Актер Джейсон Кларк: «Я тот парень, который был на Эвересте, играл Кеннеди и правил Россией!»
В прокате «Асоциальная сеть» Тиллера Расселла — криминальная драма, в которой полицейский старой закалки ловит айтишника. В основе истории лежит реальная биография Росса Ульбрихта, программиста-либертарианца, придумавшего «черный Ebay» — анонимный Интернет-рынок, сделки на котором государству отследить было не под силу. Ульбрихт хотел освободить людей от налогов и контроля, но его изобретение тут же начали использовать для незаконных целей — от торговли марихуаной до распространения детского порно. В результате создателя «Шелкового пути» в 2013-м году приговорили к пожизненному сроку. Во время суда миллионеру, так и не успевшему распорядиться своим богатством, было всего 29 лет.
Сразу несколько агентов, которые охотились на Ульбрихта, стали прототипами одного из героев «Асоциальной сети». Мы поговорили с австралийским актером Джейсоном Кларком, сыгравшим этот собирательный образ.
Тиллер Расселл пришел в игровое кино из расследовательской журналистики и документалистики. Это как-то влияет на его стиль?
Думаю, да: его истории всегда веселые, драйвовые и энергичные. Я и раньше фанател от его документалок. Одна из них — «Семь пять», мощное расследование коррупции в полиции Нью-Йорка во время эпидемии крэка. Другая вышла совсем недавно, не вспомню название (вероятно, Джейсон имеет в виду хит Netflix — документальный сериал «Ночной сталкер: Охота за серийным убийцей» — прим. Правила жизни). Мне кажется, Расселла отличает очень четкое понимание цели, ради которой он рассказывает свою очередную историю. Это свойство документалистов и журналистов.
Вы недавно сыграли реальных персонажей — русского аристократа Григория Потемкина и американского астронавта Эда Уайта, а теперь вот играете собирательный образ. В одном герое — сразу несколько полицейских, которые охотились на Росса Ульбрихта. Что интереснее для актера?
Между прочим, я люблю Россию, чувак! Был в Санкт-Петербурге — и для меня это один из лучших городов на земле. А уж какая у нас там была сцена бала! Что касается вопроса, то мой герой в «Асоциальной сети» — это такой Франкенштейн, собранный из двух-трех тел. В то время как его противник — реальный человек, Росс Ульбрихт. И это позволило нам с режиссером придумать моего условно художественного героя так, чтобы он дополнял антигероя. Мой коп — динозавр, который не может отправить электронное письмо, но при этом берется охотиться за IT-вундеркиндом. У него мрачный юмор, но его соперник вообще не шутит. В таком подходе много свободы и веселья.
Что касается персонажей с реальными прототипами, то актеру бывает трудно смириться, что сколько про них не читай, в прошлое все равно не вернешься. Можно приехать во дворец в Санкт-Петербурге, но нельзя представить, каково это — быть мужчиной, владевшим этим дворцом. А этот человек был столпом вашего государства. По сути, он правил огромной империей. Как актеру понять, из чего сделаны такие люди? В современном мире ведь подобных фигур уже нет.
Ну, как сказать. А почему вам захотелось сыграть такого копа старой закалки? Это случайно не какая-то давняя страсть актера, который вырос на «Грязном Гарри» и «Плохом лейтенанте»? Я все время ждал, что ваш герой скажет: «Я слишком стар для этого дерьма».
(смеется) Да, отчасти! Я же фанател от этих фильмов в детстве. В таких героях, хоть они теперь и лузеры, есть какое-то благородство: они искали бандитов, когда еще не было мобильников, дронов, всех этих прибамбасов. Настоящая работа в поле! Тиллер тоже любит таких героев — у него есть мини-сериал The Last Narc про мексикано-американского агента, который боролся с наркокартелями. Его похитили и казнили в 1985-м году. Мне кажется, это было концом эпохи вот таких вот оперативников — парней, работавших под пулями и без права на ошибку. Мы подумали: а что если такой ретроград столкнется с киберпреступностью?
Выходит очень забавно. А вы бы вообще хотели в комедии сыграть? Ваш мини-сериал «Екатерина Великая» в России смотрится как комедия, кстати.
Да? То есть мы что-то поняли не так? Я обожаю комедии, и скоро у меня выйдет одна — сериал на все том же HBO с Джоном Си Райли, вы же знаете Джона? «Сводные братья», «Рики Бобби»?
«Братья Систерс»...
Ага. Ну так вот, это сериал про баскетбол 80-х, и мы там такие закадычные приятели, которые все время друг друга веселят. Мне нравится забавлять других и шутить над собой, поэтому сыграть героя, который не боится выглядеть глупо, — настоящая радость. А если этот герой еще и постоянно пытается исправить неловкие ситуации, в которые сам себя ставит, то я точно в деле.
Ваш герой в «Асоциальной сети» был агентом под прикрытием — и у него в связи с этим куча травм. Актеры чувствуют себя агентами под прикрытием?
Ну, я же общался с настоящими копами под прикрытием, которые не просто внедрялись в банды, а жили рядом с преступником, так что сравнение слишком крутое. Но какое-то сходство есть, да. И мне нравится быть как бы под прикрытием в реальной жизни — оставаться незаметным на улицах. Но притворяться другими людьми в кадре, конечно же, круто: я же теперь тот парень, который был на Эвересте, играл Кеннеди и правил Россией!
У вас, кстати, много фильмов, связанных с угрозой, исходящей от технологий. «Терминатор», «Планета обезьян», теперь вот этот. Вы сами в этом смысле оптимист или пессимист?
Думаю, технологии нас спасут! Я же фанат научно-популярных документалок...
... помню! Вы меня еще в 2018-м году на интервью по поводу «Человека на Луне» поразили тем, что смотрите кино про советскую космическую программу!
Это было в Венеции, да! Так вот, представьте: я годами смотрю и читаю про черные дыры, про открытия, про вселенную — а две недели назад американский ровер взял да и приземлился на Марсе! Просто фантастика. Однажды нам придется убираться с этой планеты, и только технологии нас и спасут.
«Асоциальная сеть» похожа на «Поймай меня, если сможешь», а когда смотришь такое кино, то всегда думаешь, что герои на самом деле хотят, чтобы их схватили. Как считаете, Росс Ульбрихт тоже искал контакта с теми, кто за ним следил?
Не знаю, но думаю, что в нем было определенное высокомерие. Он был слишком уверен в себе. А еще, мне кажется, что он пропустил тот момент, когда его изобретение превратилось в нечто за гранью закона. И не смог оценить последствия. А теперь он отбывает пожизненный срок. Не думаю, что ему хотелось, чтобы его поймали, но он зачем-то совершал странные поступки, которые позволили это сделать.
Ульбрихт просил судью не выносить ему смертный приговор и оставить надежду хотя бы на старость на свободе. Вы бы на месте судьи как поступили?
Я бы не давал ему пожизненное. Он совершил преступление, но он способен на перемены. Это достаточно молодой, умный и и способный к состраданию человек, такие растут. Пожизненный срок? Это жестко.