Промпт-ориентирование: как технологии меняют современное образование

Искусственный интеллект уже проверяет домашние задания, пишет конспекты и даже предсказывает, кто из студентов рискует вылететь после сессии. Одни видят в этом революцию, другие – угрозу устоявшейся системе образования. Разбираемся, как технологии перестраивают учебный процесс и почему студенты – да и преподаватели тоже – все чаще работают в тандеме с алгоритмами.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Промпт-ориентирование: как технологии меняют современное образование
Василиса Гладышева

От библиотек к чат-ботам

Пандемия ускорила внедрение онлайн-форматов, а теперь искусственный интеллект ставит под вопрос традиционные методы преподавания. С одной стороны, алгоритмы дают беспрецедентные возможности – персонализированное обучение, автоматизация рутины и доступ к знаниям из любой точки мира. С другой – бросают новые вызовы: цифровое неравенство, этические дилеммы и риск обесценить живое взаимодействие. Вопрос уже не в том, проникнут ли технологии в образование, а в том, как адаптировать систему к этим изменениям без потери качества и человечности. Именно об этом говорил Владимир Потанин во время встречи со стипендиатами своего фонда, а также студентами Центрального университета незадолго до конференции «АБВГД_ИИ», которая проходила в июне в Сколковском институте науки и технологий.

«С большим удовлетворением я отметил, что для ребят это не пустая тема. Они понимают, какие проблемы может создать ИИ для человека, что он, с одной стороны, облегчит нам жизнь, но с другой – создаст проблемы личностного характера, касающиеся нашей воли. Это вселяет в меня надежду, что мы сумеем извлечь из такого инструмента, как ИИ, полезные функции, но при этом сможем сохранить свою волю и не потеряем душу», – отметил Владимир Потанин.

Как приручить ИИ?

Если раньше технологии лишь дополняли традиционное обучение, то сегодня они все чаще становятся его неотъемлемой частью – и этот процесс только набирает обороты. ChatGPT объясняет сложные темы, нейросети генерируют учебные материалы, а системы распознавания лиц следят за посещаемостью. Особое внимание в российских университетах уделяют прогнозной аналитике: системы на основе данных об успеваемости и вовлеченности студентов определяют тех, кто может столкнуться с трудностями. Когда алгоритм выявляет риск отчисления, к студенту подключается тьютор. При этом технологии не заменяют преподавателей, а освобождают им время для более важной работы – индивидуального сопровождения и мотивации студентов.

Сколтех и Фонд Потанина пригласили к диалогу преподавателей, чтобы обсудить, как адаптироваться к изменениям в учебном процессе и эффективно использовать ИИ в образовании. Опыт наглядно продемонстрировал, что искусственный интеллект превращается в ассистента педагогов. Он помогает структурировать мысли и доводить работу до совершенства – составлять расписания, подбирать источники для научных статей, придумывать задания. Одним словом, алгоритмы выполняют рутинную работу, а вот для человека остается другая важная роль, отмечает профессор РЭШ, директор по продукту в Центральном университете Иван Стельмах:

«Лучший преподаватель – это не всегда тот, кто безупречно знает материалы или точно переписывает учебник на доску. У педагога, мне кажется, есть иная задача – быть ролевой моделью. Студенты хотят учиться у тех, кем они сами потом станут. Они хотят себя представлять на месте лектора, делать такие же проекты, которые делает профессор. Вот эта вдохновляющая функция, как мне кажется, останется только за человеком».

Василиса Гладышева

Многие преподаватели замечают, что с развитием технологий меняется сама суть их работы. Из трансляторов знаний они превращаются в наставников, которые учат студентов критически осмыслять информацию и работать с цифровыми инструментами. Главный вызов эпохи «Образование 2.0» – не просто освоить новые технологии, а интегрировать их в учебный процесс так, чтобы они усиливали, а не искореняли живой диалог и творческий подход к обучению.

«ИИ – это инструмент. Умение им пользоваться для получения нужного результата – преимущество. Ведь чтобы получить полезный ответ, нужно знать, что и как спросить у ИИ. Чтобы создать правильные промпты и оценить качество ответа, нужно владеть материалом. Поэтому, если студент смог сформировать и объяснить ответ на сложный вопрос с помощью всех доступных ему инструментов, это значит, что он достаточно разобрался в материале. Дальше – ход за нами в формулировании вопросов», – считает директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СпбГУ Ольга Алканова.

День грядущий

Судя по всему, тандем человека и искусственного интеллекта в ближайшем будущем будет весьма крепким. ИИ станет соавтором научных работ и навигатором в мире знаний. Однако в роли воспитателя его не видит ни один из участников учебного процесса – так показывают результаты исследования, проведенного Центром цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ. Гораздо чаще алгоритм называют хорошим помощником, поисковиком, вдохновителем и даже просто игрушкой.

С последним рискнем не согласиться. Все-таки ИИ способен выполнять не только развлекательную функцию – он вполне может превратиться в своего рода персонального ментора для каждого участника образовательного процесса.

Василиса Гладышева

Как вообще будут выглядеть университеты будущего? Эксперты солидарны в одном: технологии в вузах станут невидимым, но важным инструментом для раскрытия человеческого потенциала. Нейросети начнут отслеживать вовлеченность студентов, биометрические датчики – предотвращать перегрузки, а цифровые двойники – моделировать образовательные сценарии. Но парадокс в том, что чем совершеннее будут алгоритмы, тем ценнее окажется педагог – не как носитель информации, а как проводник, помогающий студентам ориентироваться в постоянно меняющемся цифровом мире.