Страдающее искусство: 7 громких случаев арт-вандализма

Третьяковская галерея завершила реставрацию картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван», которую в 2018 году повредил ножом вандал. 23 мая картина будет доступна в постоянной экспозиции музея. Вспоминаем другие громкие случаи нападения на искусство.

Вечером 25 мая 2018 года житель Воронежа Игорь Подпорин прорвался в уже пустой зал Третьяковской галереи и несколько раз ударил по застекленному полотну Репина «Иван Грозный и сын его Иван» металлической стойкой ограждения. В результате нападения холст был порван в трех местах в центральной части на фигуре царевича, сильно пострадала авторская художественная рама — повреждения оценивались как серьезные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Объясняя свой поступок, Подпорин заявил, что картина недостоверная, «оскорбляет чувства верующих, православных и вообще всех в России», а «Иван Грозный не убивал своего сына и причислен к лику святых».

Реставрация длилась четыре года и считается уникальной для отечественной практики по объему и сложности работ. Помимо повреждений из-за вандализма, в работе Репина была «хроническая болезнь» — расслоение красочного слоя по всей живописной поверхности из-за ослабленного сцепления живописи с грунтом.

Отреставрированную картину вернут в постоянную экспозицию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке 23 мая.

Вспоминаем другие громкие случаи арт-вандализма:

Alamy/Legion Media

50 лет назад, 21 мая 1972 года, после окончания праздничной литургии по случаю Дня святой Троицы в San Pietro 33-летний геолог Ласло Тот изувечил шедевр Микеланджело «Пьета». С возгласом «Я Иисус Христос, восставший из мертвых!» он 15 раз ударил Деву Марию скальным молотком, лишив ее кончика носа, частично — левого века и левой руки. К счастью, вандала оттащили от статуи. На суде Тот продолжал называть себя Иисусом, поэтому был признан невменяемым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мона Лиза» тоже настрадалась: сначала, в декабре 1956 года, внезапно озлобившийся молодой боливиец Уго Унгаза запустил в нее камнем (напоминание — едва заметная отметина у левого локтя); затем в 1974 году японский турист решил облить шедевр краской — спасло защитное стекло. На десерт — в 2009-м картину попыталась изувечить российская туристка, метнув в «Мону Лизу» керамическую кружку. Спас защитный экран. Хулиганку пожурили в полицейском участке и отпустили. Причиной агрессии, по одной из версий, стал отказ россиянке во французском гражданстве.

Работа голландца трижды подвергалась нападению: в 1911 году на полотно напали с ножом, но не смогли прорезать густую лакировку, в 1975 году картину вновь ударили ножом (нападавший заявил, что сделал это по приказу Христа), а в 1990-м ее облили серной кислотой. Вандалом оказался сбежавший пациент психиатрической больницы. Благодаря быстрой реакции работников музея пострадала лишь лакировка, и картина была полностью восстановлена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

15 июня 1985 года 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. Он объяснил свой поступок протестом против ввода советского воинского контингента в Литву в 1940 году. В результате нападения было утрачено 30% авторского письма. Реставрация завершилась лишь спустя 12 лет.

В 1914 году известная суфражистка Мэри Ричардсон порезала картину мясным тесаком в нескольких местах. Позже она объяснила, что таким образом хотела выразить протест против ареста своей коллеги по партии суфражисток Эстеллы Панкхерст. Картина самой красивой женщины из античных мифов показалась ей самым подходящим объектом — по мнению Ричардсон (после нападения на картину за вандалкой закрепилось прозвище Убийца Мэри), работа Веласкеса объективирует женщину и мужчины воспринимают ее исключительно в эротическом контексте. Суфражистку признали вменяемой и приговорили к 18 месяцам каторжных работ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4 января 1997 года московский художник Александр Бренер нарисовал на «Белом кресте» зеленой краской из баллончика знак доллара, таким образом выражая протест против коммерциализации искусства. Некоторое время среди искусствоведов шли ожесточенные споры, считать ли это художественным высказыванием, — на основе этих событий был снят фильм «Суд над Брунером». Художника в итоге приговорили к пяти месяцам тюрьмы и обязали оплатить работы по реставрации картины.

«Черное на коричневом» Марка Ротко (1958) / Современная галерея Тейт в Лондоне

7 октября 2012 года польский художник Владимир Уманец, объявивший себя одним из основателей художественного течения йеллоуизм, черным фломастером по-английски написал на работе Ротко: «Владимир Уманец '12, потенциальное произведение желтизны». Мужчина был приговорен к двум годам тюрьмы.