T

Шифры, хакеры, шпионы

Пока все разбираются с криптовалютой, редакция «Правил жизни» изучает историю криптографии

текст

варя баркалова
оля степанян

фото

михаил гребенщиков

дизайн и верстка

зарина ярхамова

Да, в Москве действительно есть Музей криптографии. Он появился полгода назад, сейчас находится на переэкспозиции и готовится к открытию осенью, но нам удалось побывать внутри и узнать про самый древний шифр, самые популярные пароли и худшего майнера в мире.

Признаемся, прежде чем зайти в Музей криптографии, редакции пришлось расшифровать его геолокацию (такси высадило нас метров за 500 — между Ботаническим садом и концерном «Автоматика» с военной техникой у ворот). Обошли по кругу строительные леса — научно-исследовательская компания «Криптонит», часть многопрофильной ИТ-группы «ИКС Холдинг», возводит свой кластер — и оказались у дореволюционного двухэтажного здания красного кирпича, слишком модного, чтобы быть знаменитой «Марфинской шарашкой», но тем не менее это она. Тут и расположился музей.

Да-да, это та самая спецтюрьма МВД — МГБ СССР, описанная Солженицыным в романе «В круге первом». Здесь разрабатывали шифровальную аппаратуру, и писатель, отбывавший срок в 1947–1950 годах за измену Родине, приложил к этому руку. Спустя 70 лет об этом вспомнили в «Криптоните» — он обосновался под боком неслучайно — и развернули под крышей «шарашки» Музей криптографии, просто и наглядно рассказывающий историю коммуникации от древнеегипетской письменности до VPN.

Скажи пароль

Точнее, от VPN до Древнего Египта: музей, используя принцип обратной перемотки, сначала знакомит посетителей с цифровым миром во всем его богатстве. И хотя для многих первая ассоциация со словом «криптография» — криптовалюта, блокчейн и прочее NFT, здесь рассказывают не только и не столько об этом: криптография в первую очередь касается защиты персональных данных, кибербезопасности, шифрования и кодирования. Впрочем, крипте посвящена отдельная инсталляция — художники переоборудовали обычный калькулятор в майнинговую машину, чтобы показать: во-первых, биткоины при желании можно добыть практически любым электронно-вычислительным устройством, а во-вторых, майнинг — супернеэкологичное занятие, расходующее электроэнергию.

Позже мы узнаем, что кодирование и шифрование — не синонимы. Первый термин описывает переупаковку информации в форму для передачи. Например, вы когда-нибудь получали по электронной почте письма с кракозябрами? Это как раз несоответствие кодировок — производители программного обеспечения не смогли договориться об унификации. По той же причине, например, не всем доступны эмодзи в Telegram из очередного обновления.


А вот шифрование — уже непосредственно про конфиденциальность и защиту, и эту тему в музее преподают основательно, в самой легкоусвояемой форме — через игру. Тут множество интерактивных инсталляций: от восьмибитных пиксельных игр, в которых предстоит защитить крепость от атаки компьютерных вирусов, до сейфов с подбором паролей и подсказками в лучших традициях квеструмов (редакцию особенно покорил платформер, персонажи которого рассказывают о самых легких, идиотских, изобретательных и надежных паролях). Сотрудники говорят, что на подробный осмотр всех «пасхалок» уйдет часов пять.

Зал-лабиринт в духе киберпанка рассказывает о геймерах и хакерах (с которыми, как ни странно, «все не так однозначно»: существуют «белые», «серые» и «черные» хакеры, или, как их называют по аналогии с вестернами, «шляпы»). Можно посидеть за настоящим рабочим местом хакера, изучить информацию о корифеях жанра (тут вам и Эдвард Сноуден, и плохиши Anonymous), полистать номер журнала Wired о хакерах с выносом на русском «Подключайтесь» («Американцы сразу признали мастерство русских хакеров», — замечает куратор выставки Анна). Она же объясняет предназначение скромного, спрятанного за перегородкой пространства — это «инфоисповедальня» для тех, кто хакеров не боится и считает, что ему нечего скрывать. Как правило, после вопроса «Какой личной информацией вы готовы поделиться с незнакомым человеком?» о более изощренном пароле для соцсетей задумываются примерно все.

Эпоха цифры в музее заканчивается наглядной инсталляцией, и зритель видит: криптография всегда с нами, мы сталкиваемся с ней ежедневно, расплачиваясь картой на кассе и прокатывая «Тройку» в метро — цифровые данные требуют кода, шифра и защиты.

«Кузнечик» и «Фиалка»

Следующая часть музея переносит нас в XX век с его индустриальной эпохой и началом криптографии как науки. Тут собраны документы и артефакты своего времени, воссозданы вехи работ основоположников криптоанализа Клода Шеннона и Владимира Котельникова, показаны приборы для передачи сообщений азбукой Морзе и механическая мышь Тесей, пытающаяся выбраться из лабиринта, — прообраз нынешнего искусственного интеллекта.

В «индустриальном» зале не меньше интерактива, но интересен он в первую очередь по-настоящему ценными историческими экспонатами. Здесь находятся оригиналы аппаратов советского производства, которые с большим трудом удалось добыть и рассекретить, а также легендарной «Энигмы» — немецкой электронно-механической шифровальной машины, код которой взламывал Бенедикт Камбербэтч в «Игре в имитацию».

У «Энигмы» была уязвимость, которая и привела к возможности взлома, а вот советская «Фиалка М-125», разработанная после Второй мировой, смогла преодолеть этот конструктивно-логический дефект, хотя использовала довольно простой шифр замены. Почему советские и российские крипторазработки все как на подбор имеют такие несерьезные и смешные названия — вопрос отдельный и, кажется, имеющий секретную подоплеку, хотя утверждается, что «Фиалку» прозвали так за компактный размер. А российский алгоритм блочного шифрования «Кузнечик» (ему в музее посвящена эффектная видеоинсталляция прямо при входе) назван по первым буквам фамилий разработчиков (по крайней мере, так говорят). Тоже шифр!

Код сквозь время

Делаем шаг в следующий, домашинный зал, и оказывается, что шифровальные диски «Фиалки» — дальние родственники цилиндра Джефферсона, который американский президент придумал еще в конце XVIII века. Дальше отделаться от дежавю уже не получится: глубже погружаясь в историю криптографии, тут и там замечаешь параллели и преемственность. Так, древние скитала — ленты с набором символов, которые нужно наматывать на палки разного диаметра, чтобы сложить осмысленное сообщение, — один из первых прообразов подбора ключа к шифру, а диск Цезаря отсылает к механизмам прошлого века не только формой, но и смыслом.

В итоге мы видим, что структура любого языка напрямую связана с шифрованием, да и сам язык — способ кодирования информации. От протописьменных систем седьмого тысячелетия до нашей эры до невзаимозаменяемых токенов — вся коммуникация человека строится на передаче сообщений. Нолики и единички, пиктограммы, буквы — все это знаки, основы криптограмм.

Анна Титовец, главный куратор и креативный директор экспозиции Музея криптографии

Экспозиция заканчивается кинетической инсталляцией, подтверждающей эту идею: системы письменности сыграли важную роль в развитии цивилизации, а в начале было не столько слово, сколько знак. Самые разнообразные знаки тут движутся на тонких нитях и складываются в цитаты. Одна из них — фраза Джулиана Ассанжа «Сильная криптография способна противостоять любому насилию».


А на цокольном этаже музея — пространстве, посвященном истории здания, — есть визуально похожий объект — свисающие с потолка телефонные трубки. В них можно послушать голоса тех, кто здесь жил и трудился в заключении, и тех, кто приходил работать по доброй воле. Своеобразное эхо времени, соединяющее современность с прошлым.

В Музей криптографии можно идти за иммерсивным развлечением или глубоким смыслом, цифровой перезагрузкой или цифровым детоксом (для него есть отдельная комната), атмосферой фильма «Хакеры» или шпионского триллера — получите в итоге все и сразу.

{"width":320,"column_width":36,"columns_n":6,"gutter":20,"line":20}
default
true
320
762
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: ESQDiadema; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}
Теги: