Что происходит с рынком NFT в России? Что покупают криптомиллионеры? Диджитал-художники рассуждают о будущем искусства
![Что происходит с рынком NFT в России? Что покупают криптомиллионеры? Диджитал-художники рассуждают о будущем искусства Что происходит с рынком NFT в России? Что покупают криптомиллионеры? Диджитал-художники рассуждают о будущем искусства](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/4dd/4dd25074354b7f6aa97dfdaa1c585eb7_ce_2000x1247x0x1077_cropped_510x340.webp)
![Инсталляция Samsung на международной ярмарке Cosmosсow Инсталляция Samsung на международной ярмарке Cosmosсow](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/4dd/4dd25074354b7f6aa97dfdaa1c585eb7_cropped_510x764.webp)
На вопросы отвечали:
- Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Rite, цифровой художник
- Kirill Rave, цифровой художник
- Synticate, арт-группа
- Герберт Шопник, основатель Digital Art Expo, организатор стенда NFT на Cosmoscow 2021
Анастасия Перова, искусствовед, основательница 1artchannel, куратор и автор NFT-стенда
Что происходит с рынком NFT в России прямо сейчас? А в мире? Недавно NFT продавали на Sotheby’s.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/731/731e67d945224a1599d16a8871195464_cropped_510x135.webp)
С одной стороны, идет стабилизация того NFT-бума, когда коллекционеры скупали все, что движется. Все, кто залетел на хайпе, поняли, что то, что они купили, вряд ли продастся в ближайшее время. Покупки стали менее спонтанны и эмоциональны; если раньше неизвестный художник мог выложить свою работу за необоснованно большие деньги и был шанс, что ее купят, сейчас этот шанс все меньше. Это относится и к России, и к миру вообще. Коллекционеры долго следят за художником, смотрят на его потенциал, на то, как он развивается, и только потом покупают. С другой стороны, к NFT растет интерес со стороны традиционного арт-рынка и традиционных коллекционеров. Такой же интерес начинают проявлять арт-институции и музеи. Появляются NFT-платформы, которые курируют люди из мира традиционного искусства, они видят в блокчейне будущее и хотят внести свой вклад в формирование новых арт-систем.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/535/53546c7e88ce79fca63aefcefd157762_cropped_510x135.webp)
Рынок NFT — это очень широкое понятие, в которое входит не только искусство, но уже и коллекционные карточки, игровые персонажи, билеты, cелебритис и др. Бурный взлет NFT в России и в мире произошел в марте–апреле этого года, затем пошел на спад и к осени сменился на вторую волну, но уже более осмысленную и понятную как художникам, так и коллекционерам.
NFT — это глобальный рынок и глобальный тренд, поэтому особых отличий России от других стран в этом смысле нет. В России тренд NFT в арт-сообществе поддержал Эрмитаж, выпустив первые NFT и анонсировав выставку в ноябре.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/07c/07c22a2b76b27fc05bb5f1a24865a995_cropped_510x135.webp)
После легендарной продажи Beeple на том самом Sotheby's мир и Россию, в частности, кажется, охватила NFT-лихорадка — все стараются напасть на криптоклондайк, знаменитости и инфлюенсеры выпускают лимитированные коллекции работ в NFT-формате. На Западе это работы от Snoop Dogg, Эдварда Сноудена, Джека Дорси (основатель твиттера). Появляются одна за другой NFT-платформы, тут руку прикладывают и русские, и зарубежные звезды, как, например, Моргенштерн, запускаются благотворительные фонды на блокчейне, хоккейные и баскетбольные команды выпускают коллекционные карточки и помогают детям.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/3d6/3d6efda18257cba7250f367169e63380_cropped_510x135.webp)
Если говорить об арт-составляющей в NFT-пространстве, то внимание арт-сообщества привлекла продажа работы Beeple, после которой художники со всего мира решили ворваться в NFT-пространство со своими работами. Начался небольшой хаос, связанный с обилием произведений на различных маркетплейсах. Появилась необходимость в качественной экспертизе, поэтому с весны 2021 года мы (команда искусствоведов информационного портала 1artchannel) совместно с нашими партнерами и экспертами из мира блокчейна — NFT-консалтингом Digital Art Expo — занялись продвижением и исследованием нового сектора на российском арт-рынке.
Кто главные покупатели: криптомиллионеры или ценители искусства?
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/731/731e67d945224a1599d16a8871195464_cropped_510x135.webp)
Сам вход в криптовалюты не так прост, надо завести кошелек, купить эфир, разобраться с площадками и кибербезопасностью. А главное — ответить самому себе на вопрос «как может столько стоить картинка в интернете?». И если у криптосообщества оба этих вопроса решены, то у традиционного коллекционера — нет. Поэтому ответ очевиден: в основном NFT коллекционируют люди из крипты, это их среда, их инструменты и их искусство.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/535/53546c7e88ce79fca63aefcefd157762_cropped_510x135.webp)
Я приобрел свой первый NFT полтора года назад. Необязательно быть криптомиллионером, чтобы начать собирать такое искусство, но первыми покупателями действительно стали коллекционеры из блокчейн-сообщества, и громкие покупки с аукционов также приобретались криптоколлекционерами. Сегодня известные CryptoPunks продаются по несколько раз в неделю по цене от $50–100 тыс. Это стало уже цифровым антиквариатом и статусным уровнем для их владельцев. Но традиционные коллекционеры современного искусства не могут пройти мимо этого феномена. Значимая коллекция сегодня не будет полной без NFT-арта.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/07c/07c22a2b76b27fc05bb5f1a24865a995_cropped_510x135.webp)
Так или иначе, оба лагеря поддерживают комьюнити, и трудно сказать, где начинаются инвестиции и заканчивается любовь к искусству. Прежде всего потому, что не очень понятно, во что конкретно стоит инвестировать, а в успехе художника не последнюю роль играет идейный резонанс со зрителем. На крупные суммы NFT-искусство покупают в основном криптоинвесторы, люди, которые хорошо разбираются в крипторынке и привыкли к работе с «нематериальными» активами, любители же искусства могут в виде исключения поддержать знакомых художников, но вкладываться предпочитают в материальное.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/3d6/3d6efda18257cba7250f367169e63380_cropped_510x135.webp)
Учитывая, что крипто-коллекционеры, как и крипто-художники, кардинально отличаются от коллекционеров и художников в классическом понимании, мы наблюдаем рождение «новых звезд» в NFT-сообществе и формирование нового арт-рынка. Мы видим, как многие успешные художники продолжают пытаться соответствовать новым веяниям, но пока не могут нащупать жилу, привлекательную для крипто-коллекционеров.
![](/_nuxt/img/esquire_2de4aa1.png)
Какие самые интересные примеры использования новых технологий в искусстве вы увидели в этом году? За какими художниками и проектами советуете следить?
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/731/731e67d945224a1599d16a8871195464_cropped_510x135.webp)
Посоветую я старую добрую классику — Олафура Элиассона и его космические метамодернистские инсталляции. Художник работает со светом и пространством и считает, что «половину его произведений создает зритель». Его работы начинаются со слова yours, это игра слов, одновременно означающая и «твое», и «ваше». Человек, проживающий опыт погружения в работы Элиассона, переживает его коллективно и одновременно уникально, лично. Хотя cтарая добрая классика тоже использует новые технологии — в одном из своих последних проектов Элиассон задействует VR.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/763/7637f6ba7de6d5d15ebebe141733000a_cropped_510x135.webp)
Мне очень понравилась авторская лазерная инсталляция Bloom питерской команды Tribe на фестивале медиа-арта «Нур» в Казани. Я люблю минималистичность и эмоциональность тотальных инсталляций, их бесполезно смотреть в интернете. Талантов в этом жанре много, но фаворит для меня один — Редзи Икеда.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/535/53546c7e88ce79fca63aefcefd157762_cropped_510x135.webp)
Самые успешные цифровые художники на сегодня — Beeple, Pak, Xcopy, Fewocious, Mad Dog Jones и др. В России уже много продаваемых цифровых художников: конечно, арт-группа AES+F, Brickspacer, Артем Ткач, Дмитрий Мельников, Покрас Лампас, Миша Мост и др.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/3d6/3d6efda18257cba7250f367169e63380_cropped_510x135.webp)
Многие считают, что NFT — это просто выложенная гифка или анимация. К сожалению или к счастью, это далеко не так. Я как искусствовед всегда призываю художников и коллекционеров обращать внимание не только на визуальную составляющую произведения, но и на глубину заложенной художником концепции. Помимо этого NFT — это невероятная возможность для художников вывести творчество на новый уровень, поэкспериментировать не только с техникой и задумкой, но и с технической реализацией мысли, начиная от возможности определения срока жизни произведения, его старения до самоуничтожения.
Как вы думаете, все ли, кто работает с NFT-искусством, точно понимают, что такое блокчейн?
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/731/731e67d945224a1599d16a8871195464_cropped_510x135.webp)
Чтобы прийти в Сбербанк и снять деньги, не обязательно понимать, как Сбербанк устроен. Достаточно знать пароль от карточки, иметь ноги и выучить ряд нехитрых манипуляций с банкоматом. Загрузить свою картинку на OpenSea и назвать ее искусством может любой человек, у которого есть фотошоп, метамаск и немного эфира. В любом деле есть люди, которые глубоко разбираются в теме, а есть те, кто просто пользуется системой, особо не погружаясь в то, как она работает. Но в NFT практически всем приходится разобраться, что такое блокчейн, хотя бы на элементарном уровне. Ведь надо же что-то ответить на вопрос бабушки: «А что это вообще такое, этот ваш НТФ?»
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/535/53546c7e88ce79fca63aefcefd157762_cropped_510x135.webp)
Думаю, что нет, так как сама по себе это достаточно сложная технология. Но в том числе благодаря NFT и удобным маркетплейсам она стала доступной очень многим. Блокчейн — это не только кошельки и криптовалюты, это технология, которая успешно применяется в корпоративном и государственном секторах, включая Россию. У нее большое будущее. Я занимаюсь блокчейном как технологией более четырех лет. В России блокчейн входит в список сквозных технологий программы «Цифровая экономика РФ», и ее применение описано в официальной дорожной карте до 2024 года.
Потребуется ли в будущем виртуального искусства виртуальный куратор? Виртуальная архитектура? Будет ли оно собираться и выставляться как-то принципиально иначе, чем сейчас современное искусство в современном музее?
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/731/731e67d945224a1599d16a8871195464_cropped_510x135.webp)
Будущее уже здесь. Этой весной у нас была виртуальная выставка в метавселенной Cryptovoxels с виртуальным куратором. Все началось спонтанно. Нашему другу Ивану Ващенко дал «попользовать» свои виртуальные земли знакомый. Ваня строил объекты, развешивал свои работы. И тут вклинилась я. Ваня предложил повесить и мои работы тоже. Остальные художники, узнав о такой движухе, тоже захотели вписаться, было решено организовать выставку. Все подробности про кураторов, архитектуру и современное искусство вы узнаете в этом ноябре на выставке «Незримый эфир», которую делает Эрмитаж. Ее откроют в виртуальном здании Биржи, то есть Эрмитажем запланирован полноценный VR-проект.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/535/53546c7e88ce79fca63aefcefd157762_cropped_510x135.webp)
Если мы говорим про мир искусства — неважно, NFT это или нет, — то, безусловно, куратор требуется для отбора качественного современного арта. «Виртуальный куратор» звучит как «AI-куратор», то есть работающий на базе искусственного интеллекта — хорошая идея. Однако рынок NFT как криптоарта саморегулируется, где коллекционеры приобретают NFT сами по своим соображениям и никто не может это ограничить или запретить.
Цифровое искусство сейчас выставляется на экранах, при помощи проекторов и голограмм. Также набирают популярность и востребованность метавселенные, цифровые двойники музеев и галерей, виртуальная и дополненная реальность. Удобство цифрового арта в том, что его не нужно физически хранить и перемещать, достаточно любого устройства для отображения в любом удобном месте на любом подходящем носителе.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/3d6/3d6efda18257cba7250f367169e63380_cropped_510x135.webp)
Конечно, новому миру под названием NFT просто необходимы квалифицированное кураторство. Чем больше произведений искусства появляется, тем больше кураторов требуется.
За последний год мир сильно изменился. Какое изменение вы считаете главным?
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/07c/07c22a2b76b27fc05bb5f1a24865a995_cropped_510x135.webp)
Для нашей сферы главное — это появление ценности у digital-арта и рост осознания себя художниками среди CG-артистов, занимавшихся прежде в основном выполнением клиентских задач. Пандемия — очевидный фактор, который на нас всех повлиял. В искусстве можем сказать, что изменилось — стало намного больше экспериментов, смелости, свободы, появилось намного больше молодых авторов, которые готовы работать, пробовать новое, искать свой стиль. Это значительно меняет язык идей и развивает искусство в целом. Можно сказать, на наших глазах случилась очередная революция, появился новый жанр, которой имеет громадный творческий потенциал.
В чем будущее искусства?
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/731/731e67d945224a1599d16a8871195464_cropped_510x135.webp)
Искусство будет там, где будет человек. А мы все глубже уходим в цифру. При этом виртуальная реальность меняет наше восприятие настолько, что сама разница между реальным и виртуальным оказывается стерта. Мы можем выходить за рамки физических границ и создавать пространства, которые никогда не существовали. Искусство будет следовать за нами, осваивая все новые и новые инструменты. Сеть — ключевая технология, принесшая нам глобальные перемены, а перемены всегда дают искусству взрыв новых возможностей.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/07c/07c22a2b76b27fc05bb5f1a24865a995_cropped_510x135.webp)
Во-первых, искусство будет выходить из рамочного восприятия, зритель перестанет созерцать предмет искусства снаружи и будет находиться внутри мира художника и являться его частью. Во-вторых, искусство будет все больше двигаться в интерактив и генеративность, как это происходит в природе и окружающем мире. Приход современных технологий приближает этот переход и стирает границу между зрителем и произведением искусства.