На изящном: древнегреческий «Холостяк», или Какой миф лежит в основе картины художника школы Рубенса «Несс и Деянира»

В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В новом выпуске — разбираемся, что стоит за картиной учеников Рубенса «Несс и Деянира» и вспоминаем (кстати, не в первый раз) неугомонного Геракла и его похождения, богато отраженные в живописи.
Школа Питера Пауля Рубенса «Несс и Деянира», около 1630–1640-х годов
Школа Питера Пауля Рубенса, «Несс и Деянира», около 1630–1640-х годов
Государственный Эрмитаж
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Государственном Эрмитаже выставлена картина авторства школы Питера Рубенса «Несс и Деянира», на которой изображен довольно важный для греческой мифологии сюжет. Сейчас объясню почему.

Как я уже писала ранее, в жизни Геракла был непродолжительный период условного рабства у лидийской царицы Омфалы.

Но прежде он успел жениться. Это произошло еще до того, как Эврит отказал ему в руке Иолы и прогнал Геракла из Ойхалии. К слову об Иоле: эта женщина оказалась опаснее Елены Троянской, можно даже сказать, что Иола — скорее троянский конь.

Однако вернемся к Гераклу. Герой был намерен остепениться, поэтому пришел к царю Ойнею в Калидон, город Этолии, просить руки его дочери Деяниры. Но просто так Ойней ее не отдавал — к красавице сватался речной бог Ахелой, и царь решил, что дочь достанется победителю.

Геракл выиграл бой и получил обещанный живой приз. Да, посредством убийства Ахелоя, но он же все-таки сын Зевса, насилие — его любимый кинк.

После свадьбы Геракл с Деянирой несколько лет жили во дворце Ойнея. Однажды во время пира прислуживавший там мальчик то ли принес воду для омовения ног вместо воды для омовения рук, то ли случайно пролил воду на ноги Геракла — в общем, совершил, с точки зрения человека, который славился множеством бессмысленных тяжких и особо тяжких преступлений, что-то непростительное. Геракл относительно легко ударил мальчика, но тот упал замертво. Обошлось без рабства, так как отец мальчика его простил. Но оставаться в гостях было немного странно, the vibes were off, как говорится, поэтому Геракл с Деянирой отправились в Тиринф.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тут мы и переходим к сюжету картины, который, конечно, описан Овидием в «Метамормозах» и еще в трагедии Софокла «Трахинянки» («девушки из города Трахина»). По пути в Тиринф нужно было переправиться через реку Эвену. Единственным способом сделать это была спина кентавра Несса, который за плату перевозил путников на другой берег.

Небольшая ремарка про кентавров: согласно представлениям древних греков, эти существа служили Посейдону и делились на два типа. Первые — мудрые и добрые — занимались воспитанием и обучением героев (например, Хирон, который кого только не воспитал). А вторые отличались агрессией и отсутствием благородства. Внимание, вопрос: к какому виду относился Несс при условии, что он немедленно возжелал Деяниру и, по некоторым версиям, пытался изнасиловать прямо в реке?

Взаимности он не встретил ни от Деяниры, ни в особенности от Геракла, который выстрелил стрелой, смазанной ядом лернейской гидры, в спину кентавра.

Но Несс был не так прост. Умирая, он сказал Деянире, будто его кровь, смешанная со спермой (интригующий состав), — мощное приворотное зелье, которое поможет ей вернуть любовь мужа, если что-то пойдет не так. Деянира примерно понимала, что может пойти не так с сыном Зевса, который в кого только не превращался, чтобы скрыть от Геры секс на стороне, поэтому кровь на будущее собрала.На картине школы Рубенса изображен как раз этот момент: пронзенный стрелой Несс втирает царской дочери про чудодейственное приворотное зелье.После инцидента Деянира с Гераклом добрались в Тиринф и, кажется, зажили счастливо: родили детей, построили дом, посадили деревья. Но в один солнечный день Геракл вышел на прогулку, убил Ифита и угодил на три года в рабство к Омфале.Пока Геракл пребывал в расслабленном рабстве, Деянире c детьми пришлось покинуть Тиринф и переехать в город Трахины, где они и прожили все три года его отсутствия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эвелин де Морган «Деянира», 1878 год
Эвелин де Морган, «Деянира», 1878 год
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно подумать, что после освобождения Геракл первым делом отправился к жене и детям, но нет — поехал мстить царю Эвриту. Видимо, убийство его сына Ифита, за которое Геракл и угодил в рабстве (добровольно!), было недостаточной местью, либо Геракл за это время передумал и вина сменилась гневом. В любом случае, логика Геракла всегда была обратно пропорциональна его тяге к насилию.

Эврита Геракл победил, забрал в плен ту самую Иолу и со всем новым имуществом наконец вернулся к семье. Внимательный читатель задастся вопросом: а как так он пошел просить руки Иолы, если был женат на Деянире? А я вам больше скажу: в мифе про Омфалу у Геракла уже нет жены и детей. Но кому какое дело до фактов, когда речь не о сериале «Кольца власти»?

Представляю себе эту душевную сцену воссоединения супругов после долгой разлуки:

— Дорогая, меня не была три года, но у меня есть для тебя подарок!

— Да ну что ты, любимый, не стоило... Что же это?

— Женщина, на которой я женюсь вместо тебя! Не благодари!

Конечно, все было не так: один из слуг заботливо рассказал Деянире, что за неизвестная дама появилась в ее доме и позволяет себе переставлять посуду на кухне.

— Это дочь Эврита, Иола. Из любви к ней состязался некогда Геракл с Эвритом в стрельбе из лука. Гордый царь не отдал ему, победителю, в жены дочь, как обещал, — оскорбив, он прогнал великого героя из города. Ради Иолы взял теперь Ойхалию Геракл и убил царя Эврита. Не как рабу прислал сюда Иолу сын Зевса — он хочет взять ее в жены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ситуация так себе. Деянира, убитая горем, поливала дом слезами, проклинала день их свадьбы и планировала так провести остаток дней, но вспомнила про кровь Несса и напутствие про ее свойства в возвращении любвеобильного мужа в лоно семьи. «Хуже уже не будет», — подумала она, натерла кровью плащ Геракла и отправила его со слугой к супругу, чтобы он надел его во время праздничного жертвоприношения Зевсу в честь победы над Эвритом.

Уже после отъезда слуги она с ужасом обнаружила, что шерсть, с помощью которой она наносила кровь, истлела, а в лучах солнца и вовсе покрылась ядовитой пеной. Деянира поняла, что если Несс и был прав, то только в том, что после этого Геракл действительно останется с ней навечно — как память. Она сразу раскаялась, срочно отправила к мужу другого гонца, но было поздно. Геракл уже надел плащ. Под лучами солнца плащ нагрелся, выступившая кровь Несса с ядом гидры смешалась с потом героя, и Геракл понял, что приводить другую женщину в дом при живой жене было очень плохой идеей — целесообразно было бы сначала убить предыдущую. Деянира, не в силах перенести содеянное, в лучших традициях Шекспира заколола себя ножом, поэтому просить прощения было поздно, а мстить технически не представлялось возможным.Геракл принял свою участь (тем более было пророчество, что он умрет от коварства мертвеца) — приказал сложить себе погребальный костер, на котором торжественно сгорел, перед смертью завещав своему сыну Гиллу жениться на злосчастной Иоле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Франсиско де Сурбаран «Смерть Геракла», 1634 год
Франсиско де Сурбаран, «Смерть Геракла», 1634 год

Но так как он все-таки сын Зевса, после земной смерти Геракл попал на Олимп, где добрый отец отдал ему в жены дочь Геры, вечно юную богиню Гебу. В итоге в лучших традициях Зевса «воруй, насилуй, убивай, повтори, и будет тебе счастье» закончился этот «Холостяк» по-древнегречески. Все умерли, а Геракл наконец обрел семейное счастье.