Роберто Бениньи («Пиноккио»): «Моя семья была настолько бедна, что мы с родителями спали в одной кровати. Но нам словно принадлежал весь мир»

12 марта 2020 в российский прокат (а 10 июня — в онлайн) вышел «Пиноккио» режиссера Маттео Гарроне — мрачная киноверсия одной из самых популярных в мире сказок о деревянном мальчике из очень бедной семьи, который больше всего мечтал стать настоящим. Так вышло, что история актера и режиссера Роберто Бениньи очень похожа на сказочную: родившись в очень бедной семье в Италии, к началу 2010-х он стал одним из самых успешных актеров Голливуда, а потом канул в небытие. И теперь возвращается, сыграв Джепетто. Корреспондент Правила жизни Егор Беликов встретился с Бениньи на кинофестивале в Берлине и узнал, каково это — во второй раз входить в одну и ту же воду.

Роберто Бениньи больше семи лет не снимался в кино — в последний раз появлялся у Вуди Аллена в «Римских приключениях» в 2012 году. Хотя в начале XXI века назад он был, наверное, самым известным кинематографистом в мире: срежиссированная им «Жизнь прекрасна» с ним же в главной роли унесла три «Оскара», что само по себе чрезвычайная редкость для иностранных фильмов (а он итальянский). Себя лично Бениньи тоже порадовал, забрав статуэтку за лучшую мужскую роль и каннское Гран-при. Незаслуженно проиграла картина, по-хорошему, только в главной номинации «Оскара», и сегодня особенно очевидно, что проигрыш этот был грандиозной ошибкой Американской киноакадемии: выиграл-то безнадежный «Влюбленный Шекспир» благодаря хитроумной стратегии тогда еще не опального, а находившегося в зените славы Харви Вайнштейна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карьера Бениньи вообще хорошо показывает, насколько жестоко время и как несправедливо мироздание распределяет между людьми киношную славу. Став звездой комедии в Италии, он снялся у Феллини в его последнем фильме «Голос луны», у Джармуша в «Кофе и сигаретах» и «Вне закона», лично снял один из известнейших фильмов в принципе (до сих пор «Жизнь прекрасна» в топе всех пользовательских рейтингов). Единственный его категорический провал, который его, видимо, и добил, — это лично срежиссированный и вышедший в 2002 году «Пиноккио» с Бениньи в главной роли деревянного мальчика. Эта картина задумана была с самим Феллини, но в результате оказалась настолько странной, что была номинирована аж на «Золотую малину».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Видимо, чтобы закрыть гештальт, он вернулся к той же истории, но с другом режиссером. Маттео Гарроне более славен криминальными драмами, чем детским кино, и «Пиноккио» с эксцентричным Бениньи получился у него куда более суровым, чем можно было предположить. Некоторые дети после просмотра наверняка не будут спать неделю, наглядевшись на рыб с человеческими лицами, и мир, где жестоко мучают настоящего мальчика, в которого волшебным образом превратилась деревянная кукла.

Роберто Бениньи в «Пиноккио»
Роберто Бениньи в «Пиноккио»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бениньи, которого единожды в жизни чествовали всем Голливудом, а потом так коварно о нем забыли, возможно, сам лучше всех подошел бы на роль грустного Пиноккио. Поэтому он рад любому вниманию — как дядюшка, с которым редко видишься. Он тут же начинает вспоминать все те десять английских слов, что когда-то знал (в результате чего его чрезвычайно трудно понимать), размахивает руками, как в стереотипных анекдотах про итальянцев, и заводит одну из долгоиграющих баек о тех временах, когда он был главным актером не только в памяти итальянских зрителей, но и в Голливуде.

Правда, что у вас было прозвище Пиноккио? Видимо, потому что вы были в детстве непослушным ребенком?
Я родился в небольшой коммуне, всего в 20 километрах от того места, где, как считается, родился Пиноккио — городке Коллоди, в честь которого взял себе псевдоним писатель, автор оригинальной сказки. Все это недалеко от Тосканы, Флоренции. Поэтому моя мать называла меня Пиноккетто вплоть до пятилетнего возраста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потом великий Федерико Феллини собирался снимать своего «Пиноккио» со мной в главной роли, постоянно рисовал меня в этом образе — у меня есть множество его рисунков.

Вся моя жизнь построилась вокруг этой сказки. И мне выпала редчайшая возможность сыграть сначала Пиноккио, потом Джепетто — это как сначала Гамлета, а потом тень его отца. Это ли не мечта.

Я думал о герое Джепетто как о таком рубаха-парне, думал разыграть в кадре множество шуток. Но Гарроне предпочел другой вариант, и я согласился с ним. Джепетто — любящий отец, без которого его странный сын потерялся бы в жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я уже играл отца в фильме «Жизнь прекрасна». Вообще там мой герой был словно наполовину Джепетто, наполовину Пиноккио — и отец, и лжец, но ложь его была во благо.

Да и вообще я был словно рожден для этой роли. Семья моя была бедной, отец был плотником, как Джепетто. Так что я был Пиноккио с тех самых пор, как родился.

Вам какая картина о деревянном мальчике больше нравится — ваша или новая, снятая Маттео Гарроне?
Мой «Пиноккио» мне как сын. Фильмы — они вообще как дети. Но «Пиноккио» Гарроне все же моя любимая экранизация Коллоди за все время.

Кадр из «Пиноккио»
Кадр из «Пиноккио»

Насколько сложно рассказывать сказки сегодня? В мире со всеми этими его коронавирусами.
Да уж, дела в мире идут не очень хорошо, и Италия — часть этого мира. Хотя вирус появился все же не у нас. Поэтому нам и нужны сказки — потому что жизнь непостижима, мы ведь ничего не знаем о том, как устроен мир и как устроены мы сами. И «Пиноккио» — книжка не только для детей, но для всех вообще, она тоже непостижима, есть в ней что-то от шаманизма, что-то очень странное. Может, поэтому она так и завораживает до сих пор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не думали снять что-нибудь чуть менее сказочное, имеющее в своей основе некое политическое высказывание?
Ой, я не умею. Любой мой фильм — сказка, даже хотя бы немного реалистические вроде «Вне закона», или «Джонни-Зубочистка», или та же «Жизнь прекрасна» — никакая не документалистика.

Что вас сегодня удивляет?
Меня? Да, к примеру, сидеть здесь, в Берлине, давать эти интервью. Меня вообще до сих пор все удивляет.

А правда, что Френсис Форд Коппола тоже хотел снимать своего «Пиноккио» — и опять же с вашим участием?
Да, правда, я встречался с Копполой после выхода фильма «Жизнь прекрасна» в 2000 году, на ужине с Робином Уильямсом, который был, как говорят, большим моим поклонником, а я, конечно, был его поклонником — он же правда был гением, очень его не хватает. Мы сидим в его доме в Сан-Франциско, прямо перед мостом Голден-Гейт, поразительно красивом поместье — на стенах картины, чуть ли не Пикассо, Жорж Брак. Словно не дом, а музей, опера. И в конце ужина Коппола предложил сыграть Джепетто в его версии «Пиноккио». Но это так и не вышло за пределы разговоров.

Почему у Феллини не получилось снять «Пиноккио» с вами?
Он очень хотел, просто заболел. В те дни он сказал мне: «Робертино — а он звал меня так, Робертино — Пиноккетто, сними, пожалуйста, "Пиноккио" за меня». Это было что-то типа завещания.

Кадр из «Пиноккио»
Кадр из «Пиноккио»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В общем смысле «Пиноккио» — это история о тотальной бедности. Что вы помните о своем совсем не обеспеченном детстве?
В свой оскаровский вечер, когда я получил приз, я сказал, что благодарю родителей за величайший дар — бедность. И тогда люди в зале смеялись, но я был серьезен, это не была шутка. Моя семья была настолько бедна, что я вместе с тремя сестрами и родителями спал в одной кровати.

Но наша бедность была вовсе не печальной. Мы жили как принцы, аристократы. В моей памяти детство было самым счастливым периодом моей жизни. Да, не было денег, но мы были словно владельцами всего мира. Мы были как святой Франциск — такая бедность делает тебя богачом.

Мои отец и мать не умели ни читать, ни писать. Но мои чудесные родители научили меня множеству других вещей и продолжали учить всю жизнь.

Тяжело ли вам тогда сегодня быть богатым?
Нет, нет. Обычно богачи становятся жадными до денег. Для меня деньги — не самая важная вещь в жизни. Что я теперь могу себе позволить, чего раньше не мог? Заказать две чашки кофе, а не одну? Моя жизнь осталась простой, прямо как когда я был бедным.

А у вас есть палаццо, поместье, какое было у Робина Уильямса?
Нет, не дворец, обычный дом.

Что мне вспоминается в связи с этим вопросом — перед тем, как познакомиться с Уильямсом, я однажды отправился на ужин по приглашению моего друга, с которым снимался во «Вне закона» у Джима Джармуша, певца Тома Уэйтса. Но выяснилось, что Том живет в лесу, в доме с дырой в крыше. На том ужине в комнату заливал дождь, бегали крысы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из «Пиноккио»
Кадр из «Пиноккио»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В общем, вы рады, что больше не живете с крысами?
Да, в детстве даже мечтать не мог о том, что мне стало сегодня доступно.

Вспоминаю, как Робин Уильямс давал нам попользоваться своим самолетом. Мне с моей женой Николеттой Браски нужно было в Лос-Анджелес, и Робин отправил нас туда на ланч с Лиз Тейлор и ее последним мужем. Он сказал мне: «Роберто, а может, ты бы мог где-нибудь снять Лиз, потому что у нее сейчас нет проектов?» Я никогда и мечтать не мог, чтобы хотя бы встретиться с Лиз Тейлор, не говоря уже о том, чтобы кто-то хотел меня привлечь в качестве сценариста или режиссера фильма с ней.

Синьор Бениньи, пришлось ли вам для этой роли стать менее буйным, сумасшедшим, стать потише?
Нет, я не сумасшедший, я именно что буйный! Потому что буйство — это красота, сказал поэт. Мы должны быть в жизни буйными. Но я не очень понял вопрос, что вы имели в виду?

От вопроса, почему он перестал сам режиссировать кино, Бениньи так же ловко уходит:

Хотите вернуться в режиссуру?
Да, конечно, мне очень нравилось. В Италии я был сильно занят театром и телевидением: играл по всему миру в «Божественной комедии» по Данте Алигьери, тур длился целых 19 лет; много ТВ, но тоже в Италии. А с кино я на время завязал, только у Вуди Аллена сыграл, и вот теперь «Пиноккио».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Думаю, что займусь новым фильмом в следующем году, почему нет.

Какой будет сюжет?
Сюжет... Что ж, если у вас есть для меня идея, я с радостью позаимствую. Может, именно в течение этого интервью все и придумаем?

Вот вам идея: может, вам снять что-то автобиографическое, как «Амаркорд» у того самого Феллини? Вашему образу бы вполне подошло.
Я не люблю говорить о себе, так что нет. В мире существует столько вещей интереснее, чем я.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: