Магия кино: что происходит с российскими кинотеатрами сейчас и чего ждать дальше? Отвечают эксперты

Два года пандемии, затем санкции – пожалуй, ни один российский бизнес не переживал в последнее время такой длинной черной полосы, как кинотеатры. Что показывать, если показывать блокбастеры запрещено? Можно ли заработать на авторском кино? Должно ли государство субсидировать отрасль? Что такое кинотеатр – частное коммерческое предприятие или же системообразующий объект культуры? Возможен ли в кино параллельный импорт? Не разорятся ли кинотеатры, до того как российская киноиндустрия успеет снять для них отечественный контент? Определенных ответов на эти вопросы пока нет ни у бизнеса, ни у государства. «Правила жизни» выяснили у представителей индустрии, как они собираются пережить это лето.
Магия кино: что происходит с российскими кинотеатрами сейчас и чего ждать дальше? Отвечают эксперты

«Пионер»

Кирилл Хованский, директор

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У нас независимый и несетевой кинотеатр. Посещаемость с марта 2022 года снизилась на 20-30% – это по сравнению с доковидными показателями. В среднем по индустрии кинотеатры потеряли до 50% посетителей. Можно предположить, что основных причин здесь две: во-первых, в репертуаре больше нет голливудских новинок, во-вторых, людям стало как-то не до кинематографа.

Есть зрители, для которых уход мейджоров означает, что кинематограф вообще закончился. В соцсетях нас то и дело спрашивают: «А что, разве в кино что-то еще показывают?» С другой стороны, есть и те, кому нравится классика в повторном прокате. Культовые вещи и раньше показывали – эти фильмы собирают лучше, чем некоторые новинки, – но сейчас, в отсутствие больших релизов, так будут делать чаще.

В соцсетях, кстати, тоже стало потише – отчетливо видно, что люди начали проводить там меньше времени после блокировки фейсбука и инстаграма, и вообще все меньше интересуются развлечениями. Кинотеатрам важна постоянная коммуникация со зрителями, нужно рассказывать о фильмах в прокате, о событиях, но поддерживать такую коммуникацию становится все сложнее. Есть ощущение, что те зрители, которые ходили только на блокбастеры, теперь не интересуются большим экраном и переходят в онлайн – в том числе и на пиратские площадки, где все есть.

Чтобы выжить, кинотеатрам, до сих пор жившим за счет блокбастеров и релизов мейджоров, теперь придется работать не только с контентом, но и с контекстом

Авторское кино пострадало в меньшей степени. Конечно, оно стало чуть реже выходить, но аудитория по-прежнему заинтересована – в наших соцсетях это хорошо видно. О таком кино можно интересно рассказать, найти отклик среди постоянных зрителей. У нас ведь есть не только зал, у нас еще есть экспертиза – «Пионеру» доверяют и знают, что репертуар мы тщательно отбираем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что мы продолжаем показывать новые релизы и придерживаться своей традиционной репертуарной концепции – то есть делать то, что интересно нашей аудитории. Публичная программа кинотеатра – это наша сильная сторона: мы привлекаем зрителей как новинками, так и разного рода специальными показами, ретроспективами режиссеров, собственными кинофестивалями. Конечно, все это требует кропотливой работы – спланировать и организовать большое мероприятие, пригласить интересных спикеров. В основе всего – работа с сообществом зрителей.

Чтобы выжить, кинотеатрам, до сих пор жившим за счет блокбастеров и релизов мейджоров, теперь придется работать не только с контентом, но и с контекстом – а мы так делаем с первого дня работы.

Российская киноиндустрия не переживала такого глубокого кризиса, наверное, с 1991 года. Роль сыграл не только уход западных компаний и западного кинематографа, но и два года пандемии. Это видно и по цифрам среднего чека, и по количеству зрителей. Надо сказать, что проблема комплексная – и уже сейчас видны контуры проблем, которые будут возникать дальше. Стримингам будет сложнее выживать без западного контента – а есть высокая вероятность, что и они его потеряют. Многие кинотеатры уже сейчас закрываются полностью или ограничивают работу залов. Картины известных в мире российских режиссеров часто снимались в ко-продукции – сейчас это практически невозможно.

«Москва»

Максим Першин, акционер

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Посещаемость кинотеатров упала. Сначала многим было просто не до кино. Потом, когда люди пришли в себя и готовы были смотреть фильмы, оказалось, что кинотеатрам нечего им предложить. У прокатчиков есть вполне качественные фильмы, но, скажем так, не из той категории, которая собирает кассу. Наша выручка упала на 77%. Это лучше, чем в пандемию, но все равно чувствительно. И мы далеко не в худшем положении. Наш кинотеатр особенный. Зритель идет к нам не только посмотреть фильм, но и посидеть в ресторане, провести время с семьей. Кино для нас – только часть сервиса, который мы предлагаем. Предположу, что для обычных кинотеатров падение выручки составило до 90%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кинотеатры как бизнес оказались на грани банкротства. Не важно, есть у нас «большие» фильмы для проката или нет, нам нужно по-прежнему платить заработную плату сотрудникам, аренду – собственникам коммерческих площадей, налоги – государству. Арендодатели пока не спешат сделать шаг навстречу и предложить скидки. Хотя в полупустых торговых центрах кинотеатры могли бы стать главным генератором трафика.

Поддержка государства? Пока от госорганов идут разнонаправленные сигналы. В других областях государство более активно поддерживает бизнес, например, легализовав параллельный импорт. Наши профильные структуры пока не предлагают подобных мер. Звучали обещания поддержать индустрию, по крайней мере в той части, которая касается показа отечественного кино, но пока дали только отсрочку по социальным выплатам, которая покрывает всего одну месячную зарплату.

Наша выручка упала на 77%. Это лучше, чем в пандемию, но все равно чувствительно. И мы далеко не в худшем положении.

Нас часто спрашивают, почему бы не показывать пиратский контент? Кинофильм – это не автозапчасть, которую можно полуофициально приобрести в соседней стране и привезти в Россию. До санкций кинотеатры получали лицензионный контент на электронных носителях с отдельным ключом под каждую площадку. Наше оборудование зарегистрировано на серверах у правообладателя. Ввезти фильм «параллельно» технически непросто. И не будем забывать, что закон об интеллектуальной собственности в России никто не отменял.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы российское кино сравнялось по сборам с зарубежным, должен пройти не один год. Да, был замечательный фильм «Серебряные коньки», который принес неплохие деньги. Своя аудитория у российского продукта, безусловно, есть. Но, если мне не изменяет память, Фонду кино выделяют сумму, сопоставимую с бюджетом одного блокбастера категории «А».

Gaspar Uhas/Unsplash.com

Павел Буря, продюсер

У меня три кинотеатра в Амурской области – в городах Свободный, Благовещенск и Белогорск. Зимой ослабли ковидные ограничения – и люди начали возвращаться в кинотеатры. На март у нас были назначены громкие премьеры – на «Бэтмена», например, мы открыли предпродажи и уже достаточно много билетов продали. Но после 24 февраля голливудские компании ушли, и выручка снова упала на 50-70%.

Сейчас мы берем в прокат все, что выходит. В Благовещенске, например, шестизальный кинотеатр, и этого вполне хватает, чтобы показать весь доступный репертуар: идет больше двадцати фильмов. Кроме того, крупные студии всегда требовали большого количества сеансов для своих фильмов – до 40-50% от всех. А сейчас репертуар получается увеличить. Хотя фильмов больше, но собирают они, к сожалению, меньше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо того, что вырос ассортимент, фильмы начали работать вдолгую. Если раньше мы крутили фильм три недели, а на четвертую приходили новые – и нужно было под них освобождать сеансы, то сейчас у нас появилась возможность этот подход изменить. Например, фильм «Казнь» Ладо Кватании идет уже два месяца и даже доступен онлайн – а люди продолжают на него приходить. Я надеюсь, такой подход пойдет на пользу российскому кино – люди лучше его узнают.

Ну, останемся мы на год или больше без голливудских блокбастеров. Есть российские фильмы, на которые идут все больше.

Планы сейчас строить бессмысленно. Мы что-то автоматизировали, какие-то процессы оптимизировали. Как работали, так и продолжим. Тот уровень дохода, который есть сейчас, позволяет работать без убытков. На каждом углу просят субсидии, поддержку от государства – мы этого делать не собираемся. К нам приходят из городского муниципалитета, спрашивают, как дела. Отвечаем: нормально. Что значит «нормально»? Мы не планируем закрываться, люди идут. Последний уикенд наблюдали рост выручки, что дает повод для оптимизма. Понятно, что мы не зарабатываем как хотелось бы – но я не вижу в этом большой проблемы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы предприниматели и понимаем риски. Все постоянно меняется. Рынок, конъюнктура, законы. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает – это нормально. В какой-то момент кинотеатры начали прятаться за ширму «объектов культуры». «Мы – объекты культуры, нам надо помогать». Надо как-то определиться. Если вы бизнес – это одно. Если объекты культуры – то и не страшно поработать какое-то время без дохода, для людей. Ну, останемся мы на год или больше без голливудских блокбастеров. Есть российские фильмы, на которые идут все больше. Какие-то кинотеатры последние два года выжили только за счет субсидий, а как бизнес не работают. Сидят и ждут, чтобы им еще дали денег. Я думаю, ничего страшного не произойдет, если треть кинотеатров закроется. Другой вопрос – в маленьких городах, в которых всего один кинотеатр. Такие, конечно, государству стоило бы поддержать, чтобы не нарушать географию кинопроката. А если в городе было девять кинотеатров, а останется шесть – ну и что в этом такого? Как говорится, «отлив показал, кто купался голый».

«Иллюзион»

Александра Лаврова, арт-директор

Нам немного легче, чем другим кинотеатрам. Старое архивное кино – это то, за чем люди чаще всего идут в «Иллюзион». Не знаю, как дело обстоит в крупных сетях, но на наших сборах существенно отразилось снятие ковидных ограничений, а также программа «Пушкинская карта». Примерно пятая часть сборов за апрель – это как раз оплата по «Пушкинской карте».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Костяк репертуара составляют наши собственные программы, поэтому аудитория остается прежней. Голливудские релизы исчезли, но мы по-прежнему стараемся формировать прокатный репертуар из современного авторского кино и классики мирового и отечественного кинематографа.

В марте – на удивление – случился всплеск посещаемости. Хорошие сборы были у иностранного авторского кино, которому удалось остаться в прокате («Худший человек на свете», «Сядь за руль моей машины»), потом выстрелили «Брат» и «Брат-2», которые собирали у нас полные залы несколько недель подряд. А в апреле подоспел юбилей Тарковского, и в прокат вышла вся его фильмография. На нашей площадке «Зеркало» и «Сталкер» побили все рекорды, фильмы стоят в прокате уже почти два месяца, а люди продолжают на них ходить. Думаю, потребности у людей не поменялись – им хочется смотреть хорошее кино на большом экране, а мы, как можем, стараемся дать им такую возможность. Как и все, ждем осени и надеемся, что что-то изменится. А пока готовим несколько интересных программ на лето. Мы предполагаем, что самая низкая точка еще впереди.