Два нестрашных, но уютных хоррора к Хеллоуину

Главная страшилка этого Хеллоуина — «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо». Но для тех, кому мало страха, рассказываем о двух других праздничных хоррорах, которые уже можно посмотреть в кинотеатрах.
Теги:
Паранормальные явления. Дом призраков
Паранормальные явления. Дом призраков
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Паранормальные явления. Дом призраков» / Deadstream

Российский прокатчик «Экспонента» не первый год веселит киноманов своей привычкой давать умным фестивальным ужастикам переводные названия в духе блокбастеров жанра. Авторский хоррор Agnes о специфике женского экзорцизма в эпоху #MeToo элегантным движением языка превращается в сексапильное «Проклятие монахинь». Фантастическая головоломка Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона Something in the Dirt, прогремевшая на «Сандэнсе», скоро выйдет под названием «Сверхъестественное: Знаки» — причем американские режиссеры, узнав об этом, одобрили и похохотали. Хит из Таиланда Rang Zong превращается в «Паранормальные явления. Медиум». А трешевый ужастик про акулу Shark Bait благодаря названию «Челюсти. Столкновение» и девушке в бикини с афиши заработал этим летом почти миллион долларов в российском прокате. Случайных зрителей, доверившихся знакомым заголовкам, всякий раз ждут сюрпризы. Зато настоящие фанаты жанра не в обиде. Ведь благодаря «Экспоненте» до нас добираются диковинные страшилки с таких фестивалей, как Fantasia, Sitges и SXSW.

«Паранормальные явления. Дом призраков» — тот редкий случай, когда трудности перевода оправданы на все сто: фильм и задумывался как звонкая, нахальная и безумная пародия. В первую очередь — на мокьюментари вроде «Паранормального явления». Во вторую — на страшилки про проклятые особняки типа «Дома призраков». Кстати, «Кинопоиск» подсказывает, что эти два слова встречаются в названиях 493 фильмов. При этом вспомнить хоть один конкретный «Дом призраков» — непростая задача.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Паранормальные явления. Дом призраков
Паранормальные явления. Дом призраков

Зато «Паранормальные явления. Дом призраков» запомнится всем надолго: это упоительный треш прямиком с техасского фестиваля SXSW. Главный герой — бородатый и диковатый блогер по имени Шон, снимающий экстремальные стримы про преодоление страха: он то прыгает с парашютом, то ест червяков, то дерется с полицейскими. Но конкурировать с «Чудаками» и «Сдохни или умри», как известно, непросто, поэтому Шон отправляется переночевать в доме с привидениями — и, само собой, будит его «хозяев». Дом напоминает типичный мормонский особняк — хотя лучше бы это, конечно, был тикток-хаус, всех постояльцев которого настигла смерть.

Если бы события «Вия» происходили в наши дни, а Хома Брут был придурком с айфоном, то получился бы Deadstream. Если бы «Ведьма из Блэр» была не кровожадным духом, а добрым чудаковатым привидением вроде кого-то из «Реальных упырей», то тоже бы получился Deadstream. Хорошо это или плохо, но в этой комедии почти нет страшных сцен — один только беззаботный стеб над жанровыми клише, зрительскими надеждами и блогерской субкультурой. Если упорно ждать превращение этой пародии в настоящий ужастик, то можно и разочароваться. Но если сразу настроиться на балаган, то фильм восхитит. Особенно игрой дебютанта Джозефа Винтера, из которого бы получилась настоящая суперзвезда YouTube. Но он сделал кое-что покруче — снял находчивый и озорной Deadstream за считаные копейки вместе со своей женой Ванессой. В итоге супруги с первой попытки пробились на лучшие фестивали мира — а лет через пять наверняка придумают что-то для Marvel.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ночь в магазине ужастиков» / Spirit Halloween

Ночь в магазине ужастиков
Ночь в магазине ужастиков

«Ночь в магазине ужастиков» — тоже фильм-притворюша. Подростки в нем разъезжают по осенней американской глубинке на велосипедах, словно в «Очень странных делах». А его оригинальное название Spirit Halloween на самом деле является рекламой одноименной торговой сети. Ретейлер Spirit Halloween — магазин с уникальной бизнес-моделью, которая могла бы сама по себе стать основой для фильма вроде «Основателя» про McDonald's.

В 1984 году предприниматель Джо Марвер придумал, как распорядиться заброшенными торговыми центрами по всей Америке. Таких в стране немало — и после того, как их оставляют владельцы и арендаторы, власти понятия не имеют, что делать с гигантскими пустыми коробками из бетона. Малому бизнесу они не по карману, а крупный не хочет повторять ошибки прежних собственников. Тут-то у Марвера и появилась идея: недорого арендовать проблемные здания на два-три месяц в год, продавать в них все, что может понадобиться перед Хеллоуином, а потом исчезать еще на год, как призрак. За 38 лет сеть сезонных магазинов разрослась с одной точки до 1400 и стала крупнейшей в стране. Увы, фильм посвящен не этому изобретательному бизнесу, у которого многому стоит поучиться, а приключениям вымышленных подростков, на одну ночь застрявших в одном из магазинов Spirit Halloween.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ночь в магазине ужастиков
Ночь в магазине ужастиков

Предыстория пленения такова. Когда-то давно, в 1940-е годы, жадный предприниматель (Кристофер Ллойд — любимый Док из «Назад в будущее») выкупил земли у сиротского приюта. За это его прокляла ведьма — и теперь его призрак прикован к этим местам. В последнее время привидение приписано к магазину Spirit Halloween. Четыре подростка пробираются в супермаркет похулиганить — и вступают в схватку с ожившими костюмами, игрушками и прочими тыквенными войсками.

Может показаться, что это фильм мечты, но на деле «Ночь в магазине ужастиков» получилась такой же бюджетной, как и сам магазин: пластмассовой атрибутики здесь куда больше, чем самого праздничного духа. Кривляния старенького Кристофера Ллойда умиляют, нежные отсылки к «Гремлинам» и «Инопланетянину» подкупают своим простодушием, но динамичной и эмоциональной истории все не выходит и не выходит. Режиссер-дебютант Дэвид Поаг и начинающая сценаристка Билли Бейтс (между прочим, стипендиат Николь Кидман и Мtрил Стрип) придумали скорее большую квест-комнату, чем драму. А без драмы нынче не работает даже шопинг-тур.