«Зеленая рука» через века: пятиминутный путеводитель по шпинату

Зелень, которую принято ассоциировать с правильным питанием и со здоровым образом жизни, окружена флером нутрициологических мифов, но на самом деле имеет долгую культурную историю, с ней связаны курьезные научные ошибки и, да, у нее действительно немало полезных свойств. Рассказываем все по порядку.
Варя Баркалова
Варя Баркалова
«Зеленая рука» через века: пятиминутный путеводитель по шпинату
«Правила жизни»

Что за фрукт

На самом деле фруктом и даже овощем шпинат не назовешь — это зелень, в пищу употребляют только листья растения. Шпинат по латыни называется Spinacia, это род травянистых растений семейства амарантовые — к нему же относятся, например, лебеда и свекла. Ярко выраженного вкуса шпинат не имеет, но хорош тем, что неприхотлив, растет быстро и дает неплохую биомассу. Едят его свежим, тушат, добавляют в соусы. Во всем мире ежегодно выращивают более 26 млн тонн шпината, притом что 90% приходится на Китай, а следом за ним в списке любителей полезных листочков стоит США. Но началась история этой зелени на территории современного Ирана пару тысяч лет назад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через Персию к звездам

Да, шпинат пришел к нам из Персии. Само слово уходит корнями в персидский язык, там растение называли «аспанах», что означало «зеленая рука». Называли его и «генералом среди овощей», «зеленым королем», посвящали ему целые трактаты. По Великому шелковому пути шпинат попал в Китай, там в середине VII века его называли не иначе как «персидским овощем», а в Европе оказался при завоевании маврами Испании в VIII веке: так в каталанском языке появилось слово espinac, а европейских тарелках — свежая зелень.

Шпинат прорастал рано весной, поэтому особенно ценился средневековыми христианами в разгар Великого поста. При французском королевском дворе моду на шпинат ввела Екатерина Медичи, которая требовала свежий шпинат к каждому приему пищи. Именно в те времена, в середине XVI века, начал распространяться сорт шпината, похожий на современный — с широкими листьями, круглыми семенами и без горечи. Из семян этих даже готовили хлеб, перемалывая в муку вместо пшеницы и ржи, — шпинатная выпечка считалась особым деликатесом.

Кусты шпината на иллюстрации из трактата Tacuinum sanitatis, XIV век
Кусты шпината на иллюстрации из трактата Tacuinum sanitatis, XIV век
Wikimedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ошибка на порядок

Шпинат всегда ценили за питательные свойства. Он и правда насыщен витаминами, но в первой половине XX века родился миф, что шпинат — самое богатое железом растение и содержит его 35 мг на 100 г. На самом деле этого микроэлемента там в десять раз меньше: 3,5 мг на 100 г. По одной из версий, ошибка закралась из-за одного американского исследователя конца XIX века, который попросту забыл поставить в числе десятичную запятую; по другой — из-за исследований швейцарского профессора Густава Фон Бунге, который вывел заветные 35 мг, но исследовал не свежий, а сушеный шпинат. А поскольку листья на 90% состоят из воды, то вот и ошибка на порядок. Выявили ее немецкие химики еще в 1937 году, но официальное опровержение шпинатного мифа случилось только в 1981-м.

Миф дал свои плоды в массовой культуре. Самый яркий пример: персонаж американских комиксов и мультфильмов моряк Попай, и так обладающий недюжинной силой, в экстренных ситуациях съедал банку консервированного шпината и утраивал свои железные мускулы. Реклама продукта получилась хорошая. В Техасе производители шпината даже поставили памятник Попаю за вклад в развитие шпинатной индустрии. И в Альме, городе, претендующем на звание «мировой столицы шпината» (хотя мы помним, что она где-то в Китае, а не в Оклахоме), тоже чтят моряка.

Моряк Попай и шпинат
Моряк Попай и шпинат
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Русская мечта

На миф о шпинате повелся и Владимир Набоков: в своей автобиографической книге «Другие берега» он гордился тем, что его маленький сын «получал на обед целый фунт протертого шпината». Но на самом деле в России шпинат любили задолго до этого и совсем по другим причинам: его связывали с аристократией и наделяли особым благородным статусом.

Удивительно, насколько шпинат в XIX веке боготворили и сколько ему нашли «земных» заменителей: в дело шли лебеда, крапива и что только не. В книге «Лексикон городского и сельского хозяйства» 1838 года указано про щавель, что «молодые его листья можно употреблять вместо шпината». В 1895 году «Руководство к разведению овощей преимущественно в средней и северной России» советует «употреблять какъ шпинатъ» молодые листья мангольда — то есть, по сути, свекольную ботву. И таких примеров не два и не три, до самого конца века шпинат оставался «барским» овощем, к которому простые люди мечтали приобщиться даже через сомнительные аналоги.

Шпинат на иллюстрации из книги Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz, 1885
Шпинат на иллюстрации из книги Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz, 1885
Wikimedia

В русской литературе шпинату тоже уделялось немало внимания: он фигурировал в описании блюд у Толстого, Чехова, Бунина. «Надысь объелся я шпинатом, // Потом всю ночь ругался матом, // Бездарно, грубо и во сне, // Я спать мешал своей жене», — писал Михаил Савояров в стихотворении «Августейший 1914». Строчки Савоярова порой приводят в пример, когда хотят сказать о шпинате негативное (а еще цитируют Сальвадора Дали: «Свобода — вроде шпината — что-то вялое, без костей», намекая, что зелень эта довольно унылая), но куда уж там: ни едкие комментарии, ни опасения о количестве пестицидов, которые якобы могут накапливать листья, не идут ни в какое сравнение с проверенной веками пользой. Пусть железа в листьях не так уж много.