Рубенс на природе: разбираемся, что скрывается за пейзажами одного из основоположников барокко

В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В новом выпуске придется много думать: речь пойдет о Питере Пауле Рубенсе, дуализме, стоицизме и прочих воззрениях, скрывающихся за, казалось бы, типичными пейзажами.
«Возчики камней» (ок. 1620 года) из коллекции Государственного Эрмитажа
«Возчики камней» (ок. 1620 года) из коллекции Государственного Эрмитажа
Кредит Государственный Эрмитаж
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рубенс в основном ассоциируется с обнаженной натурой и известными сценами изнасилований из мифов Древней Греции. А ведь он писал еще и классические фламандские пейзажи, причем многие — в последние годы жизни, когда уже мог позволить себе работать не по заказу, а для души.

Голландский пейзаж прекрасен тем, что не является тем, чем кажется на первый взгляд. В нем всегда присутствует определенная доля символизма, разобраться в котором поможет лишь понимание контекста.

Здесь хотелось бы традиционно дать историческую справку о нидерландской революции, а о именно второй фазе Восьмидесятилетней войны, на которую пришлись последние годы Рубенса, и о том, что такие контрасты, как день-ночь, безоблачное небо и гроза в голландском пейзаже, связаны с переживаниями хрупкой границы между миром и войной. Но нет явных свидетельств, что на Рубенса хоть как-то повлияли эти события. Во всяком случае настолько, чтобы глубоко об этом переживать и сублимировать в работы. Будем честны, тяжелые приступы подагры в то время занимали мысли Рубенса явно больше, чем противоречия между Голландской республикой и Южными Нидерландами.

Мы также сознательно опустим влияние на Рубенса таких деятелей искусства, как немецкий художник Адам Эльсхаймер (1578–1610), известный реформатор европейского пейзажа в способе изображения времени суток, или Питер Брейгель Старший (1525–1569), один из любимейших художников Рубенса, с которым его объединяла любовь к «крестьянской» живописи и подход и изображению природной стихии. Понятно, что все художники вдохновлялись работами друг друга и многое заимствовали, в некоторых случаях буквально копировали отдельные элементы картин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместо этого обратимся к так называемой философии нового времени — периоду развития философии в западной Европе в XVII-XVIII веках.

Всё те же работы Коперника о движении планет, изобретение Галилео телескопа, объяснения Иоганном Кеплером лунных и солнечные затмений, открытия в оптике оказали огромное влияние на осознание человеком своего места в мире, который расширился до размеров вселенной. Темы сменяемости, движения, цикличности и в то же время единства находили свое отражение в философии, литературе, музыке и, безусловно, живописи. Особенный интерес в связи с таким количеством астрономических открытий вызывали ночное небо, созвездия, смена времен года и времени суток. Потому что Вселенная — непонятно где, а звезды — вот они. Такой бюджетный способ почувствовать себя частью вселенной.

Генрих Вёльфлин, швейцарский писатель и историк (1864–1965), говорил об искусстве того периода как о «пробуждении нового чувства красоты, чувства красоты того пронизывающего вселенную трепетного движения, которое было для нового поколения самой жизнью».

Питер Брейгель, «Охотники на снегу» (1565)
Питер Брейгель, «Охотники на снегу» (1565)
Kunsthistorisches Museum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, звучит сложно, но мысль та же: человеку барокко хотелось видеть движение и перемены во всем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, все это не могло обойти Рубенса стороной. Он был прекрасно образован, знал латынь, активно интересовался античными и современными научными работами, был знаком с ключевыми открытиями и идеями и состоял в переписке с многими учеными. В данной картине определенно нашли отражение идеи его современника, философа Джордано Бруно, который считал, что «природа есть не что иное, как Бог в вещах», а природа и вселенная есть «высшее благо, высший предмет устремления, высшее совершенство, высшее блаженство состоит в Единстве, охватывающем сложность всего».

Барочная «сложность всего» подразумевала единство противоположностей, поэтому на картине мы видим слева ночь, а справа день, сходящиеся в центре, где расположен грот и, собственно, тот самый возчик камней из названия полотна.

Другой современник Рубенса, Рене Декарт тоже говорил о дуализме, но души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции.

Декарт считал, что мировая материя может делиться до беспредельности, а время прерывается и каждый его момент представляет собой целостное явление. Идеи Декарта тоже побудили художников изображать на одном полотне разновременные события.

С несохранившегося варианта «Возчиков камней» Рубенса был создан офорт под названием «Возчики, толкающие повозку вброд». Не будем забывать, что Рубенс был мастером аллегорического сюжета, а вода всегда являлась символом времени. Вполне вероятно, что переправа в данном контексте — переломный момент. Таким образом, мы видим на картине два разных периода: прошлое и будущее, ночь и день, сходящиеся в центральной точке — настоящем, в котором находится человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Положение человека в центре тоже является отражением идей той эпохи и взглядов самого Рубенса, который нежно любил Античность и придерживался античного гуманизма и философии стоицизма. В его доме в Антверпене над замковым камнем боковых арок даже высечены две релевантные цитаты древнеримского поэта Ювенала, с работами которого Рубенс был прекрасно знаком (умер в 138 г. н. э.).: «Предоставим богам решать, что нам необходимо и полезно, ибо они любят человека больше, чем он сам себя» и «Помолимся за здоровый дух в здоровом теле, за мужественную душу, свободную от страха смерти, гнева и суетных желаний».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я понимаю, что, если до этого вы знали Рубенса только по отдельным работам с голыми женщинами, информация о его философских познаниях вызывает диссонанс. Но да, судить о человеке по его картинам не стоит, могут быть вот такие сюрпризы.

Если вернуться к положению человека в центре разбираемой картины и созвучию этого композиционного решения философии стоиков, то, согласно их учению, ход всех мировых событий предустановлен. Цель человека заключается в том, чтобы невозмутимо (стойко) жить «в согласии с природой», которой управляет логос (др.-греч. «мысль», «слово», «смысл»).

«Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нен, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды».

Марк Аврелий


Но при этом стоики не считали, что человек — заложник обстоятельств. Напротив, они считали, что человек обладает внутренней свободой и устанавливает истину исключительно в процессе познания, а значит, своими действиями может влиять на ход событий. Помещая возчика камней в центр метафоричной вселенной, Рубенс показывал, что своими действиями даже такой обычный человек может вызвать большие последствия.

Согласитесь, неплохая глубина мысли, казалось бы, для обычного пейзажа.