Пленка пришла: как и почему аналоговая фотография становится все более популярной

В середине 2010-х пленочная фотография резко стала набирать популярность, в какой-то момент став едва ли не обязательным увлечением для креативного класса российских мегаполисов. Вопреки некоторым прогнозам, даже рост цен на пленку, вызванный курсом и санкциями, не повредил популярности сравнительно нового увлечения. В том, почему аналоговая фотография уверенно движется к мейнстриму, разбирается контент-директор агентства PromoAge Влад Фельдман.
Влад Фельдман
Влад Фельдман
Пленка пришла: как и почему аналоговая фотография становится все более популярной
«Правила жизни»

Богатое советское наследие

Прежде чем говорить о популярности пленочной фотографии в России, стоит сказать несколько слов о любительской фотографии в СССР, которая в определенной степени подготовила ренессанс аналоговой съемки в наше время. Фотография в советские годы была одним из самых популярных хобби, об этом свидетельствуют как минимум тиражи журнала «Советское фото», которые в 1976 году достигли 240 тыс. экземпляров. Для сравнения: тираж локальных версий журнала Vogue — 100–150 тыс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот другие цифры: только фотоаппаратов «Зенит-Е» было выпущено более 8 млн штук — мировой рекорд для камер этого типа, а всего «Зенитов» было произведено свыше 15 млн. Фотоаппаратов «Смена» — больше 21 млн, ФЭД — больше 2 млн. Таким образом, по самым приблизительным подсчетам, на шесть человек приходился один фотоаппарат, так что справедливо будет сказать, что, скорее всего, в каждой советской семье на полочке стенки в гостиной можно было встретить аналоговую камеру.

Во многом именно большое количество доступной техники спустя 15 лет после распада СССР обеспечит легкость входа в новое увлечение для тысяч миллениалов и зумеров.

Смерть и возрождение пленочной фотографии

К концу 1990-х журнал «Советское фото» выпускать перестали, аналоговые камеры отправились пылиться на антресоли, а их место заняли первые цифровые компактные камеры — дешевые и простые в использовании. Только к середине 2010-х пленочная фотография начала возвращаться как нишевое увлечение, а часть «Зенитов» с антресолей оказались в руках теперь уже нового поколения.

В 2015 году в Москве появляется фотолаборатория «Среда», которая на тот момент была скорее центром просвещения и сообществом любителей, чем бизнесом. Основатель проекта Павел Косенко делился, что открытие проекта потребовало $0,5 млн, но никто не верил в окупаемость и реальные бизнес-перспективы.

Однако вышло немного иначе. Сооснователь творческой лаборатории «Точка цвета» Максим Воробьев рассказывает, что резкий скачок популярности пленочной фотографии произошел около семи-восьми лет назад, с того момента рынок растет на 20–30% год. Похожие данные приводит основатель фотолаборатории Lighthouse Film Lub Александр Иванец: увеличение спроса на 30–50% год к году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash.com

Пару лет назад рынку пленочной фотографии сулили чуть ли не закат, говоря, что стремительный рост цен сделает и без того довольно затратное хобби недоступным. Цены на пленку ежегодно растут на 15–20%, и сейчас катушка в зависимости от производителя стоит от 600 до 2,5 тыс. рублей за 36 кадров. Александр Иванец отмечает, что рынок действительно мог бы быть гораздо больше, если бы цены сохранялись на прежнем уровне. Вместе с тем высокие цены даже могут играть пленке на руку, делая ее еще более уникальным и эксклюзивным продуктом для ценителей.

К тому же, по словам Максима Воробьева, пленка не продукт первой необходимости и люди выбирают это хобби осознанно. Соответственно, и рост цен воспринимают более спокойно.

But why?

Назвать одну всеобъемлющую причину популярности аналоговой фотографии невозможно. Это связано с распространением соцсетей и, в частности, популярностью Instargam*. Откровенно говоря, большинство российских городов с точки зрения эстетичности не представляют собой ничего выдающегося, но пленочная фотография даже панелькам и классическим «кухням хрущевок» (тут можно немного подпеть) придавала киношности, которую не стыдно было показать подписчикам. Отсюда — всевозможные приложения с пленочным эффектом, а некоторые из них даже имитировали процесс проявки, присылая готовые кадры с задержкой в сутки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash.com

Другая причина лежит на ценностном уровне. Социолог Мария Макушева считает, что аналоговая техника стала «одним из проявлений следующего витка культуры потребления, на который зашла молодая обеспеченная и образованная публика мегаполисов». Этому витку присуще желание выделиться на фоне доступных и массовых вещей и увлечений, построить себя как уникальный проект через особенные занятия и опыт. Это стремление, считает Макушева, проявляется в том числе в экзотических и «обогащающих» путешествиях вместо массовых направлений, в развитии гастро- и винной культуры, в увлечении аналоговой техникой.

Другой аспект — усталость и даже страх перед стремительно развивающимися технологиями, за функционалом которых люди не успевают, а иногда и разочаровываются.

Ритуал и непредсказуемость

В самой фотоиндустрии популярность аналоговой фотографии объясняют немного иначе. Хотя с усталостью от технологий все соглашаются, дополнительную ценность пленки фотографы видят в ритуальности. По словам Максима Воробьева, «пленка заставляет остановиться, замедлиться, почувствовать окружающую среду, помедитировать через оптику фотоаппарата».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Иванец считает, что пленка — это еще и способ сэкономить время на обработке фотографий и подчеркнуть свой уникальный стиль, поскольку у каждой пленки будет абсолютно оригинальная палитра, контраст, диапазон и зернистость.

Фотограф Варя Фельдман, в силу сходства фамилий легко согласившаяся на комментарий, в числе причин популярности называет азарт и непредсказуемость результата, что может быть особенно ценно именно для непрофессиональной фотографии. Ведь ожидание и уникальность итогового результата добавляют интереса и эмоций.

С точки зрения профессиональной фотографии пленка становится инструментом для получения более интересной картинки. Более того, такие инструменты работы с негативами, как ручная оптическая печать и сканирование через IMACON, позволяют добиваться уникального изображения, которое по глубине и цветам может превосходить возможности классической цифровой обработки.

Кто эти люди?

Пленка объединяет людей с очень разным бэкграундом, говорит Максим Воробьев: «Основная движущая сила — люди творческих профессий: дизайнеры, музыканты, актеры, режиссеры, операторы. Но есть и технические профессии: строители, инженеры, пилоты. Даже духовные люди — у нас есть примеры батюшек, которые снимают на пленку».

Александр Иванец рассказывает, что в Lighthouse соотношение профессионалов и любителей примерно 1:1. Возраст варьируется от 20 до 45 лет. Чаще всего пленку используют для портретов, арт-фотографии, фэшн-съемок, а также повседневных репортажей и свадеб. Вместе с тем много тех, кто только пробует снимать на пленку и не имеет какой-то конкретной цели. Для таких, говорит Иванец, важно упростить процесс и сделать первый опыт максимально положительным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аналоговое будущее

Пленка не единственный аналоговый инструмент, который возвращается в массы. Например, растет популярность мгновенной фотографии (Instax, Polaroid), которая дает еще более непредсказуемый и уникальный результат. Менее популярна в силу сложности обработки, но тоже постепенно возвращается VHS-видеосъемка.

Максим Воробьев считает, что в целом растет запрос на хобби, которые дарят глубину и эмоции. К этой категории можно отнести и LEGO, и керамику с рисованием, внутренний туризм и желание исследовать и сохранять момент — тот же мотив, что и в пленочной фотографии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash.com

Если обобщать, в хобби все более важным становится ритуальность, которая в некотором роде противостоит цифровому упрощению любых действий. Эстетическая сторона этих хобби отходит на второй план, хотя и не лишается своей значимости. Об этом свидетельствует, например, появление цифровых камер, которые сразу выдают «пленочное» изображение без необходимости обрабатывать и накладывать фильтры.

По словам Марии Макушевой, всеобъемлющая технологичность не просто порождает запрос, но становится поводом для идеализации глубокого опыта, который люди получают от использования старого. В условиях, когда огромное количество действий исключительно виртуально, физическое взаимодействие кажется более настоящим, истинным и оттого более ценным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, если пленка в какой-то момент станет такой же массовой, как мобильная фотография, желание получать уникальный опыт создаст новые тренды. Например, уже сейчас появляется как жанр фотография, сделанная с помощью старого кнопочного телефона, продиктованная ностальгическими настроениями миллениалов и ранних зумеров, для которых пиксельные картинки — теплые воспоминания из детства и способ получить новые эмоции. Но о массовости этого тренда говорить пока рано, а вот очереди на сдачу очередной катушки на проявку — реальность и часть ритуала по сохранению момента и физическому взаимодействию с воспоминаниями.

* Соцсеть Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России.