«Новые Oasis — это Cardi B и Канье Уэст». Интервью с режиссером фильма Oasis: Knebworth 1996 Джейком Скоттом

23 сентября в прокат выходит документально-музыкальный фильм Oasis: Knebworth 1996. Спецпоказ пройдет в кинотеатре «Художественный» в 19.00 при поддержке Правила жизни . Фильм — разбор архивов эпохального выступления Oasis 27 и 28 апреля 1996-го в загородном поместье Небуорт-парк (около 48 км от Лондона). Билеты раскупили за считаные минуты, а на два концерта тогда приехало в общей сложности 250 000 гостей (125 000 за ночь). В итоге оба шоу были признаны самыми масштабными концертами под открытым небом в истории Соединенного Королевства. Правила жизни пообщался с режиссером Джейком Скоттом в преддверии премьеры.
«Новые Oasis — это Cardi B и Канье Уэст». Интервью с режиссером фильма Oasis: Knebworth 1996 Джейком Скоттом

Собирать из концертной хроники полноценный документальный фильм пригласили 56-летнего потомственного режиссера Джейка Скотта (его отец — Ридли Скотт). Выбор был очевиден. Особенно активный в жанре музыкальных клипов кинематографист в 1995-м снял для Oasis клип Morning Glory, однако до Небуорта так и не доехал. И теперь объясняет, что его кино в принципе в первую очередь приглянется тем, кто пропустил те эпохальные концерты, и обещает полное погружение в атмосферу 1990-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы сами были на тех памятных концертах?

Нет. Причем у меня даже были билеты. Но я был в командировке в Праге и не успел вовремя вернуться.

Тогда почему вы решили посвятить этому концерту целый фильм?

Я давно хотел сделать кино о рок-концерте. И я обожаю Oasis.

Я в 1990-е наснимал много клипов, в том числе клип Oasis Morning Glory. Это было мое время. С тех пор утекло много воды, но в прошлом году менеджер Oasis неожиданно предложил мне подумать над документальным фильмом о концертах в Небуорте. Я с ходу воскликнул: Fuck yeah! Хотя бы потому, что прошлым летом (как и все мы) сидел без дел. Но попросил сначала показать мне все архивные записи. Оказалось, они тогда сняли очень много достойного материала, так что от меня по большей части требовался грамотный монтаж, пара-тройка игровых вставок и запись интервью.

Что было самым сложным в этой работе?

Придать этой истории структуру. Чтобы у нее было понятное начало, кульминация и развязка. Мы показываем два концерта. И камеры снимали все: сцену, закулисье, зрителей. Собрать из всего этого четкую историю было непросто. Я хотел передать зрителям (особенно юным) царившую там атмосферу. Это же очень важный эпизод британской истории рока: столько людей собралось слушать Oasis. Конечно, это был фестиваль, но все-таки все понимали, на кого все пришли.

Чтобы не потерять эту атмосферу, я решил, что все интервью будут звучать за кадром, а на экране будет только концертная хроника. И интервью у меня только с музыкантами и поклонниками, ни одного постороннего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем вообще запомнились эти два концерта?

Само место — Небуорт — Мекка рок-музыки. Там выступали The Who, Led Zeppelin, Queen и многие другие. Концерт там — настоящий обряд посвящения. И Oasis прошли его в кратчайшие сроки: они в тот момент только-только выпустили второй альбом. До них никто не мог похвастаться таким стремительным взлетом на рок-олимп. Их успех ознаменовал в Великобритании начало новой эры: стало казаться, что все возможно. Помню, тогда, в 1996-м, Англия проиграла Германии на UEFA. Но нас утешал новый парень, Тони Блэр, который обещал привести нацию к процветанию. После эпохи Маргарет Тэтчер и консерваторов в страну пришел этап оптимизма. И молодежная культура просто взорвалась. Рок-н-ролл, изобразительное искусство, мода, литература — все переживало ренессанс. И Oasis стояли во главе этой революции. А за ними шла армия других отличных команд. В то время много судачили о противостоянии Oasis и Blur, но будем откровенны: правили тогда именно Oasis.

Сейчас жизнь стольких людей, в том числе молодых, оказалась поставлена на паузу из-за пандемии. Никаких фестивалей и концертов. И Covid-19 все еще с нами. А в то время можно было просто наслаждаться музыкой и предвкушать светлое будущее. Мне нравится думать, что наше кино перенесет зрителя в то прекрасное время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Получается, 2021-й — хорошее время для фильма о реальном, «офлайновом» концерте?

Да, для нашего фильма это просто идеальное время. Да еще и юбилей концерта. Все сложилось лучше некуда.

Мне также кажется, что Oasis интересны и близки нынешней молодежи. Например, моей 16-летней дочери не нравится хип-хоп и танцевальная музыка: она выбирает рок, а сама она — ударница. Зумеров привлекают 1990-е, а вместе с ними и рок-музыка.

Вспомните самый дикий концерт в вашей жизни?

Это был концерт группы Ника Кейва The Birthday Party в Лондоне в 1980-х. Они тогда играли эталонный постпанк: хардкор, готика, мощнейший напор. В ту ночь моя жизнь изменилась: я тогда был еще впечатлительным подростком.

Если говорить о более свежих концертах, то мне посчастливилось попасть на совместное шоу Rage Against the Machine и Beastie Boys. Я оказался в мошпите и не мог выбраться оттуда песни четыре. Кажется, теперь концерты уже не такие дикие. Или, может, я просто уже не пробираюсь к самой сцене и пропускаю все веселье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да и рокеры уже не те. Похоже, за эти 25 лет понятие «рок-звезда» сильно изменилось: плюют на устои и бунтуют сейчас уже совсем по-другому. Могут ли сейчас появиться новые братья Галлахеры? Как бы звучали Oasis, если бы группа была основана в 2021-м?

Я бы сказал, что рок-звезды никуда не делись. Они просто уже совсем другие. Взгляните на Megan Thee Stallion, Lil Nas X, Cardi B или Канье Уэста. Это дерзкие, откровенные артисты, которые за словом в карман не лезут. Возможно, в чем-то они даже более смелые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот то, что ушло в прошлое, — это привычный образ рокера. Теперь все осмысленнее: дебоширить по-старому и изображать из себя «плохого мальчика» уже нельзя. Но есть, например, британская группа Idles, и это те еще плохиши. Времена изменились. А с ними и герои. Хип-хоп — это новый рок-н-ролл. Но и это в какой-то момент изменится. И рок неизбежно вернется. Надеюсь, нас ждет эра плохих девочек.

Oasis были пятью парнями из бедных семей из рабочего Манчестера. У них за душой не было ничего, кроме убеждений и любви к музыке. Они хотели играть для таких же ребят, как они. Oasis породили рабочий класс и беднота.

Вообще надеюсь, что в будущем в мировые топы будут выходить рок-группы не только из США и Великобритании, а и из других стран. Как уже произошло в танцевальной музыке.

Смотреть

Вы в первую очередь известны как клипмейкер. В 1990-х вы поработали, кажется, со всеми значимыми фигурами рок- и инди-сцены (от The Smashing Pumpkins до Тори Эймос). Да и с хип-хопом были на короткой ноге: у вас в резюме пара роликов для Cypress Hill. Но последние десять лет клипы вы уже не снимаете. Почему? Может, решили, что значимость музыкальных видео в последние годы в принципе резко снизилась?

Ну почему же? У меня все еще есть компания Black Dog Films, занимающаяся клипами. Но лично я все это перерос и «передал камеру» новому поколению. Клипы — идеальная стартовая площадка для молодого режиссера. И ролики все-таки чаще всего нацелены на юных зрителей. А я уже старик. И понятия не имею, чем привлечь 19-летнего зрителя. Но могу разглядеть талант в другом творце.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще я считаю, у клипмейкера довольна короткая профессиональная жизнь. Ты взрослеешь и начинаешь снимать что-то другое: документальное кино, игровое. Хотя в данный момент я обсуждаю возможность снять новый клип в октябре, но это скорее исключение. Думаю, я снял так много роликов, что просто исчерпал себя. А вот музыку все еще люблю.

Как изменились ваши отношения с Oasis за эти годы?

Не могу сказать, что в принципе хорошо знаком с Oasis. После клипа я однажды столкнулся с Лиамом в пабе в Западном Лондоне. Пару лет назад я снял фильм «Женщина в огне» с Сиенной Миллер, а она дружит с Ноэлом. Возможно, именно благодаря этому мне и доверили фильм про концерт: Сиенна явно замолвила за меня словечко.

А с Ноэлом я увиделся, уже когда записывал интервью для фильма, то есть впервые за 25 лет. Ноэл дал мне отличное интервью: мы общались часа четыре. Было прекрасно, но с тех пор мы больше не виделись. Так что я всегда был в курсе музыки Oasis, но толком не общался с ними лично. Кто знает, может через 25 лет ситуация изменится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Братские перепалки Лиама и Ноэла Галлахеров чуть ли не известнее песен Oasis. И палок в колеса группе они навставляли порядочно и в итоге привели к распаду команды в 2009-м. А вам нравится работать с родственниками?

У нас семейное дело, и, думаю, мы неплохо справляемся. Отец все еще начальник. Мы все решаем семьей. Бывают какие-то неурядицы, иногда нам непросто, но мы работаем так уже лет 50. И это определенно дает некие преимущества. У нас семья режиссеров, и мы мыслим как режиссеры. И постоянно находимся в поиске новых талантов и свежих идей. Потому что искренне любим кинематограф. И эта любовь всегда помогала нам двигаться вперед.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не думали продолжить дело отца и снять, например, свое продолжение «Чужого»?

Нет. Научная фантастика меня никогда не привлекала. Как раз из-за моего отца: вряд ли бы я смог его превзойти. Но мой брат Люк неплохо справляется (Люк Скотт снял фильм «Морган» и три эпизода сериала «Воспитанные волками». — Прим. автора). Мой конек — независимые драмы. А в следующем году планирую снять свой первый приключенческий фильм ужасов, чему несказанно рад. В этом смысле, наверное, последую за отцом, который и к хоррорам успел приложить руку. Но у меня все будет без фантастики!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2007-м, на заре социальных сетей, вы приняли участие в смелой затее. Это был «Вуайеристический проект HBO», который представлял собой мультимедийное погружение в жизнь вымышленных обитателей квартирного дома в Нью-Йорке. «Личный» контент был раскидан по MySpace, YouTube, Flickr и так далее под слоганом «Узнайте, чем занимаются люди, когда они думают, что их никто не видит». В наши дни все совсем иначе: никому не нужно заглядывать в окна — люди сами рады делиться всем с миром в сторис, тиктоке и так далее. Как это вообще сказывается на роли и миссии режиссера? Ведь кажется, что все вдруг стали сами себе режиссерами?

Мы живем в мире, где вся информация подается визуально. Мы даже общаемся картинками. Тонны, целые тонны информации! Сейчас так много одаренных творцов, что стало еще сложнее прорваться. И когда у кого-то это получается, это просто что-то невероятное.

Изменился сам язык кинематографа: и хронометраж, и темп, и подача диалогов. И мы видим много талантливых молодых режиссеров со всего света. Взять хотя бы прекрасную Хлою Чжао, получившую в этом году «Оскар» за «Землю кочевников». Я считаю, что ее успех связан с тем, что мир уже изменился.

Я бы даже не стал сужать все до кино. Сейчас есть множество возможностей рассказывать истории. Особую роль точно сыграет игровая индустрия: мы видим, как она постоянно набирает обороты. А привычный кинематограф может отойти на второй план. Лично я, конечно, надеюсь, что этого не произойдет, но не уверен, что у молодой аудитории достаточно терпения, чтобы по старинке просидеть два часа в кинотеатре. В общем, все меняется. Но все перемены вызывают у меня дикий интерес.