В последнее время мы как никогда глубоко погружены в мир фантазий. Даже наоборот: сами фантазии становятся частью нашего мира, очередной эстетикой, которая просачивается сквозь экраны и заполняет собой все, что нас окружает. Мы превращаем офис в подиум для демонстрации нарядов, вдохновленных образами топ-моделей и героинь культовых ромкомов, читаем классику в кафе (пусть и вверх ногами), думая, что свели с ума всех посетителей своей загадочностью, случайно ловим взгляд незнакомца в метро, чтобы уже через несколько секунд представить с ним счастливую семейную жизнь. Саундтрек к сцене первого поцелуя в этот момент играет в наушниках.
Delulu is the solulu: что такое эскапизм и почему зумеры зависимы от жизни в иллюзиях

Для тех, кто оторван от реальности, в Кембриджском словаре уже появилось название — делулу (от англ. delusional, «иллюзорный», «бредовый»). Для них уход в сладкие фантазии — это сознательный отказ воспринимать мир слишком серьезно. Быть «делулу» — значит с упрямым оптимизмом верить в лучшее, даже когда реальность предлагает совсем иной сценарий. Но ведь говорят, что мечтать не вредно, вредно — не мечтать... Или в какой-то момент все же стоит остановиться?
Побег сквозь века
Бегство от реальности — это совсем не тренд, а, по сути, многовековая тенденция. Еще Платон в «Государстве» размышлял о жизни в мире иллюзий, средневековая Богемия погружалась в коллективные грезы всем королевством, а после наполеоновских войн уход в вымышленные миры стал единственным спасением европейского общества. В середине XIX века феномену отказа от повседневности дали название — эскапизм (от англ. escape — «бегство»). В русской литературе его первым и единственным амбассадором стал, без сомнения, Илья Ильич Обломов, с которым так любят ассоциировать себя пользователи социальных сетей. Кто-кто, а он еще во времена, когда не было ни смартфонов, ни интернета, заранее превзошел всех нас в беттротинге и шифтинге.
Чуть позже эскапизм был употреблен в качестве термина на лекции о волшебной сказке, прочитанной Джоном Рональдом Руэлом Толкиным. Создатель культового фэнтезийного мира был одним из популяризаторов феномена и считал его спасением от жестокой обыденности XX века. Это было время нестабильности, политических конфликтов, а еще — развития киноиндустрии, которая открыла людям портал в чудесные миры, где нет экономической разрухи. Массовая культура того периода стала по-настоящему эскапистской: популярность фильмов со спецэффектами, таких как «Кинг-Конг», «Волшебник страны Оз» возрастала, а фантазийные миры Толкиена и Клайва Льюиса оказывались у всех в домашних библиотеках.
С появлением интернета и доступа к виртуальной реальности эскапизм приобрел новые черты, превратившись из периодического отдыха в уже устоявшийся у некоторых образ жизни. Если раньше уход в вымышленные миры требовал усилий — воображения, чтения, погружения в искусство, то теперь он стал интуитивным и тотальным. Социальные сети предложили нам новые идентичности, уже готовые сценарии, по которым хочется строить свою жизнь, а стриминговые платформы — бесконечные нарративы, которые можно потреблять, не вставая с дивана. Цифровой эскапизм перестал быть побегом от реальности, став ее новой усовершенствованной версией.
Блуждающий ум
Единой трактовки психологического феномена эскапизма нет. Сама суть обсуждается до сих пор, и чем активнее идут дискуссии, охватывая одновременно сферы философии и социологии, культурологии и психологии, тем более бесформенными становятся ее границы. С одной стороны, феномен рассматривают как девиацию, ведущую к серьезным расстройствам, с другой — как мотивацию к творческому преображению действительности и неотъемлемую составляющую человеческой природы. Более того, согласно теории «Блуждающего ума», разработанной в начале 2000-ых, иногда провалиться в эскапизм можно случайно.
Почти два десятилетия назад в результате позитронно-эмиссионной томографии, Маркус Рэйчел и его коллеги выяснили, что даже в состоянии покоя наш разум находится в режиме пассивной работы, то есть буквально «блуждает». Этот уровень активности снижается во время выполнения сторонних задач, например, арифметических вычислений. Согласно исследованиям, около 30-50 % времени бодрствования человек проводит в состоянии «блуждания», то есть поглощенным размышлениями или воспоминаниями.
Однако ученые отмечают, что внешние стимулы также играют немалую роль. Скука, монотонность, неуверенность в будущем, информационный перегруз — все эти психологические факторы заставляют нас искать удовольствие в мире фантазий и забывать о настоящем. Зигмунд Фрейд писал, что люди «не могут довольствоваться тем скудным удовлетворением, которое они получают от реальности», и сегодня это актуально, как никогда.
Цифровой эскапизм
Почти всп, что является продуктом массовой культуры, может стать отправной точкой для эскапизма: книги и популярные сериалы, двухчасовая очередь за лабубу, фанфик по Мародерам, новый альбом Ланы Дель Рей, виртуальные путешествия, ASMR-видео — то есть вообще все, что можно романтизировать и чем увлекаться.
Возможность грезить наяву преследует нас повсюду, что не удивительно, так как мы живем во времена раскола реальности на настоящую и виртуальную, когда доступ к дофаминам не затруднен ни чем, разве что отсуствием интернета. Современную жизнь оказывается до ужаса легко романтизировать, ведь здесь в фантазии не нужно погружаться — они сами придут к вам через алгоритмы. Тренды решат, с персонажем какого сериала вы будете мечтать завести детей ближайший месяц, за каким обвесом для сумки побежите в магазин, стремясь быть соответствовать эстетике своих кумиров, и в каком образе пойдете на работу — librarian или office core, но скорее всего останетесь дома, потому что не дочитали очередное фэнтези про драконов из буктока.
Цифровому эскапизму противостоять намного сложнее, чем любому другому, но, стоит сказать, что некоторые даже не пытаются. «Не знаю, считается или нет, но как-то я скачала фанфик по мародерам, специально взяла больничный и поехала домой в родной город на поезде осенью, чтобы был вайб, будто еду в Хогвартс», — рассказывает пользовательница под видео в тикток, где девушка попросила подписчиков поделиться «своими самыми странными и безумными приступами эскапизма». Кто-то был настолько одержим фамилией любимого персонажа, что поменял свою на нее, а кто-то ходил по лесу с факелом, представляя себя в фэнтези. И это не удивительно, ведь чем доступнее иллюзии, тем больше возможностей для погружения в них.
Delulu is the solulu
Современные эскаписты имеют множество обличий: от «хикикомори», ведущих жизнь современного отшельника и не покидающих стен своего дома многие месяцы, до «делулу», которые вовсе считают, что любые фантазии возможно воплотить в реальность. В 1950-х годах американский писатель Норман Винсент Пил назвал это «позитивным мышлением», а пользователи в тиктоке — «solulu». Если верить платформе, то любая цель может быть достигнута, если вы очень сильно этого хотите.
«Делулу» образовалось от английского слова delusional — «бредовый», что, будем честны, немного подрывает репутацию концепции. Однако инфлюенсеры считают иначе: Бьянка Белло, 27-летняя тиктокерша, уверена, что сходить с ума таким образом — значит жить неожиданно, «с намерением создать мир, в котором вы персонаж, рассказывающий свою историю». Пользователи тиктока говорят, что этот тренд — осознанный и юмористический способ борьбы с неуверенностью в себе и давлением общества, заставляющего соответствовать стандартам. Так, впезапно, эскапизм становится для некоторых почти жизненным кредо и ключом к личностному успеху.
Побег от реальности может быть не только ментальным, но и физическим. Кажется, что такая практика осталась в средневековье, но в современном мире люди все чаще устраивают детоксы, отдаляясь от цифрового мира и погружаясь в эскапизм. Сегодня это называют даушифтингом (от англ. downshifting — «переключение на пониженную передачу при управлении автомобилем»). Выбирая между карьерой и осознанностью, дауншифтеры предпочитают первое, находясь в поисках жизненного баланса и стремясь уйти внутрь себя для более осознанного «проживания» реальности. Многие отмечают, что такой детокс помогает обрести психологическую устойчивость и стать менее зависимыми от мнения окружающих, однако существует и обратная сторона.
Когда мечтательность — симптом (а иногда синдром)
В психологии эскапизм имеет плохую репутацию, так как концепция «побега» как физического, так и ментального трактуется, как бегство «в болезнь» и «в слабость»: человек оправдывает свое неучастие в каких-то событиях или отсутствие деятельности тем, что он был болен или слишком слаб, чтобы проявлять активность. В такой ситуации он, заранее опасаясь неудачи, предпочитает изоляцию, которая может в лучшем случае ведет к поверхностной жизни, а в худшем — к социальной дезадаптации и расстройствам психики.
«Если фантазии мешают жить здесь и сейчас, вызывают тревогу, навязчивые мысли или чувство безысходности — возможно, стоит обратить внимание на психологическое состояние. Такие симптомы могут сопровождать депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), тревожные расстройства и требуют консультации специалиста», — считает Анна Грязнова, психолог сервиса для заботы о ментальном здоровье zigmund.online.
В самих грезах нет ничего опасного: клинический психолог Джером Сингер выяснил, что 96% предположительно психически нормальных и образованных взрослых ежедневно мечтают в той или иной форме. Однако исследователи выделяют отдельную группу «мечтателей», которые ежедневно испытывают тягу к интенсивной мыслительной активности, направленной на придумывание сюжетов и персонажей у себя в голове. Они страдают от синдрома навязчивых грез, получившего широкую огласку в 2002 году благодаря израильскому профессору психологии Эли Сомер. Его главное отличие от обычного фантазирования — неконтролируемый, компульсивный характер. Дезадаптивный мечтатель может часами слушать музыку в наушниках, представляя себя главным героем собственного блокбастера с множественными сюжетными линиями и длительностью в несколько часов, практически отключаясь от реальности.
«Иногда из-за навязчивых грез я не понимаю, какое воспоминание реально, а какое нет», — рассказывает пользовательница в тикток. В этом заключается опасность феномена: бесконтрольный эскапизм ведет к тому, что границы между реальностью и фантазиями размываются, способствуя эмоциональной и социальной дезориентации. Погружаясь в идеальный мир, где персонажи говорят нужные слова, а отношения развиваются по запланированному сценарию, мы начинаем ожидать того же от жизни. Но жестокое столкновение с ее несовершенствами оборачивается горьким разочарованием, фрустрацией и потерей уверенности в себе. В итоге, вместо того, чтобы строить глубокие связи с реальными людьми, человек остается наедине со своими комплексами и несбывшимися ожиданиями.
Как эскапизм превращается в ресурс
Как отмечает доктор филологических наук Е.О. Труфанова, эскапизм является залогом «полноты индивидуального бытия», позволяя человеку проживать не две или три жизни, а бесконечное множество. Он играет ключевую роль в формировании и удержании стабильной идентичности, так как наше самоощущение формируется на основе событий не только внешнего мира, но и внутреннего — наших фантазий и глубинных переживаний.
Зачастую, быть «делулу», мечтать и верить в лучшее — значит инвестировать в собственное развитие. Виртуальные миры становятся шире и глубже, предлагая не только убежище от проблем, но еще больше ресурсов и мотивации для реализации своих целей и идей. Нет ничего плохого в том, чтобы искать вдохновение в грезах и обогащать ими свою повседневность. Но не забывайте: сила не в побеге от реальности, а в способности вернуться к ней.