Там русский дух: как Третьяковка оживила русские сказки при помощи инстаграма* и искусственного интеллекта

* Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

22 февраля в новом пространстве Третьяковской галереи открылась выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Это интерактивная трехактная выставка-приключение, посетить которую будет интересно и детям, и взрослым. Правила жизни поговорил с куратором проекта и со студией Avocado Toast, которая оживила для выставки три классических живописных полотна, о том, каково это — переводить визуальное в русских сказках на язык 2020 года.
Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) @tretyakov_gallery
Часть экспозиции
Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) @tretyakov_gallery
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идея сделать выставку о сказках пришла мне около пяти лет назад. Я с детства очень люблю русские сказки — я на них выросла, много лет коллекционирую старые издания и даже иногда пишу сама. Хотелось воплотить это в какой-то выставочный проект, где сказки были бы представлены в иллюстрациях и образах художников — и современных, и классических — и непременно в необычной эмоциональной архитектуре, больше театральной, чем музейной. Просто задумайтесь: если бы не русские художники — Иван Билибин, Виктор Васнецов, Елена Поленова и другие известные иллюстраторы и живописцы, — мы бы никогда в жизни не узнали, как выглядят сказочные персонажи. Меня всегда занимала история о том, что именно художники сделали сказки видимыми и узнаваемыми, и я очень хотела исследовать эту тему.

Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» открылась в новом пространстве музея — в Западном крыле Новой Третьяковки, которое мы позиционируем как пространство для экспериментальных проектов, выставок и программ. Это выставка-приключение, выставка-путешествие, где главным героем становится сам посетитель. Он сам принимает решение, куда пойти и как построить свой маршрут. Каждый здесь «пишет» свою русскую сказку, используя набор образов из представленных произведений живописи, графики, скульптуры, инсталляций, видеоарта и фрагментов из фильмов и мультфильмов.

В выставку вошло около 90 произведений, включая медиа-арт и стенографические объекты. Это довольно большой спектр художников от Васнецова и Билибина до таких современных авторов, как В. Мамышев-Монро, Д. Готов, группа «Синий суп», О. Кройтор и другие. И смотрите вы все произведения в невероятных сказочных царствах, созданных архитектором и сокуратором выставки Алексеем Трегубовым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Началось все в октябре прошлого года, когда к нам пришла Татьяна Гетман — куратор этого проекта. Она спросила, не хотим ли мы оживить для выставки картины? Мы сказали: «Конечно, хотим!» Но мы большие ценители искусства и поэтому осознаем свое место в нем: мы не художники, залы Третьяковской галереи — это явно не наша территория. Мы специалисты в мультимедийном искусстве, и мы знали, что с радостью оживим эти картины с помощью лучших художников.

Таким образом, мы заняли позицию сокураторов — начали с того, что тщательно изучили все три картины, которые собирались оживить. И уже потом начали приглашать художников. Для «Садко» мы выбрали Андрея Флэта — он оживлял подводное царство, написанное Репиным, и придумывал, как подчеркнуть тот момент из сказки, когда из 900 невест, которых морской царь предложил Садко, он выбирает самую последнюю, простую русскую девушку, которая стоит на картине на дальнем плане и еле-еле видна. Для работы над боем Добрыни Никитича и змея мы пригласили художника-аниматора Алексея Захарова — специалиста по оживлению масляных полотен. Мы поняли, что картина выглядит очень современно: как бой игрового персонажа с финальным боссом. В итоге Алексей смог простроить именно такую параллель между вечным мифом и современным сюжетом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы сразу поняли, что Бабу-ягу должна анимировать машина — искусственный интеллект. Это очень интересное дополнение к довольно классическому искусству, которое обычно ассоциируется с русской сказкой. Мы пригласили Вадима Эпштейна (это известный художник, который как раз работает с искусственным интеллектом), и он натренировал свои машины, чтобы волшебный лес сам собой оживал. Самое интересное — наблюдать, как машина пытается найти в этой анимации приемы, которые использует художник, понять его стиль, его кисть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда мы предложили такой формат работы, Третьяковка сказала: «Класс! А давайте вы нам еще инстаграм-маски сделаете?» Мы согласились. Это наш отдельный кураторский проект в рамках выставки, все маски тоже делали приглашенные художники.

Марфушенька-душенька
Марфушенька-душенька
Кощей
Кощей
Богатырь
Богатырь

Переводить сказки в современную плоскость было не трудно, а, наоборот, интересно. Мы много общались с художниками, чтобы передать вечность мифов, вечность этих историй. Возьмем, к примеру, работу Маши Ворслав, которая создала маску с макияжем Марфушеньки-душеньки: это диалог о том, что такое украшение и самоидентификация. А работа живописца Виталия Простова в итоге стала анимированной маской, где с одной стороны — 3D-модель черепа, а с другой — краска, которая течет, как время, отведенное тебе в жизни. Оно уходит в запасник короля смерти и подземного мира — Кощея.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выставка продлится до 10 мая 2020 года. Подробности — на сайте музея.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: