«Дикинсон» vs Дикинсон: что мы не узнаем о великой американской поэтессе из нового сериала

Эмили Дикинсон — классик американской литературы, культовая поэтесса, чьи стихи замученные тинейджеры годами учат наизусть в школе. Новый комедийный сериал AppleTV рассказывает о юности великой поэтессы — в несколько непривычном свете.
«Дикинсон» vs Дикинсон: что мы не узнаем о великой американской поэтессе из нового сериала

Про реальную жизнь великой тихони Эмили Дикинсон вряд ли можно снять очень увлекательное кино. Главная жалоба биографов Дикинсон — о ней известно очень мало, а что известно — то очень скучно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эмили Элизабет Дикинсон, старшая из троих детей, родилась в 1830 году и всю жизнь прожила в маленьком городке в Массачусетсе, в известной и уважаемой семье. В то время будущее у всех девушек из хороших семей было приблизительно одинаковое: отучиться в школе, по возможности удачно выйти замуж, родить детей и быть богиней домашнего очага до конца своих дней. Ни тебе университета, ни карьеры, ни, упаси Боже, избирательного права. Стой у плиты, накрывай на стол, одевайся со вкусом, улыбайся гостям. Будь покладиста и во всем слушайся мужа.

К счастью, замуж Дикинсон так и не вышла, всю жизнь провела в доме родителей, и была не столько богиней домашнего очага, сколько чем-то вроде бесплатной прислуги и сиделки для своих домашних – тоже занятие не из веселых. Ее мать рано слегла от обострения разных хронических болезней, и Дикинсон ухаживала за ней до конца ее дней. Дикинсон не очень любила работу по дому (покажите, кто ее любит), но с удовольствием занималась выпечкой и садом. Своим современникам она запомнилась, скорее, как опытный садовод и увлеченный ботаник; многих восхищал ее прелестный гербарий, в котором было около 500 экземпляров растений, и довольно экзотических.

Кажется, ну что мы тут говорим о человеке, который только и знал, что пек пироги да цветочки засушивал, о чем вообще кино?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как бы то ни было, с юных лет Эмили вела активную переписку. Например, главным корреспондентом шестнадцатилетней Дикинсон был новый молодой директор ее школы, к которому она уважительно обращалась «Учитель» (впоследствии таких «учителей» у нее будет немало). Другим ее частым адресатом была невестка Сьюзан, которой Эмили писала пространные, очень эмоциональные письма. Можно сказать, что все друзья у нее были воображаемые, то есть по переписке; с кем-то она виделась и вовсе дважды в жизни, а считала ближайшим из друзей.

Родные знали, что Дикинсон пишет стихи, но никто и не догадывался, что после смерти Эмили ее сестра Лавиния найдет сорок исписанных тетрадей, а в них – около 1800 (!) никогда не издававшихся стихотворений.

Тексты Дикинсон — сильные, страстные, оригинальные, с неожиданной пунктуацией и обилием непривычных заглавных букв — говорят о бурной внутренней жизни, которую втайне от всех вела наша тихая богиня домашнего очага. Даже по меркам своего времени Дикинсон считалась странноватой: одевалась исключительно в белое (кто-то скажет, что белый – цвет невинности, но в одном из своих стихотворений Дикинсон опишет белый как цвет пылающего огня, цвет страсти), никогда не делала визиты и не принимала гостей, в последние годы жизни и вовсе не выходила из собственной комнаты. И в этой комнате она писала великие стихи, которые сейчас учат в школе все американские подростки.

И вот перед нами костюмированная, анахроничная, довольно обаятельная молодежная комедия, где с великой затворницей сильно не церемонятся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дикинсон (Хейли Стейнфилд, суровая малышка Мэтти из «Железной хватки») в сериале — симпатичный, непокорный, капризный подросток. Она, конечно, умна и очаровательна. Она дерзит матери (Джейн Краковски), спорит с отцом, издевается над — естественно, тупым — старшим братом Остином. Она влюблена в свою лучшую подругу Сью, которая довольно некстати помолвлена с Остином. А что поделать, надо выходить замуж, ведь все родственники Сью умерли. Ах, да, кстати, о смерти. Помимо Сью, Эмили влюблена в Смерть, модного черного парня с дредами, который приезжает к своей нареченной на карете, запряженной призрачными конями, и обещает ей, что она не будет позором семьи, а через пару веков и вовсе станет единственной из славного рода Дикинсонов, про которого кто-то будет помнить.

Проблема в том, что если убрать за скобки грядущую славу, то дерзкий и обаятельный подросток Эмили ничем не отличается от других дерзких и обаятельных подростков. Любая сильная и смелая героиня любого актуального янг-эдалта — бойка, остроумна, топит за женскую дружбу и фем-повестку: женщинам запрещен вход в университет, что за дела! Создатели сериала кропотливо воссоздают исторические костюмы, но речь персонажей оставляют нарочно ультрасовременной — поэтому, конечно, если у вас есть цель выучить молодежный жаргон, то Dickinson надо смотреть обязательно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме Эмили и, пожалуй, ее подруги Сью (Элла Хант) все актеры подобраны будто специально, чтобы выглядеть в исторических декорациях максимально нелепо. Чего стоит одна только Джейн Краковски (Дженна из великого сериала 30 Rock, наверное, самый известный тупой комический персонаж в истории американского телевидения) в роли мамаши Дикинсон, с пуританским выражением лица и загаром, как у куклы Барби. Томная сестра Лавиния (Анна Барышников, дочь великого танцовщика Михаила Барышникова, с глазами, совсем как у отца) — хрестоматийная голубоглазая блондинка с мозгом не больше наперстка. Брат Остин (Эдриан Джеймс Эско) — симпатичный взъерошенный дуралей. «Знаменитая вечеринка Дикинсонов» с опиумом и тверком и вовсе напоминает какую-то вырезанную сцену из Sex Education, где герои зачем-то надели бархат и цилиндры. Лекция «ученого с мировым именем» о вулканах (да, есть у Дикинсон и про них стихотворение) пародирует половой акт (и этот эпизод очень хочется развидеть).

Все это так похоже на все остальные веселые фильмы о подростках-бунтарях и так не похоже на умницу Эмили Дикинсон, которая не собиралась никому ничего доказывать, которой было совершенно плевать, станет она известной поэтессой или нет, которая пережила всех Дикинсонов и не только их, что даже не знаю, что и сказать.

Ну, например, в сериале очень крутой саундтрек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: