлон Брандо однажды сломал фотографу челюсть и выбил ему пять зубов, однако избавиться от Галеллы было не так легко — на следующую встречу со звездой тот в качестве предосторожности надел шлем для американского футбола.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако главной обсессией Галеллы была Жаклин Кеннеди-Онассис, бывшая первая леди США. Их противостояние оказало огромное влияние на всю индустрию. В 1972 году Кеннеди-Онассис подала в суд на фотографа и добилась того, что Галелле было запрещено приближаться к ее квартире ближе чем на 91 метр (100 ярдов) и фотографировать ее ближе чем с 45 метров (50 ярдов). Это был первый громкий судебный процесс такого рода. Впрочем, фотографа это не остановило — в 1982 году его поймали за нарушением запрета и выписали штраф $10 тыс. В свою защиту в суде Галелла объяснял, что хорошую фотографию с такого расстояния не сделаешь. Иронично, что после смерти Жаклин почти все материалы, посвященные ее памяти, были проиллюстрированы снимками Галеллы.

Гибель принцессы Дианы, 1997

Рино Бариллари, принцесса Уэльская Диана. Италия, Рим, 1995
Рино Бариллари, принцесса Уэльская Диана. Италия, Рим, 1995
Предоставлено автором

Уже к концу 1970-х британские таблоиды начали активно освещать личную жизнь членов королевской семьи: особое внимание уделялось сыновьям Елизаветы II принцам Чарльзу и Эндрю. Женитьба Чарльза на Диане Спенсер в 1981 году и их последующее расставание вывело публичный интерес к королевской семье на новый уровень — леди Ди почти на два десятилетия стала самой обсуждаемой фигурой в Великобритании. В августе 1997 года лимузин, в котором ехали принцесса Диана и Доди Аль-Файед, разбился в парижском тоннеле. Очень скоро в прессу попала информация, что авария случилась из-за папарацци, преследовавших машину в надежде сделать удачный кадр скандальной пары. Несмотря на то что по результатам опубликованного три года спустя официального расследования виновником катастрофы был признан водитель Дианы Анри Поль, севший за руль в нетрезвом состоянии, главными злодеями в глазах публики оказались именно фотографы. Если до этого вторжение в личную жизнь звезд многими воспринималось как что-то находящееся в серой зоне морали, после гибели принцессы Дианы папарацци окончательно переместились в область маргиналов, ничуть не растеряв, впрочем, интереса публики к своей работе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бритни Спирс бреется налысо, 2007

Бритни Спирс в парикмахерской, 2007
Бритни Спирс в парикмахерской, 2007
Bauer-Griffin/GC Images

Двухтысячные годы стали известны в индустрии папарацци как время «золотой лихорадки». Доступность цифровых камер и распространение интернета привели к тому, что звезды оказались под перманентным наблюдением, что иногда приводило к трагическим последствиям. Самым ярким случаем стал нервный срыв певицы Бритни Спирс, посреди ночи поехавшей в парикмахерскую с целью побриться налысо. К моменту, когда она взяла в руки машинку (парикмахерша отказалась принимать в этом участие), ее уже окружали несколько десятков папарацци — и новостные агентства начали распространять эти фотографии практически моментально.

В конце этого же года Спирс завела роман с одним из следивших за ней папарацци, Аднаном Галибом. По ее словам, она была поражена его рыцарским поведением: Спирс без предупреждения запрыгнула в машину фотографа, спасаясь от преследовавших ее папарацци, и тот увез и защитил ее. Правда, уже в 2009 году суд (по заявлению отца певицы) запретил Аднану Галибу общаться с Бритни.