«Очень странные дела» не просто не сдулись, а зазвучали по-новому. Это и образцовый хоррор, и гид по 80-м в свежем прочтении

На теперь уже окончательно заблокированном в России Netflix вышли 7 серий четвертого сезона сериала «Очень странные дела». Финальные эпизоды выйдут 1 июля, а пока — разбираем первую часть сезона, стараясь по возможности избегать спойлеров. Одно можно сказать точно: братья Даффер не разочаровали.
«Очень странные дела» не просто не сдулись, а зазвучали по-новому. Это и образцовый хоррор, и гид по 80-м в свежем прочтении

Спустя полгода после эпического сражения со злом в торговом центре «Старкорт» Байерсы уезжают из родного Хоукинса в Калифорнию в поисках спокойной жизни. Но не тут-то было: в новой школе одноклассники начинают травить Одиннадцатую (Милли Бобби Браун), которую теперь зовут Джейн Хоппер. Девушка еще не оправилась после смерти приемного отца шерифа Хоппера (Дэвид Харбор), поэтому ей приходится нелегко. Ее сводный брат Уилл (Ноа Шнапп) ничего не может поделать с неприязнью местной школоты к странной Оди, которая заметно притихла, лишившись суперсилы. В письмах к Майку (Финн Вулфхард) Оди рассказывает, что у нее все прекрасно, но это неправда. За образец этой сюжетной линии братья Даффер взяли классический кинговский хоррор «Кэрри» (1976), так что зрители, которые хорошо помнят оригинал, увидят, как сериал по-своему обыгрывает тревожный сюжет о школьной травле. Для Оди противостояние с местной школьной королевой и ее кликой вскрывает застарелую травму: она приходит к мысли, что она сама и есть главный монстр, несущий опасность, и испытывает жгучее чувство вины. Сюжет Кинга по-новому развивается у братьев Даффер и начинает жить своей жизнью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Хоукинсе между тем происходит новое зловещее убийство – жутким образом погибает чирлидерша. Эта сцена — прямой оммаж «Кошмару на улице Вязов» (1984): Фредди Крюгер разделался с Тиной на глазах у ее бойфренда точно таким же образом.

Смотреть

Братья Даффер необычайно свободно чувствуют себя среди поп-культурных отсылок и не просто уважительно копируют классический канон из кино 1980-х, а по-настоящему стряхивают с него пыль, оживляют и задают ему новые смыслы, что превращает сериал в новую классику. К четвертому сезону из сериала выветривается авантюрный дух детских спилберговских «Балбесов» (1985) — герои выросли, у них начались взрослые отношения, так что теперь события в Хоукинсе больше похожи на «Беспечные времена в школе Риджмонт-Хай» (1982). Название этого фильма звучит в диалоге между Стивом (Джо Кири) и Робин (Майя Хоук): обсуждая новую зазнобу, на которую положила глаз Робин, Стив утверждает, что она любит девчонок — ведь она остановила кассету с «Риджмонт-Хай» на эротической сцене с Дженнифер Джейсон Ли, чтобы полюбоваться ее обнаженной грудью. Так что теперь и в Калифорнии, и в Хоукинсе у подростков все по-взрослому.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато настоящие взрослые — Джойс (Вайнона Райдер) и детектив-любитель Мюррей (Бретт Гельман) с черным поясом по карате и насквозь гиковским характером — похожи в сериале на так и не повзрослевших подростков. Это одна из самых очаровательных идей Дафферов: даже став взрослыми, мы продолжаем интересоваться поп-культурой с энтузиазмом школьных гиков и влипать в самые невероятные приключения. Когда Джойс получает письмо от неизвестного с просьбой собрать деньги для выкупа шерифа Хоппера из русской тюрьмы (он жив, ура!), в силу вступает самая занятная сюжетная линия сезона. Она дико мрачная — тюремные застенки на Камчатке, где оказался Хоппер, похожи на GULAG из чьих-то кошмарных снов («русскую тюрьму» снимали в Вильнюсе). В то же время эта линия самая смешная из-за забавных пикировок Джойс и Мюррея. Но к ней у русского зрителя будет больше всего вопросов, уж больно она похожа на бессовестную «клюкву», где страшно сгустили краски, и половина «русских» говорит с диким акцентом и снова шутит про медведей — сколько можно? Но если присмотреться к этим эпизодам внимательно, станет понятно, что и тут Дафферы просто воспроизводят стиль фильмов времен «холодной войны», которая в 1980-е годы как раз была в разгаре и причудливо преломлялась в поп-культуре (вспомним хотя бы «Красную жару» (1988), где русские бандиты со страшным акцентом кричали «Какие ваши доказательства» перед одетым в милицейскую форму Шварценеггером). Эпизоды с русской тюрьмой снимал Нимрод Антал — учившийся в Будапеште режиссер венгерского происхождения, отлично владеющий стилистикой причудливого реализма родом из Восточной Европы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, в новом сезоне действует целая толпа персонажей и развивается сразу четыре сюжетных линии. Самая зажигательная — приключения Джойс, которая хочет вытащить Хоппера из русской тюрьмы. Самая душераздирающая — попытки Оди вернуть себе суперсилу на подземной военной базе под руководством все того же доктора Бреннера (Мэтью Модайн). Самая скучная и проходная — путешествие Майка, Уилла и Джонатана из Калифорнии обратно в Хоукинс. А самая интересная и романтичная сосредоточена вокруг новых убийств в Хоукинсе. Именно в ней подростки испытывают отношения на прочность, и в ней же и появляется знаковый актер Роберт Инглунд в роли маньяка-убийцы Виктора Крила. Но Дафферы выворачивают его коронное амплуа наизнанку, заодно обставляя поход Нэнси и Робин в тюрьму к маньяку-потрошителю как аллюзию на «Молчание ягнят». Это довольно хулиганский анахронизм: Виктор сидит за решеткой, как Ганнибал Лектер, скребет ногтями по столу коронным жестом Фредди Крюгера, но на поверку не является ни тем, ни другим — больше рассказать невозможно во избежание спойлеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действие по-настоящему разгоняется в четвертой серии: Дафферы воспроизводят тут сюжет «Кошмара на улице Вязов», но в собственном прочтении. Над новым сезоном снова нависла зловещая тень Фредди: герои знаменитой франшизы умирали во сне, а персонажи нынешнего сезона «Очень странных дел» впадают в забытье, из которого их невозможно вытащить ни окриками, ни попытками разбудить. Коронным эпизодом серии становится спасение Макс (Сейди Синк) из кошмара Изнанки с помощью звучащей из реальности любимой песни Кейт Буш Running Up That Hill — этот трогательный эпизод неизбежно станет новой классикой поп-культуры.

Смотреть

Самое любопытное в новом сезоне — это подоплека новых кошмаров, в которые попадают подростки Хоукинса, спасаясь от злого духа Векны. Он преследует не кого попало, а лишь людей надломленных, не верящих в себя из-за пережитой травмы. Перед нами не просто собрание бессмысленных страшилок с убийством случайных жертв, а своего рода «травматический хоррор», где ужас всегда обусловлен каким-то глубоким психологическим потрясением из прошлого. В свое время Стивен Кинг вывел формулу «экономического хоррора»: по его словам, самое страшное в «Ужасе Эмитивилля» — то, что дом с привидениями куплен персонажами на последние деньги, а значит, деваться оттуда им некуда. Нынешний хоррор часто построен вокруг неизжитой травмы — детской, военной, связанной с потерей близких и чувством вины. В этом ключе сейчас работает один из лучших мастеров хоррора Майк Флэнаган, и вот теперь братья Даффер. Казалось, ностальгический проект вроде «Очень странных дел» должен был скоро выдохнуться — нельзя же ехать на умилении все теми же старыми фильмами четыре сезона подряд... Но оказалось, что можно и нужно – стоит лишь вдохнуть в них новый смысл и пересказать классические старые истории по-своему.