На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу

В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. На очереди — «Рыбный рынок» фламандского живописца Франса Снейдерса.
На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Думаю, хотя бы раз, глядя на картины Франса Снейдерса, вы задавались вопросом: что за любовь к мертвой рыбе?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Снейдерс знаменит своими рыбными лавками. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга хранится два полотна художника с одноименным названием «Рыбный рынок», на которых изображены рыбы разных сортов, крабы, лобстеры, разложенные на прилавке и свисающие с крючков.

Франс Снейдерс, Рыбный рынок, 1618
Франс Снейдерс, Рыбный рынок, 1618
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Эти картины написаны в жанре натюрморта, с французского nature morte — буквально «мертвая природа»; по-голландски stilleven — «тихая или неподвижная жизнь». Появление этого жанра в Нидерландах связано с протестантизмом.

XVI столетие ознаменовалось крупнейшим кризисом Римско-католической церкви, который отразился на ее учении, культе, институтах, роли в жизни общества, характере образованности и нравах духовенства. Начатая в 1517 году Мартином Лютером Реформация обрела в Европе XVI века характер широких религиозных и социально-политических движений, выдвигавших требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением.

Страны, которые стремились к централизации королевской власти, в то время выступали за ограничения притязаний высшего католического духовенства во главе с папой на контроль их государств.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нидерланды же переживали свою личную драму.

С начала XVI века они находились под властью более отсталой, но имевшей сильнейшую в Европе наемную армию и военный флот феодальной Испании. Так как Нидерланды давали королевской казне в четыре раза больше дохода, чем колонии в Америке с их золотыми и серебряными рудниками, испанский король собирал с населения страны непомерно высокие налоги. Это лишало нидерландскую буржуазию значительной части ее доходов. Многие владельцы мануфактур были вынуждены закрывать свои предприятия, что приводило к росту безработицы и нищеты. Очевидно, что в таких условиях буржуазии было тяжело богатеть. Народ буквально ненавидел испанцев и вместе с ними католическую церковь, которая их поддерживала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому реформа католической церкви горячо поддерживалась дворянской оппозицией, которая хотела, с одной стороны, использовать для личного обогащения отобранные у церкви земли и имущество, а с другой — свергнуть испанскую власть, которая установилась в стране.

Революционно настроенное население сильно сплачивал кальвинизм, одно из направлений протестантизма, названное в честь французского теолога и проповедника Жана Кальвина.

В 1533 году Кальвин опубликовал первую версию сочинения Institutio religionis christianae — «Наставление в христианской вере», где, по сути, систематизировал идеи Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и других реформаторов католической церкви, но выразил их в более категоричной форме. Иногда это сочинение еще называют «энциклопедией протестантизма». Ключевые мысли этого учения заключаются в абсолютном верховенстве Бога и греховности людей. Кальвин считал, что Библию надо толковать исключительно на основе самой Библии, а церковную обрядность и монашество надо ликвидировать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Под влиянием идей кальвинизма и искренней ненависти к испанской власти началась Нидерландская война за независимость, известная также как Восьмидесятилетняя война. Отправной точкой стало массовое уничтожение икон и разорение католических храмов в 1566 году. В одной лишь Фландрии было разгромлено свыше 400 церквей и монастырей, а всего в Нидерландах — 5500.

В итоге государство разделилось на Голландскую Республику, в которой преобладал кальвинизм, поддерживаемый в основном владельцами мануфактур, купечеством, дворянством, фермерами и наемными работниками, и на Южные Нидерланды, где оставалась еще испанская власть и приверженцы традиционных католических ценностей, к которым относились католическое духовенство и бюргеры.

Таким образом, в северных провинциях художникам пришлось адаптироваться к новой реальности. Если раньше их основным заказчиком была Церковь, то теперь им пришлось подстраивать свои работы под вкусы протестантов, которые не переносили популярные ранее религиозные сюжеты. Так произошел пересмотр жанра в пользу изображения более материальных объектов повседневной жизни: портретов и натюрмортов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но при этом первые stilleven все равно сохраняли религиозный подтекст: рыба — символ Иисуса Христа; мясо — бренная плоть; нож — символ жертвы; лимон — символ неутоленной жажды; яблоко — грехопадение; вино или виноград — символ Крови; хлеб — символ Плоти Христовой; бабочка, родившаяся из кокона, — воскресение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К началу XVII века религиозный символизм начал покидать картины, уступив место более банальному желанию преуспевающих заказчиков лицезреть богатство и роскошь. А это, в свою очередь, уже было связано с основанием в 1602 году Голландской Ост-Индской компании, международная торговля которой была фантастически успешна. Благодаря ей в голландских лавках появились специи, китайский фарфор, шелк и другие экзотические товары. Основанные на мысе Доброй Надежды, в Индонезии, Суринаме, на Антильских островах и по всей территории Азии голландские колонии обогащали страну.

Появился жанр «роскошного» натюрморта (нидерл. pronkstilleven). На таких натюрмортах начали изображать ковровые скатерти, серебряные кубки, перламутр, устрицы и экзотические фрукты. Рыбные лавки, ломящиеся от морепродуктов, были такой же иллюстрацией успешной жизни, запрос на которую приходил от разбогатевшей на торговле буржуазии. Своеобразный трибьют статусу Нидерландов как передовой морской и колониальной державы Европы.

Франс Снейдерс, «Рыбный рынок», около 1621г.
Франс Снейдерс, «Рыбный рынок», около 1621г.
Музей истории искусств, Вена