РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7 главных фильмов Каннского фестиваля: от худшего к лучшему

Близится к завершению программа Каннского фестиваля, крупнейшего и важнейшего в мире. Самые громкие картины — что для всего мира, что для России — уже показали, и можно подводить промежуточные итоги. Кинокритик Егор Беликов выбрал семь самых ожидаемых работ из разных программ, посмотрел их все и отсортировал, чтобы вам не пришлось делать это самим.
7 главных фильмов Каннского фестиваля: от худшего к лучшему
Hype Film


«День флага» / Flag Day

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер Шон Пенн

Conqueror Productions

Удивительное дело: Шон Пенн, оказывается, еще и режиссер, почитаемый Каннским кинофестивалем. Оскароносный актер, как какой-нибудь самодеятельный Джеймс Франко, в свободное от проживания счастливой богатой судьбы время балуется собственным кино. Что характерно — социально нагруженным: в прошлый раз, аж пять лет назад, в конкурсе Канн участвовала его драма «Последнее лицо» с Шарлиз Терон о волонтерской организации в Африке; теперь — чуть ближе к земле, к телу и к себе — эпическое полотно «День флага» об одном из самых производительных фальшивомонетчиков в истории США. Проблема в том, что со времен «В диких условиях» Шон Пенн не снимал ничего, что заслужило бы оценку выше «чудовищно». «Последнее лицо» однозначно претендовало на звание худшего фильма Канн-2016. Новая работа актера, в которой он, само собой, играет главную роль, а его дочь Дилан Пенн изображает его дочь по сюжету, тоже борется за это непочетное звание. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«День флага» выглядит так, словно Томми Вайсо, автор культовой «Комнаты», почитаемой как худший фильм всех времен и народов, снимал бы кино, ориентированное на конкурс Каннского фестиваля, только по мотивам реальных событий. Действительно, был такой аферист, которого к нелегкой судьбе привела отсидка в тюрьме и общий комплекс неполноценности, вызванный провальными попытками воплотить американскую мечту. Это следует из рассказа его дочери, по книге которой Пенн и написал сценарий. Все это представлялось бы довольно любопытным размышлением на тему того, что делает с людьми новосветское общество — в любые времена, — как оно вымывает из них все человеческое и оставляет лишь тьму. Но Пенн отчего-то решает снимать так, будто он как минимум Терренс Малик — сплошная безвкусная гитарная музыка, дурная имитация съемки на пленку и так далее. Сам он, тужась, играет протагониста во всех возрастах, но грим предательски выдает паспортные шестьдесят лет Шона. Его дочь доказывает: на детях великих природа отдыхает, а уж на детях невеликих, но известных — и подавно. Видимо, «День флага» взяли в Канны-2021 именно затем, чтобы разбавить конкурс хотя бы одним плохим фильмом — не все же шедевры показывать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Россию не куплен, к счастью.


«Дело»

Режиссер Алексей Герман-младший

Метрафильмс
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Картина для внутреннего российского потребления, участвующая во второй по важности каннской программе «Особый взгляд», скорее всего, будет воспринята соотечественниками как капустник в исполнении самых модных актеров страны. Кроме недостаточно известного российскому зрителю (и это большая несправедливость) Мераба Нинидзе в главной роли здесь снялись Анна Михалкова, Роза Хайруллина, Александра Бортич, Александр Паль. Собрались они не лицами посветить, а по важному поводу — ради первого камерного фильма в карьере Алексея Германа-младшего. От традиционного художественного размаха наследник великой режиссерской династии решил отказаться ради проекта об изоляции — почуял, видимо, вместе с продюсером Артемом Васильевым, что подобная тема могла бы актуально смотреться в Каннах, куда Германа до этого момента не брали. Фильм о правдорубе, который решает бороться с коррупцией в местных эшелонах власти, но сам попадает под лживые обвинения и садится под домашний арест, на поверку оказывается сущей банальностью, зачтением вслух пособытийного плана из сценария, а не раскрытием внутреннего мира современного узника совести, как, вероятно, планировал Герман-младший. В узких комнатах квартиры протагониста хорошим актерам особенно нечего играть. Но режиссерская интенция, подчеркнем, была похвальной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В России непременно выйдет, но пока конкретной даты нет.


«Остров Бергмана» / Bergman Island

Режиссер Миа Хансен-Лёв

arte France Cinéma

Миа Хансен-Лёв широко известна в узких кругах как французский режиссер трепетного и объективно сложного кино. В этот раз она позвала к себе разных англоязычных звезд: Тима Рота, Мию Васиковску и Вики Крипс, только что блеснувшую у Пола Томаса Андерсона в «Призрачной нити». Как заявлено в названии, в картине фигурирует Бергман — этот шведский сумрачный гений, которому и в Каннах, и в фильме все бесконечно поклоняются. Но даже с таким мощным актерским составом Хансен-Лёв едва ли удалось показать что-то, кроме почтительного и изредка эстетствующего рекламного фильма об экскурсионных перспективах на острове Форё, ставшем настоящим мемориалом имени Бергмана. Туристов-синефилов водят по локациям, в которых Бергман снимал великие фильмы, и другим памятным местам. По тем же точкам бродят и герои «Острова Бергмана» —известный режиссер (Рот) и его девушка (Крипс), которая пересказывает бойфренду придуманный ею на Форё сценарий. Разумеется, здесь все не так просто, нам намекнут о дальнейшем развитии сюжета, когда скажут, что Бергман верил в привидений — а значит, не все герои этой излишне размеренной пенсионерской драмы живы. Но всерьез заинтересоваться этим не выходит — все же в плане саспенса и художественной выразительности Хансен-Лёв пока не догнала своего шведского учителя. Возможно, отборщики рассудили, что конкурсу недостает не только откровенно плохого, но и просто негромкого проходного фильма — чтобы критики могли вдоволь выспаться в кинозале.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В Россию не куплен.


«Петровы в гриппе»

Режиссер Кирилл Серебренников

Hype Film

Витриной актерских достижений российского кино стало вовсе не скромное «Дело», а новый фильм Кирилла Серебренникова — здесь собрались все. И Варвара Шмыкова, почему-то голая, играющая голую мать главного героя во флешбэке, и Тимофей Трибунцев с четырьмя разными персонажами, Чулпан Хаматова в непривычной роли серийного убийцы. Это, несомненно, самый громкий и ожидаемый российский фильм года.

Актерам, занятым в «Петровых», в отличие от тех, что засветились в «Деле», есть что играть. Серебренников пытается утрамбовать в неподатливую киноматерию сложнейший текст, адаптировать для экрана психоделичный и даже галлюциногенный роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Задача представлялась неосуществимой, но Серебренников все же нашел верную интонацию для изложения столь запутанного произведения (пусть иногда и дает петуха): он полностью погружает весь мир провинциального городка, где однажды заболевает гриппом одна нуклеарная семья, в морок, искажает пропорции, добавляет сюрреалистических элементов — морочит голову зрителю изо всех сил. Положим, не все на этом нелегком пути режиссеру удается: как минимум эта самая голова к финалу уже изрядно побаливает от наслоения смыслов и манерных стилизаций. Но на нелегком гриппозном пути случаются моменты просветления: например, Иван Дорн в роли неудачливого писателя и Хаски в роли ожившего трупа, который на своих двоих сбегает из катафалка. В России, как доказывает Серебренников, сняв фильм прямо во время судебного процесса над ним самим, возможно все.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В российском прокате с 9 сентября.


«Французский вестник» / The French Dispatch

Режиссер Уэс Андерсон

Empirical Pictures

Уэс Андерсон не обманывает ожиданий — все так же снимает кино, состоящее из украшательств, мишуры, рюшей и созвездия примечательных актеров даже на самых маленьких ролях. В первую очередь запоминаются появления его завсегдатаев, Билла Мюррея, Тильды Суинтон, Фрэнсис МакДорманд, Эдриана Броуди, Эдварда Нортона, но и новобранцев — Тимоти Шаламе, Бенисио Дель Торо, Леа Сейду. Некоторых критиков, в особенности каннских, порядком раздражает традиция ежегодного попадания Уэса Андерсона в программу Канн — ведь значительных фестивальных достижений за ним не значится. Ситуация с «Французским вестником» показывает, насколько массовый зритель устал от смыслов и подтекстов — ему бы просто кино посмотреть. Избранные авторы осуждают Уэса за пустозвонство, но американцы превозносят режиссера за изобретательность в ремесле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И не беспочвенно. По-прежнему никто, кроме Андерсона, не сумел сделать экранное действие настолько нагруженным и увлекательным — хотя, по сути, ничего особенно и не происходит. Уже за это стоило бы «Французский вестник» если не полюбить, то как минимум зауважать. Но Уэс со своим излишне звездным составом идет дальше и снимает фильм, претендующий на звание instant classic — это та картина, которую стоило бы придумать, если бы ее не сняли. Это кино, стилизованное под экранизацию журналистских трудов прошлых времен (якобы «Французский вестник» — литературный альманах, который издавался американцами, а писали его во французском корпункте; многие сцены фильма сняты во Франции), превозносит те скромные удовольствия, что дарила нам предковидная жизнь, — приятные путешествия, вкусная местная еда, современное искусство и просто хорошие тексты, которые можно было прочитать в принте, и несколько из них Уэс собственноручно выдумал и экранизировал. Спасибо ему за это.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В российском прокате с 28 октября.


«Тихий омут» / Stillwater

Режиссер Том МакКарти

DreamWorks SKG
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очевидно оскаровская в перспективе картина с Мэттом Деймоном в главной роли от режиссера «В центре внимания» Тома МакКарти почему-то показывалась в Каннах вне конкурса. Хотя оказалась посильнее многих фильмов основной программы — понятное и при этом неочевидное кино о непреодолимых языковых барьерах. МакКарти рифмует американскую и французскую действительности, и выясняется, что между ними неожиданно много общего. Деймон окончательно переквалифицировался из Джейсона Борна в среднестатистического батю-реднека. Его персонаж Билл Бейкер — неумный, но искренний и трудолюбивый реднек-строитель, отец бедовой дочери-лесбиянки Эллисон (Эбигейл Бреслин), которая училась в Марселе, стала обвиняемой по делу об убийстве ее же сексуальной партнерши и получила длинный тюремный срок. Безутешный папа все ездит к ней на свидания, пытается по ее наводке расследовать загадочное преступление — ведь он, как и любой родитель, уверен в невиновности ребенка, — а затем и вовсе остается жить во Франции, так как подружился с местной актрисой (Камилль Коттен) и ее маленькой дочкой. Точнейшим образом выдержанное и по темпоритму, и по концентрации сюжетных изменений кино — Голливуд высшей пробы, еще и на европейских гастролях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Пока непонятно, кто и когда прокатит фильм в России.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Все прошло хорошо» / Tout s'est bien passé

Режиссер Франсуа Озон

Mandarin Films

Как ни странно, лучшим из звездных и самым звездным из лучших — во всяком случае, по количеству французских знаменитостей в кадре и по вниманию со стороны местной прессы и зрителей — оказался новый фильм Франсуа Озона. Озон тоже утомил по примерно тем же причинам, что и Уэс Андерсон, — годами снимает одно и то же, везде протягивает гомосексуальную линию и в ус не дует. «Все прошло хорошо» не выходит за рамки режиссерского modus operandi — снова история из мира богатых белых людей, но в этот раз куда более актуальная и концептуальная. Когда-то сценарий одного из лучших фильмов Озона написала Эммануэль Бернейм, известная во Франции писательница, и теперь режиссер экранизирует ее автобиографическую книгу о том, как та занималась организацией эвтаназии собственного отца, разбитого инсультом. Но это не мучительное кино в духе того, что по тем же мотивам снял известный киносадист Михаэль Ханеке в «Любви», — наоборот, жизнелюбивое размышление о том, как уйти из жизни красиво и правильно, если ты больше всего на свете любишь эту самую жизнь. Отец Бернейм (Андре Дюссолье) был, конечно, странный: детей своих оскорблял, бросил их мать, когда осознал собственную гомосексуальность, и при этом продолжал рассказывать несчастным сестрам (одну из них, ту самую Эммануэль, играет неподражаемая Софи Марсо), как, с кем и чем он занимается в постели. Приняв все это и поплакав, Эммануэль все равно принимается помогать отцу, потому что, кажется, понимает: важнейшим критерием благополучной судьбы является смерть — благородная, немучительная и своевременная. Изумительная картина, не манипулятивная и не выдавливающая из зрителя ни единой лишней слезинки, — вот бы всегда так в Каннах.


В российском прокате с 23 сентября.

Загрузка статьи...