Киноиндустрия Южной Кореи от А до Я. Что такое дорамы, почему актеры переигрывают и зачем в кадре столько насилия

Одни громко удивляются внезапной популярности корейских фильмов, другие доказывают, что вообще-то они уже лет 20 штурмуют мировые кинофестивали. Но в этом споре теряется главное — желание зрителя разгадать, как работает эта экзотичная киновселенная и за счет чего ей удается сохранять самобытность. Составили алфавит из главных понятий кей-кинематографа, которые помогут лучше понимать его и вдохновят познакомиться поближе.
Теги:
T

Киноиндустрия Южной Кореи от А до Я

Что такое дорамы, почему актеры переигрывают и зачем в кадре столько насилия

Одни громко удивляются внезапной популярности корейских фильмов, другие доказывают, что вообще-то они уже лет 20 штурмуют мировые кинофестивали. Но в этом споре теряется главное — желание зрителя разгадать, как работает эта экзотичная киновселенная и за счет чего ей удается сохранять самобытность. Составили алфавит из главных понятий кей-кинематографа, которые помогут лучше понимать его и вдохновят познакомиться поближе.

«Олдбой» (2003)

А

Б

Г

Д

Е

Ж

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Э

Ю

Я

А

Авторское (?) кино

До «Паразитов» корейское кино воспринималось скорее как фестивальный продукт. В Венеции зрители в ужасе выбегали с показа скандального «Острова» Ким Ки Дука (2000), а потом умилялись лавстори бывшего заключенного и девушки с церебральным параличом из «Оазиса» Ли Чхан-дона (2002). В Каннах Квентин Тарантино завороженно смотрел кровавого «Олдбоя» (2003), который удачно попал в конкурс именно в год председательства режиссера. На Берлинале публика с интересом изучала портрет современной корейской женщины авторства Хон Сан-су в драмах «Ночью у моря одна» (2017) и «Женщина, которая убежала» (2020).

«Оазис» (2002)

«Остров» (2000)

Парадокс в том, что в Южной Корее все эти ленты не считаются артхаусными: они авторские, но не совсем в том смысле.


В мировом прокате кей-фильмы редко собирают кассу, исключение — выстрелившие «Паразиты» ($266 млн). Основной заработок студии зависит именно от местного зрителя, поэтому режиссеры при всей своей самобытности ориентированы именно на него. Так, драма о корейской войне «Ода моему отцу» (2014) вошла в программу Берлинского кинофестиваля и при этом стала вторым кассовым фильмом в истории Южной Кореи на тот период, заработав в местной валюте более ₩110 млрд (по текущему курсу около $78 млн). Для сравнения: в том же году мультфильм «Холодное сердце» получил лишь ₩82 млрд ($57 млн. по текущему курсу).


«Ода моему отцу» (2000)

Лидеров локального проката также часто выдвигают на «Оскар» в номинации на лучший иностранный фильм, например «Таксиста» (2017). А в 2023-м страну представит «Решение уйти» Пак Чхан-ука: режиссер признался, что мнение корейской публики для него намного важнее, чем успех в Каннах, где он получил приз за лучшую режиссеру.

Б

Блокбастер

Кино — одно из главных развлечений в Южной Корее. По данным аналитического агентства IHS Markit, в 2019 году корейцы посмотрели около 4,37 фильма на душу населения. Это один из самых высоких показателей в мире. Для сравнения: в том же году в США он составлял 3,51 фильма. При этом лидерами проката становятся не очередные «Мстители» и «Аватар», как в других странах, а ленты собственного производства — чаще всего боевики, научная фантастика и приключения. По опросам Корейской кинокомиссии, при выборе фильма корейцы почти не полагаются на имя режиссера, награды и мнение критиков — их больше интересует сюжет, жанр и актеры.


В 2014-м домашний прокат разорвала «Битва за Мёнрян» — исторический экшен про адмирала императорского флота, который поставил свои 13 кораблей против сотни японских. Фильм посмотрели 17 млн человек, на тот момент ⅖ населения страны, а сборы превысили бюджет в 11 раз (примерно ₩135 млрд или $95 млн по текущему курсу). В 2019-м к блокбастеру приблизилась «Экстремальная работа» — комедийный боевик про копов, которые жарят куриные крылышки под прикрытием. Обогнать «Битву» по просмотрам не удалось (16 млн зрителей), а вот касса набралась рекордная — более ₩139 млрд ($98 млн по текущему курсу).


«Битва за Мёнрян» (2014)

Г

«Голубой дракон»

Корейский «Оскар», основан в 1963 году консервативным еженедельником Chosun Ilbo. В 1973-м корейское правительство ввело очередные экранные квоты, и качество фильмов сильно упало (см. Квоты), поэтому премию упразднили. Лишь в 1990-м «Голубой дракон» возродился: теперь за него отвечает газета Sports Chosun («дочка» Chosun Ilbo).


Blue Dragon Film Awards ежегодно проводится в конце ноября в Сеуле. Чтобы определить победителя, складывают голоса профессионального жюри и результаты онлайн-голосования зрителей. Из необычных номинаций — «Самый кассовый фильм» и награда за популярность (привет, «Оскар-2022»). В 2021 году в них отметился боевик о противостоянии Северной и Южной Кореи «Побег из Могадишо» и его звезда Ку Гё-хван.

Актеры Ю А Ин и Чон Ю Ми на 41-й церемонии вручения Blue Dragon Film Awards получают награду за популярность. Таже Ю А Ин взял статуэтку за лучшую мужскую роль в фильме «Голос тишины» (2020)

Д

Дорама

Хотя термин и образовался от английского drama, им обозначают не полнометражные ленты, а азиатские сериалы. Причем жанры варьируются от рен-ай (романтика) до научной фантастики. Серии обычно длятся по 60–70 минут, а их количество ограничивается 12, 16 или 24 штуками, так что по формату это мало походит на «Санта-Барбару».


Еще до выхода «Игры в кальмара» (да, вы смотрели минимум одну дораму!) все пристрастились именно к дорамам из Южной Кореи: по данным Statista, на конец 2021 года 49% опрошенных считали кей-драмы популярными в их стране. Зрителям нравится смотреть не только на молодых корейских суперзвезд, но и на то, как живут обычные люди: как обставляют дом, чем питаются, что проходят в школе, на какие темы общаются. А вот у авторов дорам изначально была другая цель — между делом привить молодому поколению правильные идеалы. Поэтому персонажи занимаются спортом, чистят зубы даже на работе, не забывают про крем для лица и ведут себя по всем канонам конфуцианства (гуманизм, уважение к старшим, соблюдение иерархии).


«Потомки солнца» (2016)

E

еда

В корейском кино всегда есть еда, и она появляется в кадре неслучайно. Например, когда главный герой «Олдбоя» пожирает живого осьминога, он будто хочет почувствовать вкус жизни, которой 15 лет не знал в заточении. А для гангстера из «Шоу должно продолжаться!» рамен за пустым семейным столом становится символом его разлада с женой и дочерью.


Но чаще всего еда подчеркивает социальное неравенство. Так, в «Корёчане» дети избивают своих бабушку и дедушку за кусок картошки: во время японской оккупации она заменяла нищим рис. А пока в хвосте поезда бедняки грызут протеиновые пластины из насекомых, ближе к локомотиву богачи заказывают стейки и суши («Сквозь снег»). В «Паразитах» два мира сталкиваются в одной тарелке: госпожа Пак просит экономку добавить в лапшу быстрого приготовления мраморную говядину.


«Олдбой» (2003)

Ж

Женское...

В Корее прошлого женщина была практически рабыней. В юности она должна была служить родителям, а после замужества — супругу и детям. Традиционное кино культивировало этот образ, и только в 1950-х все изменилось. Это было связано с новым положением женщин в обществе: после японской колонизации, раскола страны и последующей войны многие женщины остались без мужей, и им пришлось зарабатывать на жизнь самим. На экранах появились как сильные героини, которые достойно несли бремя матери и хозяйки, так и не менее сильные, но вынужденные выйти за рамки морали и торговать своим телом. Такие ленты считались исключительно женскими, и за излишнюю слезливость их презрительно называли «галошами».


В 1954-м вышел первый фильм женщины-режиссера. Пак Нам-ок снимала его с маленькой дочкой на руках, а из-за нехватки бюджета ей приходилось самой готовить еду для команды. В мелодраме «Вдова» она рассказала историю беженки с Севера, которая ищет деньги для учебы дочки, а находит несчастливую любовь. Режиссер также показала новое для страны явление — кореянок-проституток: только так подруга героини может заработать на жизнь и не стыдится этого. Зрители не оценили реализм и трагичный финал, и лента провалилась в прокате, так и оставшись единственной в карьере Пак Нам-ок. После съемок она развелась с мужем, переехала в Лос-Анджелес и создала журнал о кино Cinemafan. Лишь в нулевых ее вклад признали на мировом уровне: именем постановщицы назвали награду на Международном женском кинофестивале в Сеуле.

«Дорога к дому» (2002)

Со временем сильные героини начали проникать и в другие жанры, в том числе «мужские». Так, в начале нулевых вышел боевик «Моя жена — гангстер», где правой рукой мафиози и грозой всех бандитов стала девушка. В киносообществе такой кардинальной смены позиций еще не произошло, но голос женщин-авторов уже звучит увереннее. В 2002-м Ли Джон-хян сняла самый кассовый в стране фильм «Дорога домой», выиграла с ним все главные национальные кинопремии и стала первой женщиной-режиссером из Южной Кореи, получившей награду на международном кинофестивале. Речь про Сан-Себастьян — четвертый по значимости смотр в Европе после Канн, Берлина и Венеции. Описать сюжет этой трогательной драмы можно одной фразой, которая появляется перед финальными титрами: «Посвящено всем бабушкам».

«Дорога к дому» (2002)

К

Квоты

Есть миф, что именно они привели к успеху корейский кинематограф. И веру в этот миф укрепляют деятели искусства, активно выступающие за квоты: едва их пытаются сократить, живая легенда Им Квон-тхэк («Штрихи огня») бреет голову и жжет американские кассеты перед посольством США, а режиссер «Олдбоя» Пак Чхан-ук гуляет на Берлинале с плакатом No Screen Quota = No Oldboy. Но на самом деле называть квоты двигателем корейской киноиндустрии не совсем верно.


Первые квоты ввели еще в 1960-х, во времена диктатуры, когда кино было инструментом антикоммунистической пропаганды. Только основной целью ограничений было не поддержать местных киноделов, а помешать голливудским фильмам пагубно влиять на корейского зрителя. Для локальных студий это стало ударом: большую часть прибыли они получали от проката зарубежного кино и теперь лишились основного заработка. Чтобы оставаться на плаву, пришлось снимать свое в разы быстрее и жертвовать качеством. Некоторые режиссеры штамповали по шесть—восемь фильмов в год, и это в условиях жесткой цензуры (см. Цензура), — шедевры так не рождаются.


В 1980-х под давлением американских студий власти ослабили тиски, и голливудская продукция хлынула в корейские кинотеатры. С одной стороны, это привлекло в индустрию молодые таланты, которые с падением режима стали звездами мирового масштаба, но с другой — поставило уже существующую систему в невыгодную позицию. Ленты корейских режиссеров не выдерживали конкуренции, и в 1993-м доля локальных фильмов в кассовых сборах составляла всего 16%. И вот тогда квоты казались для авторов спасением.


Десятилетиями закон обязывал местные кинотеатры показывать корейское кино минимум 106 дней в году. В 2006-м квоту сократили до 73, но тем не менее доля корейского кино в домашнем кинопрокате составила рекордные 63%. Киноведы сходятся в том, что это все-таки заслуга ярких авторов и господдержки (стимуляция инвестиций в кино; закупка съемочного оборудования, чтобы каждый автор мог арендовать его за небольшую сумму). А квоты скорее побуждают корейцев больше экспериментировать, ведь их фильм все равно найдет своего зрителя.


Пак Чхан-ук на красной дорожке Берлинского кинофестиваля, 14 февраля 2006 года

Л

«Любовники и деспот»*

* Название документалки о похищении Чхве Ын-хи и Шин Сан-ока. В 2016-м была представлена в конкурсе «Сандэнса».


Чтобы помочь кинематографу Южной Кореи, власти отменяют налоги и закупают зарубежное оборудование. Чтобы помочь кинематографу Северной Кореи, власти похищают главную звезду южнокорейского кино, а потом и ее бывшего мужа — режиссера.


«Любовники и деспот» (2016)

«Любовники и деспот» (2016)

В 1978-м «Принц южнокорейского кино» Шин Сан-ок проиграл в борьбе с цензурой, закрыл свою киностудию и, кажется, примирился с завершением карьеры. Правда, у будущего лидера КНДР Ким Чен Ира были другие планы. Режиссеру буквально надели мешок на голову и бросили в тюрьму, чтобы настроить его на волну северокорейской пропаганды. Лишь пять лет спустя диктатор пригласил Шин Сан-ока на экзамен по идеологии: чтобы его сдать, нужно было снова жениться на Чхве Ын-хи (оказалось, что актриса еще жива) и в союзе с ней создавать милые режиму фильмы. Так появилось семь картин, в том числе о гигантском монстре «Пульгасари» — этакая «Годзилла» для коммунистов.

«Любовники и деспот» (2016)

Чтобы пощеголять достижениями кино в Европе, супругов отпустили на кинофестиваль в Вену — там им и удалось вырваться из плена. Чхве Ын-хи и Шин Сан-ок получили политическое убежище в США и жили там под псевдонимами. Супруги опасались, что на родине их сочтут предателями, поэтому вернулись в Южную Корею лишь в конце 1990-х. Режиссер успел побывать в жюри Каннского кинофестиваля, а после смерти ему присудили «Золотую корону в области культуры» — самую почетную для артиста национальную награду.

М

...и мужское

В Корее прошлого мужчина был вполне свободным человеком. Конфуцианство не запрещало ему иметь любовницу или несколько жен, а в случае чего он мог спокойно развестись, обвинив любимую, например, в ревности или чрезмерной болтливости. И если вдове приходилось блюсти траур три года, вдовец официально горевал не больше одного. В кино тенденцию поддерживали, причем десятилетиями: престижными считались «мужские» фильмы, то есть все приключенческие жанры. Например, исторический экшен «Дворцовые интриги» Чон Чхан-хвы, где герои большую часть времени фехтуют на мечах, или криминальная драма «Исходная точка», которая начинается с 30-минутной сцены ограбления без единого диалога.


Изначально киноделы полагались на японские фильмы о якудза, в 1960-х обратились к гонконгским боевикам и лишь в 1990-х начали поддаваться влиянию Голливуда. Но все это время брутальные корейские герои выделяются нехарактерной для жанра сентиментальностью. Так, в самом кассовом блокбастере страны «Экстремальная работа» капитан полиции навзрыд плачет на руках у жены из-за проблем в офисе, и, кажется, это никого не удивляет.


Н

Насилие

Корейское кино не было бы корейским, если в конечном счете кому-нибудь из персонажей не размозжили бы череп. Притом неважно, боевик это или слезливая мелодрама. Если не брать в расчет очевидных злодеев, акторами насилия чаще всего выступают простаки: они используют кулаки, потому что не знают, как решать вопросы иначе. Так ведут себя мелкие бандиты из фильмов Ким Ки Дука («Крокодил», «Остров») или главный герой нашумевших «Паразитов».


Примечательно, что корейцев описывают как сдержанных и довольно миролюбивых людей. Сказывается влияние гуманистических принципов конфуцианства и буддизма, которые традиционно были основными религиями Южной Кореи. Но, видимо, чем больше подавленной агрессии в жизни, тем больше отрубленных конечностей в кино.


«Паразиты» (2019)

О

Обангсэк

Традиционная корейская цветовая палитра. Она состоит из пяти цветов, каждый из которых символизирует элементы национальной культуры: белый (металл), черный (вода), красный (огонь), синий (дерево) и желтый (земля). Раньше их использовали в ханбоке (национальная одежда), архитектуре и даже еде, чтобы достичь гармонии и процветания. Сейчас отсылки к обангсэк можно увидеть в кино и дорамах, особенно исторических.


В древности иностранцы называли местных людьми в белом, поэтому данный цвет считается самым «корейским». В кино белый чаще всего показывает невинность персонажей или чистоту их помыслов, а еще достаток: гармония возможна, только когда ум свободен от жадности. Черный традиционно связан с темнотой во всех ее смыслах и достоинством, а красный — с властью (привет, императоры) и страстью, поэтому его много в фильмах о любви. Другой популярный атрибут ромкомов — желтый зонт: по легенде, тех, кто под ним находится, свяжет сильная любовь. А вот синий, цвет неба и моря, означает надежду — ею пропитан «Домик у моря» про двух влюбленных, которым по всем законам вселенной не суждено встретиться.


Женщины в традиционных костюмах ханбок празднуют День движения за независимость, Сеул, 1 марта 2016 года

П

Пусан

Не только город, свободный от зомби, но и Мекка независимого корейского кино. Каждый год начиная с 2000-го местные синефилы ждут результатов Pusan ​​Film Critics Awards — премии, присуждаемой начинающим азиатским режиссерам. Независимые кинокритики традиционно выбирают победителей в начале октября, а спустя несколько дней вручают им награды на Пусанском международном кинофестивале (PIFF). В разное время фестиваль отметил режиссера «Паразитов» Пон Джун-хо и автора «Олдбоя» Пак Чан-ука.

Пон Чжун Хо получает награду за лучшую режиссуру на Международном кинофестивале в Пусане, 13 октября 2006 года

Р

Ремейк

Массовый зритель приобщился к корейскому кино еще до того, как это понял. В 2000 году в Южной Корее вышла мелодрама Siworae (в дословном переводе «Любовь, преодолевающая время»). По сюжету главная героиня Ын Чжу переезжает из дома и оставляет в почтовом ящике открытку с просьбой пересылать ее корреспонденцию по новому адресу. Сан Хён был бы рад помочь, только до него в доме никто не жил, а дата с открытки еще не наступила. Почтовый ящик связал героев, находящихся на расстоянии двух лет.

«Любовь, преодолевающая время» (2000)

Поэтичная история о любви и одиночестве впечатлила студию Warner Bros. и превратилась в американский хит «Дом у озера» с Киану Ривзом и Сандрой Буллок. До этого корейское кино еще даже не успело произвести фурор на фестивалях.

«Любовь, преодолевающая время» (2000)

«Дом у озера» (2006)

С

Социальное неравенство

Хотя экономика Южной Кореи и показывает небывалые темпы роста, классовое расслоение только усугубляется. Если ты не родился в обеспеченной семье, то попасть в тройку лучших университетов (SKY), скорее всего, не получится, а значит — и на престижную должность. Поэтому даже среди молодежи высокий уровень безработицы и, как следствие, самоубийств. В кино этот нарыв вскрывается: «Пылающий», например, сталкивает баловня судьбы и бедного студента-писателя, который вынужден подрабатывать грузчиком.


У Пон Джун-хо социальная тематика и вовсе стала частью авторского стиля. В его дебюте «Лающие собаки не кусают» состоятельные герои воспринимают питомца как статусную вещь, а уборщик и бездомный — как ходячее мясо. «Окча» показывает неприглядное лицо корпорации, а поезд из антиутопии «Сквозь снег» — жестокое устройство современного мира.


«Лающие собаки никогда не кусают» (2000)

Т

Трамваи

Именно с ними связано появление первых кинотеатров в Корее. Императорская семья пригласила американских проектировщиков, чтобы те помогли запустить в стране трамвайную ветку. В 1899-м по ней проехал первый трамвай, но красная торжественная лента открытия оказалась кровавой: под колесами погиб ребенок, а разъяренные корейцы обвинили во всем японского проводника и сожгли два вагона. После трагедии работникам выдали револьверы для самообороны, а пассажиры стали панически бояться трамваев. Побороть страх помогло диковинное развлечение — кинопоказы. С 1903-го их регулярно начали проводить в депо: чтобы посмотреть короткий американский фильм (обычно рекламного характера), нужно было просто предъявить трамвайный билет.

Сеул начала XX века

У

Условность жанра

При выборе кей-фильма не стоит сильно ориентироваться на жанр: мелодрама может закончиться кровавой бойней, а комедия надавить на болевые точки общества. Неподготовленного зрителя это может шокировать, а искушенного — порадовать чем-то новым. Не будем лишать удовольствия и сыпать спойлерами, да и как, например, описать «Хороший, плохой, долбанутый» Ким Джи-уна, который одновременно и оммаж Серджо Леоне, и кровавый экшен, и сатира.


«Хороший, плохой, долбанутый» (2008)

Ф

Финал

Корейское кино — это не про надуманные хеппи-энды. Чаще всего оно оставляет зрителя одновременно с чувством злобы и горечи. Для этого состояния в корейском языке есть специальное слово «хан»: им описывают невыносимую душевную боль от бессилия над несправедливостью и невозможностью выплеснуть гнев. Корейцы живут с этой травмой еще со времен японской колонизации, когда приходилось мириться с жестокостью и произволом оккупантов.

«История двух сестер» (2003)

Х

Халлювуд

Так, по аналогии с Голливудом, называют киноиндустрию Южной Кореи. В основе термина — корейское слово «халлю»: волна корейской культуры, которая сначала захлестнула страны Азии, а потом добралась и до остального мира.

K-pop-группа Itzy

Ц

цензура

Говоря о юности корейского кинематографа, стоит упомянуть, что лишь в 1990-х — около 30 лет назад — он освободился от политической цензуры. Сначала надо было угождать японским колонизаторам (см. Япония) и снимать фильмы «здорового, развлекательного характера», но только не о личном счастье и без комедиантов. Показывать курящих женщин, богачей и мелкую буржуазию тоже было нельзя, самый верный вариант — пропаганда по госзаказу.


С теми, кто отклонялся от курса, не церемонились. В ленте «Вдали от счастья» Чон Чхан-гын показал, как корейцы-лесорубы сплотились, чтобы выжить в тяжелых условиях. Власти увидели в этом антияпонские настроения и осудили режиссера на сто дней тюремного заключения с жестокими пытками. Чон Чхан-гыну искалечили пальцы на руках.


С падением японского режима проще не стало: страна раскололась на КНР и просоветский КНДР (см. Юг vs Север), и правила начали устанавливать диктаторы. Власти использовали кино, чтобы бороться с коммунистической угрозой и показывать бесчеловечность тех, с кем южане еще недавно сидели за одной партой. Поначалу режиссеров даже не пришлось заставлять: после нападения Севера они были настолько преисполнены чувством патриотизма, что даже не замечали, что снова работают по госзаказу. В тот период появилось большинство фильмов о борцах за независимость Кореи, среди которых лента «Ю Гвансун» о 16-летней активистке, погибшей в японской тюрьме.


Запретных тем тоже хватало: например, нельзя было показывать в кино поцелуи и «любовные игры». А за якобы обнаженную актрису (она была в телесном трико) режиссера мелодрамы «Весенний сон» (1975) Ю Хён-мока на полтора года лишили лицензии и приговорили к условному наказанию.


«Вдали от счастья» (1941)

«Весенний сон» (1975)

Ч

Черный юмор

Южнокорейские режиссеры не прочь поглумиться над персонажами своих фильмов и традиционными ритуалами. В «Грязном короле» Ким Джи-ун одевает неуклюжего офисного клерка в костюм Элвиса и отправляет его на ринг: стать альфой в офисе не удалось, может, с рестлингом срастется. В «№ 3» Сон Нын-хан высмеивает достигаторство, показывая, как отчаянно недалекий бандит стремится стать главарем банды, а барменша, которая сравнивает поэта Рембо с Аль Капоне, — поэтессой. Пон Джун-хо и вовсе покусился на святое: во «Вторжении динозавра» он превращает массовые похороны в фарс.

«Вторжение динозавра» (2006)

Э

Эмоции

Корейские актеры уже так давно переигрывают, что критики почти признали это их фишкой: если плакать, то навзрыд, если удивляться — то с глазами навыкат. Исследователи винят в этом еще не окрепшую актерскую школу, где нет деления на кино и театр, а студентов учат скорее изображать актера, чем вживаться в роль. На брешь в образовании накладывается выученная покорность: корейские семейные ценности не позволяют ставить под сомнение слово старшего (будь то отец или режиссер), беспокоить педагога вопросами и копаться в собственном «я».

«Пока ты спишь» (2017)

Ю

Юг vs Север

Противостояние с КНДР началось вместе с гражданской войной (1950–1953) и не утихает до сих пор, поэтому оно остается одной из главных тем в корейском кинематографе. Со временем изменилось только отношение к северянам, а значит, и их образ в кино: если в острую фазу конфликта в соседях было положено видеть врагов и шпионов (см. Цензура), то в 1990-е среди них начали появляться более сложные и человечные персонажи. Например, в «Диких животных» Ким Ки Дук сводит в Париже художника с Юга и солдата с Севера, чтобы показать, как они на самом деле похожи.

«Дикие животные» (1996)

Я

Япония

Так сложилось, что вместе с кино в Корею вошли солдаты: в 1910-м милитаристская Япония оккупировала территорию слабого соседа и начала устанавливать там свои порядки. Все киностудии принадлежали японским бизнесменам, и фильмы, на которых корейцы приобщались к новому развлечению, тоже были японскими. Первая по-настоящему корейская «лента» вышла только в 1919-м — это была «Праведная месть», театрализованная постановка на фоне экрана с простым видеорядом.


Местным авторам приходилось мириться с жесткой цензурой и работать с «безопасными» жанрами вроде мелодрамы, костюмированной драмы и откровенной пропаганды. Но иногда в прокат просачивались смелые высказывания с критикой японский оккупантов. Одно из таких — немой черно-белый «Ариран» (1926), названный в честь народной песни, которую все время напевает главный герой. Позже она стала гимном корейского народа в борьбе за независимость.


С одной стороны, колонизация сильно ограничивала творцов (в 1930-е в фильмах даже запретили корейский язык), с другой — большинство из них получили образование именно в Японии и закладывали эти знания в фундамент национального кинематографа.


«Ариран» (1926)

Текст
Анастасия Коробенко

Верстка
Зарина Ярхамова

{"width»:1120,"column_width»:75,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
default
true
960
1120
false
true
true
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: ESQDiadema; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}