От цифровых картинок с котятами до революции в сфере искусства. Как карантин помог NFT-арту завоевать популярность

До пандемии об NFT-токенах знали мало, а сейчас произведения искусства, продаваемые как NFT, уходят за сотни тысяч долларов. Не только художники и коллекционеры отправились осваивать этот сегмент рынка произведений искусств — в нем уже поучаствовал основатель Twitter Джек Дорси и предприниматель Илон Маск. Правила жизни выяснил, насколько оправдается ажиотаж вокруг нового сегмента цифрового искусства и чем в перспективе чревата NFT-революция?
Настя Черникова
Настя Черникова

Месяц назад берлинский художник Игорь Цветков всего за несколько дней продал на тысячи долларов больше двадцати своих работ, опубликованных на одной из популярных цифровых платформ OpenSea. «Теперь я могу продавать финальный результат моей работы — GIF-файл, а не пытаться вставить в деревянную рамку кадры из моей анимации», — говорит он. Благодаря NFT цифровым художникам впервые удалось зарабатывать в обход правил кураторов и аукционов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Цифровые картины американского художника Beeple на выставке криптоискусства «Virtual Niche: Have You Ever Seen Memes in the Mirror?» в Пекине 26 марта 2021 года.
Цифровые картины американского художника Beeple на выставке криптоискусства «Virtual Niche: Have You Ever Seen Memes in the Mirror?» в Пекине 26 марта 2021 года.
NICOLAS ASFOURI/AFP/Getty Images


NFT (non-fungible token) — уникальный объект, например авторская картинка или анимация, расположенная на платформе блокчейн, которая позволяет подтверждать подлинность объекта и передавать права на него другому лицу. Они торгуются на платформах вроде Rarible, OpenSea, Nifty Getaway и других, которые заменяют художникам традиционные аукционы и привычные маркетплейсы вроде Artsy.
Цифровой коллаж художника Майка Винкельманна, также известного как Beeple, «Everydays: The First 5000 Days» из зарисовок, которые он делал в течение 5000 дней, ушел с аукциона Christie’s за $69,3 млн — это третий по стоимости объект искусства из тех, что создали ныне живущие художники. Крупнейшие аукционы искусства Sotheby’s и Christie’s тоже стали торговать цифровым искусством, а инвесторы Кремниевой долины вроде Andreessen Horowitz и Марка Кьюбана — запускать свои проекты и инвестировать миллионы долларов в токенизацию искусства. «Волна популярности NFT обусловлена развитием торговых площадок, которые позволяют покупать и продавать, а также поддержкой влиятельных предпринимателей, таких как Джек Дорси, основатель Twitter, который продал свой первый твит за $2,5М», — считает Николай Орешкин, управляющий партнер инвестиционного фонда Elysium VC.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Блокчейн-предприниматель Виннеш Сундаресан, также известный под псевдонимом MetaKovan, демонстрирующий невзаимозаменяемый токен (NFT) «Каждый день: первые 5000 дней» художника Beeple в своем доме в Сингапуре.
Блокчейн-предприниматель Виннеш Сундаресан, также известный под псевдонимом MetaKovan, демонстрирует невзаимозаменяемый токен (NFT) «Каждый день: первые 5000 дней» художника Beeple в своем доме в Сингапуре.
ROSLAN RAHMAN/AFP/Getty Images


NFT называют революцией в мире искусства подобно тому, как GameStop назвали революцией на фондовом рынке, — обе истории показывают, что влияние корпоративных институтов осталось в прошлом.

Все началось с цифровых картинок с котятами стоимостью несколько тысяч долларов

В период пандемии художники лишились возможности выставлять свои работы на ярмарках и фестивалях, музыканты — гастролировать с концертами, индустрия искусства и развлечений переживала глубокий кризис. Идеи продавать цифровое искусство на блокчейне, когда каждый объект уникален и может напрямую переходить к покупателю с фиксацией стоимости и историей покупок подобно тому, как это работает на традиционном рынке, существовала давно. Бум на CryptoKitties и Cryptopunks — самые популярные цифровые объекты — был еще в 2017 году, когда цифровые картинки с котятами покупали за несколько тысяч долларов, но вскоре с падением цены на криптовалюту упал и интерес к искусству в токенах.

Цифровая картина русского художника Покрас.
pokraslampas/instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В прошлом году у крипторынка открылось новое дыхание — биткоин преодолел отметку $50 000, а следующая по цене валюта эфир достигла небывалых $2000. Американский фондовый рынок тоже рос, поколение Y богатело, и все это привело к тому, что денег для инвестиций стало только больше. «Коллекционеры ничего не могли купить, а коллекционирование — это болезнь. Плюс миллениумы хотят вкладываться в то, что приносит удовольствие и позитивные эмоции. Вот они и начали покупать то, что можно было, — цифровые объекты», — говорит Андрей Алехин, основатель платформы по продаже цифрового искусства Snark.Art.

Цифровая картина российского художника Покрас Лампас.
Цифровая картина российского художника Покраса Лампаса.
pokraslampas/instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)

По его словам, развитие аудиоприложения Clubhouse тоже повлияло на быстрое развитие рынка — это отличный медиум для передачи сложной информации, где можно быстро рассказать и объяснить тысячам заинтересованных художников, как создать и продать свой NFT. Именно в Clubhouse своим успехом делился Beeple, а инвесторы говорили, что готовы вкладывать в рынок крупные суммы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

NFT предоставляет возможность купить цифровой предмет и точно знать, что он — ваш

Поскольку данные о каждом товаре (то есть песне, картинке, публикации и т. д.) хранятся в открытом и распределенном блокчейне, информация о нем, его владельце и истории операций будет всегда доступна и достоверна. Токен закрепляет права автора на произведение, а также делает прозрачным его дальнейшее движение и позволяет, например, музыканту получать доход от распространения его музыки. Правда, то, что изначально попадает на платформу, может быть ворованной картинкой из интернета, если площадка открыта и не проводит проверку подлинности. Отслеживать фейки нужно, как и на обычном рынке — проверять, действительно ли работа принадлежит автору, который ее продает, и оценивать приблизительную стоимость через продажу других подобных работ.

Цифровая картина американского художника Beeple.
Цифровая картина американского художника Beeple.
beeple_crap/instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)


Перевести в NFT (токенизировать) можно любой физический товар — цифровое искусство, предметы в виртуальных играх, недвижимость, человека, все что угодно. Еще один яркий пример — 400 NFT-токенов, которые электронный музыкант Граймс продала за с $5,8 млн за 20 минут. Другой пример — журналист The New York Times Кевин Руз, который решил токенизировать свою колонку об NFT и показать другим, что журналисты и писатели тоже могут использовать этот ресурс. Колонку продали на платформе OpenSea за $690 000 при начальной цене $850. После назначения цены автором желающие указывают свои ставки, и самая высокая автоматически получает лот по завершении аукциона. «Это первая статья за 170-летнюю историю The Times, которая выходит в качестве NFT, и если технология докажет свою эффективность, владение ею будет равносильно владению первым эфиром NBC или первым в мире адресом в AOL», — пишет Руз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Цифровые картины американского художника Beeple.
Цифровая картина американского художника Beeple.
beeple_crap/instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Главное, что блокчейн представил для цифрового искусства, — это возможность лимитировать объекты, то есть редкость, за которой всегда гонялись коллекционеры. У каждого цифрового объекта может быть один владелец — то, за что ценилось офлайн-искусство, перешло в онлайн. «NFT предоставляет возможность купить цифровой предмет и точно знать, что он — ваш», — говорит основатель одной из крупнейших платформ по продаже цифровых объектов Rarible Александр Сальников.


Рынок искусства никогда не будет прежним


Эксперты сходятся в том, что бум на технологию скоро пройдет и вместе с ним рынок очистится — фейков станет меньше, формализуется процесс оценки объектов, какие-то инвесторы и художники потеряют к нему интерес. Но рынок искусства никогда не будет прежним. «По циклу хайпа Гартнера, мы сейчас подходим к пику завышенных ожиданий, когда все, закрыв глаза и отключив мозг, побежали в этот сегмент. Дальше наступит спад, разочарование и вымирание проектов, рожденных хайпом. Потом, по классике, наступит эпоха устойчивого роста на основе проектов, предлагающих ценность для артистов и пользователей на основе преимуществ блокчейна — прозрачности, доверия и безопасности», — говорит Александр Филатов, сооснователь платформы Ton Labs. По его словам, спад можно ожидать уже летом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Цифровые картины американского художника Beeple на выставке криптоискусства «Virtual Niche: Have You Ever Seen Memes in the Mirror?» в Пекине 26 марта 2021 года.
Цифровые картины американского художника Beeple на выставке криптоискусства «Virtual Niche: Have You Ever Seen Memes in the Mirror?» в Пекине 26 марта 2021 года.
Sipa Asia/Sipa USA/Legion Media


Художники тоже готовятся к спаду и перестройке. «Сколько этот предварительный период продлится, неизвестно, скорее всего, более массивные игроки и институции возьмут его под контроль. Но пока этого не случилось, у цифровых художников есть возможность принять участие в этом празднике жизни и неплохо заработать», — говорит Цветков.

Главная претензия противников к токенам — чрезмерное потребление энергии, которая уходит для получения NFT. Пока их в основном создают на платформе Ethereum, которая уже использовала количество энергии, сравнимое с тем, сколько ее потребляет все население Ирландии.

Блокчейн-сообщество реагирует на проблему выпуском специальных инструкций по производству «экодружественных» NFT на менее энергозатратных платформах и призывами использовать возобновляемые источники энергии. Существует даже отдельная ниша — экопроекты, которые позиционируют себя как менее энергозатратные и углеродно нейтральные. И все же, пока рынок растет темпами, за которыми не успевает никто, инвесторы и художники хотят вписаться в тренд и ухватить свой денежный кусок, пока не поздно, — в такой ситуации нет времени думать, и, вероятно, разговоры о правилах и последствиях последуют позже.