Бог с вами: какими получились «Вечные» Хлои Чжао и сыграла ли ставка Marvel

В российский прокат прибыли «Вечные» — первый супергеройский фильм, снятый лауреатом «Оскара» Хлоей Чжао («Земля кочевников»). По просьбе Правила жизни Андрей Подшибякин рассуждает, стоит ли отдавать комиксы на откуп режиссерам больших, тягучих драм.
Бог с вами: какими получились «Вечные» Хлои Чжао и сыграла ли ставка Marvel
Walt Disney/Marvel Studios/Moviestore Collection/Legion Media

Пятитысячный год до нашей эры. Антропоморфная вселенская сущность по имени Аришем посылает на Землю десятерых полубогов: им нужно победить искусственных, но все равно разумных монстров (извините за выражение, «девиантов»), ни в коем случае при этом не вмешиваясь в дела населяющих Землю цивилизаций. За три с половиной тысячи лет с девиантами удается справиться, а поскольку других приказов от начальства не поступало, полубоги разбредаются по планете и интегрируются в общество.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все вышеописанное происходит в первые полторы минуты «Вечных»; сколько-нибудь внятный пересказ сюжета займет несколько экранов, поэтому дальше в формате буллет-пойнтов. Кое-кто из бессмертных Вечных все-таки умер. Девианты выныриваютиз Темзы в современном Лондоне. Антропоморфная вселенская сущность оказывается не совсем тем, чем представлялась в начале фильма, — что неудивительно, ведь Аришем выглядит как гигантское безликое чудовище с шестью светящимися глазами. Девианты тоже не совсем девианты. Судьба мира, как это заведено у Marvel, виснет на волоске. Последние полчаса отведены на эсхатологическую битву добра с другим добром, в процессе которой из земной коры наружу лезет черт знает что. В битве добра с другим добром побеждает любовь (серьезно). В традиционной сцене после титров происходит такая дичь, что ее объяснению уже посвящены три километра постов на Reddit.

Walt Disney/Marvel Studios/Moviestore Collection/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как многие помнят, в «Мстителях: Финал» Marvel обнулила полтора предшествующих десятилетия своей киновселенной и приготовилась к полному перезапуску. Вышедшие после «Финала» фильмы — либо приквелы («Черная Вдова»), либо сайдквелы («Человек-паук: Далеко от дома»), либо установочные истории новых персонажей («Шан-чи и легенда десяти колец»). «Вечные» должны были стать официальным запуском марвеловской «четвертой фазы» — началом магистральной истории на ближайшие несколько лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доверили эту миссию оскароносной Хлое Чжао — режиссеру «Земли кочевников». Еще раз: «Вечные» — первый за почти два десятка лет фильм марвеловской киновселенной, снятый по-настоящему большим режиссером. К сожалению, это заметно.

«Вечные» — очень, очень странное зрелище. Свойственные Чжао меланхолия и некая нарративная заторможенность вступают в мощное противоречие с почти классицистической концепцией марвеловского блокбастера. Полубоги находятся в сложных отношениях друг с другом и с некоторыми землянами; Чжао очевидным образом хочется подольше распутывать эти ниточки, но мы-то с вами пришли не на эзотерическую артхаус-драму, а поесть попкорна, посмотреть на спецэффекты и посмеяться. В результате некоторые Вечные (воительница Тена в исполении Анджелины Джоли) просто демонстрируют скулы, у других (изобретатель и инженер Фастос, которого играет Брайан Тайри Генри) имеется необычный семейный бэкграунд, третьи по необъяснимым причинам живут в чужом теле, четвертые грустно ломают сковородки в далеком кишлаке, и так далее. Экранного времени на всех не хватает (а тем, на кого хватило, вообще не стоило это время уделять). Кто что делает в кадре, кто кем кому приходится, почему зрителя вообще должно все это волновать — до финальных титров большинство вопросов так и останутся открытыми. На этом фоне резко выделяется полубог Кинго (Кумэйл Нанджиани, известный некоторым как Динеш из «Силиконовой долины»): по не очень логичным причинам он с момента изобретения кинематографа работает главной звездой Болливуда, летает на личном самолете и неплохо шутит. Шутки, правда, тоже вступают в диссонанс с выспренним тоном картины и обнуляют пафос высказывания Чжао о космических энергиях, цикличности жизни и необходимости жертвовать малым, чтобы осчастливить многих (поверьте, это очень трудно доходчиво объяснить без спойлеров).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Walt Disney/Marvel Studios/Moviestore Collection/Legion Media

Смысл эксперимента, в сущности, понятен: в Marvel (точнее, конечно, в Disney) прекрасно понимают, что мы тринадцать лет подряд раз в несколько месяцев смотрим плюс-минус один и тот же фильм, начиная с первого «Железного человека». Рано или поздно должно было надоесть, поэтому художественный руководитель MCU Кевин Файги решительно рванул штурвал в сторону более престижного кинематографа.

Это могло бы сработать, если бы «Вечные» сразу и недвусмысленно решили, чем они хотят быть: полноценным артхаусом за двести миллионов долларов либо стандартным аттракционом с некоторым, скажем так, культурным фокусом (см. «Черную Пантеру» или того же «Шан-чи»). На деле «Вечные» — очень красивая и дорогая поп-эзотерика с шуточками и сгенерированными компьютером экшен-сценами. Некоторые фанаты после первых «Мстителей» делали татуировки с Железным человеком и цитатой «миллиардер, плейбой, филантроп». Трудно представить, что после «Вечных» кто-то набьет на себе... кого угодно из Вечных. Кроме, может быть, Кумэйла Наджиани.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Walt Disney/Marvel Studios/Moviestore Collection/Legion Media

И еще. Говорить о кассовых сборах в контексте кинематографического произведения — дилетантство, но сложно не заметить, что зритель не оценил маневр Кевина Файги: в премьерный уик-энд в США «Вечные» собрали скромный по марвеловским меркам $71 миллион.

Есть серьезные основания полагать, что в следующий раз оскароносного режиссера в MCU позовут очень нескоро.

Что, может быть, и к лучшему.