Вы уже видели, как Эйнштейн играет в дартс? А котиков, работающих на кассах в российских супермаркетах? Что вы точно не пропустили, так это многочисленные спортивные победы Стивена Хокинга: ученый успел засветиться на соревнованиях по фигурному катанию, отправить в нокаут сразу двоих на боксерском ринге, взять золото по прыжкам с шестом и сделать несколько блестящих сальто на скейт-площадке.
Не верю своим глазам: как нейросеть Sora 2 захватила соцсети и почему ее главным продуктом стал брейнрот

Уверены, вас уже ничем не удивить, потому что в последнее время ленты социальных сетей похожи на сумасшедшее шоу. Для создателей контента буквально нет ничего невозможного, и за это стоит благодарить Sora — генератор видео на основе искусственного интеллекта от компании OpenAI. В конце сентября появилась его обновленная версия — Sora 2, которая всего за несколько недель стала конкурентом тиктока и попала в новостные заголовки всех крупных СМИ. Несмотря на головокружительный успех релиза, ее творческий потенциал вызывает смешанные чувства у аудитории: если одни восхищаются технологичностью нейросети, то другие с тревогой наблюдают, как бессмысленные генерации делают нашу реальность все запутаннее. И, пока ведутся эти дебаты, Sora 2 продолжает захватывать интернет.
Нейрослоп вышел на новый уровень
Первое, что стоит знать о нейросети Sora 2, — ее хотят попробовать абсолютно все. Спустя пять дней после релиза приложение Sora, разработанное на базе обновленной ИИ-модели, установило рекорд — более 1 млн скачиваний в Appstore. Несмотря на то что доступ к платформе был ограничен, пользователи умудрились настолько быстро взорвать интернет абсурдными генерациями, что OpenAI пришлось перейти к более строгой системе регулирования контента из-за жалоб со стороны правообладателей.
Повышенный спрос был ожидаем, так как интерфейс приложения похож на TikTok: такая же лента с бесконечным потоком роликов и алгоритмы рекомендаций. И это не случайность, а задумка компании OpenAI, которая заключается в «разработке системы ранжирования, где поощряется творчество и активное участие, а не пассивная прокрутка». Но такое сравнение опасно тем, что вводит в заблуждение, ведь назвать Sora «новым TikTok» — это все равно что приравнять мессенджеры к очень быстрой голубиной почте. Текущий ландшафт социальных медиа построен на трансляции реальности: любой контент создается на основе пережитого опыта, который шлифуется с помощью ракурсов, фильтров и цифровых масок. Создатели нейроприложения предлагают нечто другое, гораздо более радикальное: никаких танцев, знакомств и лайков — есть только промпт и фантазия, которые создают реальность с нуля.
Функционал Sora 2 вполне это позволяет: как сообщает команда Open AI, нейросеть «глубоко понимает физический мир», поэтому в ее генерациях объекты взаимодействуют между собой максимально естественно. Баскетбольные мячи отскакивают от колец, вода реалистично разбрызгивается, и абсурд умело маскируется под обыденность, будто нормально, что кот водит машину лучше вас, бабушки бьют стекла в океанариумах и галопом скачут на ослах, обгоняя своих внучат на «геликах», а Майкл Джексон крадет наггетсы прямо у вас из-под носа.

Кроме того, в Sora есть функция «Камео», с помощью которой можно создавать ИИ-аватары реальных людей для генерации видео. Для этого нужно отсканировать свое лицо или фото любого другого человека. Так, в пару кликов вы становитесь главным героем своего нового мира, в котором все играют по вашим правилам. Приложение также позволяет другим пользователям использовать ваш аватар для собственных генераций. Тут уж, к сожалению, придется подстраиваться! Хотя и сотворчество никто не отменял. Так, пользователь thеbarbarian придумал историю о 5000-метровой школьнице, которая сражается с армией самураев. Все серии были созданы в режиме ремикса, то есть подхватившие тренд подписчики автора могли брать исходный промпт и дополнять его своими идеями.
С точки зрения самовыражения это выглядит вдохновляюще. «Sora 2 открывает новые возможности для сторителлинга, обучения и творческих поисков», — считает колумнист She knows Рита Темпултон. Мы видим появление новых форм искусства и повествования, которые настолько легко нам подчиняются, что теперь любой может стать «творцом». Правда, с некоторыми издержками: как и любая ИИ-модель, Sora 2 допускает ошибки в генерациях. Соцсети переполнены роликами, на которых сверхтехнологичная нейросеть Сэма Альтмана не может анимировать открытие дверей машин и случайно ломает людям ноги.
Ограничивать свой творческий потенциал придется также из-за авторских прав. Спустя неделю после релиза Sora буквально засорилась бессмысленными брейнротами с персонажами из поп-культуры и знаменитостями, и OpenAI поспешила объявить об изменениях в политике конфиденциальности. Компания перешла к более жесткой цензуре: в ходе тестирования, проведенного The New York Times, приложение отказалось генерировать изображения известных людей без их согласия и отклонило запросы, содержащие сцены насилия. Разработчики также позволили обладателям интеллектуальной собственности заранее ограничивать использование своих персонажей. Под запрет попали логотипы и элементы франшиз. Теперь, если вам захочется в костюме Бэтмена покорить Готэм-Сити или похвастаться люксовыми новинками после удачного шопинга, придется воздержаться.
Брейнрот снова победил
То, что Sora 2 несовершенна, не должно нас удивлять. Как и любая другая ИИ-модель, она имеет много подводных камней, от паразитирующего и бессмысленного нейрослопа до нарушения авторских прав. И если с последним разработчики пытаются бороться, то первое контролю поддается с трудом. Пользователи не стесняются низкопробного ИИ-контента и активно публикуют ИИ-ролики, в которых они играют в бейсбол на стадионе с роботами, дерутся с помощью чизбургеров и прыгают с парашютом в виде пиццы. Vox отмечает, что в данном случае продукт OpenAI никак не соотносится с миссией компании «приносить пользу всему человечеству». Но это мало кого волнует.
После объявления OpenAI о выпуске Sora в X больше всего было критических замечаний по поводу того, что компания поощряет бездумный скроллинг. Эксперты не постеснялись назвать контент Sora «помоями», но затем признались, что не могут от него оторваться. «Ах да, бесконечные помои. Как раз то, что нам нужно», — говорится в комментарии с большим количеством лайков, оставленном в прямой трансляции компании OpenAl на YouTube.
C Sora 2 создавать и распространять дипфейки становится пугающе легко и весело. А главный козырь этого безумия — юмор. Многое из нейрослопа модели, что попадает в наши ленты, кажется пользователям по-настоящему смешным и собирает миллионы лайков, вдохновляя новоиспеченных контент-креаторов на еще более абсурдные творения. Раньше мы думали, что прорыв в юморе совершили Vine, YouTube и TikTok, но, оказалось, это было только началом. Может быть, брейнрот-генерации нам надоедят, но пока степень их влияния на то, что мы смотрим и как, слишком высока. Это коснулось даже самих ИИ-моделей, у которых уже вовсю «гниет мозг»: согласно исследованию ученых из Техасского университета в Остине, университета A&M и университета Пердью, у нейросети, обучающейся на базе низкокачественного контента, ухудшилась способность рассуждать. Она также стала менее этичной и более «психопатичной».
Где теперь начинается и заканчивается реальность?
Как вычислить дипфейки, мы уже знаем. Однако делать это становится все сложнее. Это не было бы проблемой, если бы Sora 2 не была такой впечатляющей: люди больше не могут отличить ролики, сгенерированные Sora, от настоящих, говорится в исследовании HarrisX. Респонденты ошибались в пяти из восьми продемонстрированных им видео, четыре из которых были созданы Sora, а остальные сняты на обычную камеру.
Скотт Розенберг написал для Axios, что «помои ИИ — это строительные блоки нового медиамира, где проверка исчезает, доминирует нереальность, все сливается со всем остальным и ничто не несет в себе никакого информационного или эмоционального смысла». Смешивая реальное и искусственное в одну гремучую смесь, ИИ-контент теснит правду, которая тонет в дозах искусственного дофамина. Попытки предупредить о дезинформации с помощью водяного знака не работают, так как их легко удалить с помощью других нейросетей. А шутники уже предлагают использовать его для обратного эффекта. «Мой адвокат вставляет водяной знак Sora 2 на видео в 4K, где я совершаю преступление», — гласит подпись под видео, в котором пользователь предлагает «технологичный» способ избежать уголовной ответственности за содеянное.
Так, постепенно, у нас остается все меньше общепринятых критериев правдивости происходящего. Фундамент, на котором строится наша реальность, разрушается, причем на добровольной основе. Теперь любой эпизод жизни можно не просто отрицать, а объявить «цифровой фантазией» и жить в своей версии событий, подкрепленной «убедительными» доказательствами, которые на самом деле брейнрот. Реальность буквально уходит у нас из-под ног, и установить, что действительно происходит, становится все сложнее.
И что теперь со всем этим делать?
Когда цифровой мир становится площадкой для бесконечной фантазии, ценность подлинных переживаний может резко возрасти. Возможно, скоро новым черным станут не фотографии с отшлифованным ИИ-аватаром в вымышленном отпуске, а материалы, снятые на обычную камеру, без экшена и монтажа. Хаос бесконечной выдумки должен заставить нас больше ценить истину.
И именно этот хаос порождает самое важное — публичную дискуссию реальных людей, которые на собственном опыте испытывают новую технологию и ее последствия. Этот общественный диалог должен сформировать новые этические нормы, потому что законы, даже если они имеют смысл, будут приниматься медленнее скорости развития искусственного интеллекта. В этом, возможно, и заключается главный ответ на вопрос «Что делать?»: не запрещать, а активно осмыслять, спорить и сообща определять, какую роль новые возможности видеопродакшена займут в нашей жизни.
