30 фильмов последних лет, которые должен посмотреть каждый
![30 фильмов последних лет, которые должен посмотреть каждый 30 фильмов последних лет, которые должен посмотреть каждый](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/31e/31e8fb982f90f962190b7a2a9155ecb9_ce_4997x3331x3x0_cropped_510x340.webp)
В подборке кинокритика Егора Москвитина — важные фильмы, вышедшие в период с 2010 по 2020 год, которые отразили все (или хотя бы самые главные) тектонические сдвиги, случившиеся с киноиндустрией за этот период.
А сдвиги были следующие: переформатирование блокбастеров; подъем национальных кинематографий; конфликт Голливуда и стриминговых сервисов; женская революция и борьба за инклюзивность; ренессанс низких жанров (см. пункт про сербские ужастики); появление новых нарративных технологий — вроде VR и интерактивной драматургии.
Так что те 30 фильмов, которые мы отобрали, — ни в коем случае не лучшие. Но зато они самые красноречивые — и помогут запомнить декаду, за которую много чего произошло.
«Социальная сеть» / The Social Network (2010)
Режиссер: Дэвид Финчер
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/4db/4db594309ccf88de20278a1aa002ef81_cropped_510x320.webp)
Не просто «Гражданин Кейн» наших дней, а последний великий фильм о предпринимательстве, втянувший цифровую молодежь в ту же вечную гонку амбиций и тщеславия, которой жили ее родители — и их родители. Захватывающее кино, которое умудряется одновременно быть и максимально понятным, и принципиально непостижимым.
«Иллюзионист» / The Illusionist (2010)
Режиссер: Нил Бергер
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/e28/e28edbb166fdfd6abf844a6e7b72bc5a_cropped_510x276.webp)
Анимационный «Артист»: история об искусстве, умирающем с гордо поднятой головой. И о хрупкой любви, выросшей из веры в чудеса.
«Клык» / Kynodontas (2010)
Режиссер: Йоргос Лантимос
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/89b/89b601854ff28e9534925cda5322ff43_cropped_510x287.webp)
Выросшие в изоляции герои-дети не знают значения вещей, которые их окружают. И получается парадоксальное, страшное, смешное, наглое, чуткое кино о том, как действительность дрожит под натиском слов.
«Развод Надера и Симин» / Jodaeiye Nader az Simin (2011)
Режиссер: Асгар Фархади
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/cd8/cd8613b19087904d104d93969529f289_cropped_510x341.webp)
Первая (для нас, неофитов) ласточка интеллектуального ренессанса в Иране — и попросту один из самых могучих фильмов об угасании и погребении чувств. Давно установлено, что эта тема подвластна лишь избранным режиссерам. Асгар Фархади — один из них.
«Меланхолия» / Melancholia (2011)
Режиссер: Ларс фон Триер
![«Меланхолия» фильм «Меланхолия» фильм](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/530/530efbe34345fb831f8c88dd8fd2ab98_cropped_510x339.webp)
Фильм, задавший настроение всему десятилетию, а может быть, и целому поколению зрителей, убежденному, что в унынии есть своя красота, а депрессивными состояниями можно упиваться. Особенно если представлять себя не человеком, которому нужна помощь, а картинной Офелией — или хотя бы Кирстен Данст — в неглубоком пруду.
«Древо жизни» / The Tree of Life (2011)
Режиссер: Терренс Малик
![Древо жизни, кадр из фильма Древо жизни, кадр из фильма](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/ece/ece0cf248e3efda4f62502c783f47645_cropped_510x366.webp)
То ли зашифрованная в образах стенограмма разговоров с Богом, то ли снятая на домашнюю камеру хроника сотворения мира. Есть никем не проверенная теория, что в мгновение между жизнью и смертью люди вместо света в конце тоннеля целиком видят фильм Терренса Малика. Любой.
«Линкольн» / Lincoln (2012)
Режиссер: Стивен Спилберг
![«Линкольн» Дэниел Дей Льюис «Линкольн» Дэниел Дей Льюис](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/8cd/8cd72b542c14b4094bfa1ff81256ad39_cropped_510x340.webp)
Последний безукоризненный голливудский байопик и, к сожалению, последний великий фильм Стивена Спилберга. Примечательно, что эта картина могла не то что не попасть в наш рейтинг, но и остаться без номинаций на «Оскар»: режиссер так отчаялся искать продюсеров и прокатчиков, что был готов вместо большого кино снять мини-сериал для телеканала HBO.
«Охота» / Jagten (2012)
Режиссер: Томас Винтерберг
![Мадс Миккельсен в фильме «Охота» Мадс Миккельсен в фильме «Охота»](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/a73/a73643899e6448a8c6ba6c64e62544fe_cropped_510x340.webp)
Детсадовского учителя (его играет Мадс Миккельсен) подозревают в педофилии. И получается не фильм даже, а безупречный этюд о человеческом достоинстве. Социальная травля, пренебрежение презумпцией невиновности, страх за детей, вера в фейковые новости и нежелание установить правду — темы, которые будут набирать обороты в кино с каждым годом. Но важно помнить: все началось с этого датского фильма.
«Любовь» / Amour
Режиссер: Михаэль Ханеке
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/014/01425339591d8d2cec5b48ec06685575_cropped_510x287.webp)
Фильм Ханеке о двух трепетных стариках магическим образом действует и на тех, кому он вроде бы не предназначался, — даже на юную аудиторию, которой уместнее смотреть «Виноваты звезды» или «Ла-Ла Ленд».
«Жизнь Адель» / La vie d'Adèle (2013)
Режиссер: Абделлатиф Кешиш
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/f1c/f1c88fbfccbe629c0b5360ace6ebfb73_cropped_510x287.webp)
При всем уважении к «Джокеру» экранизации комиксов побеждали на главных кинофестивалях мира и до него: «Жизнь Адель» — адаптация европейского графического романа «Синий — самый теплый цвет». И одна из тех бессмертных историй любви на экране, по которым — наравне с «Зови меня своим именем» — будут судить об ушедшей декаде.
![](/_nuxt/img/esquire_2de4aa1.png)
«Гравитация» / Gravity (2013)
Режиссер: Альфонсо Куарон
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/d8b/d8b3d074bedaa7cf1125c2af924fa4e8_cropped_510x218.webp)
Фильм знаменует момент, когда космос для зрителя перестает быть предчувствием и становится послесловием. Отныне кино стремится к звездам лишь для того, чтобы вернуться на Землю — единственную планету, которую в самом деле стоит освоить.
«Великая красота» / La grande bellezza (2013)
Режиссер: Паоло Соррентино
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/fb7/fb72164142de88c85610064d75f89c15_cropped_510x339.webp)
Паоло Соррентино — главный специалист десятилетия по вопросам отношений эстетики и пошлости, высокого и низкого, искусственного и наива. И судя по ажиотажу вокруг «Нового папы», нам с этим экспертом еще жить и жить. Так что включим в список самый безукоризненный из его фильмов.
«Джон Уик» / John Wick (2014)
Режиссер: Чад Стахелски
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/be1/be110719c0bf9a8d57a529b59515e578_cropped_510x339.webp)
Фильм с Киану Ривзом, вернувший боевики к жизни — в то время как все остальные ветераны жанра только и делали, что его хоронили. Оказалось, самый брутальный и неповоротливый из киноформатов может оставаться актуальным еще долгое время — просто вместо коммандос, терминаторов и хищников им теперь должны заниматься хореографы, дизайнеры и диджеи.
«Левиафан» / Leviathan (2014)
Режиссер: Андрей Звягинцев
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/62f/62f9e7fdefb957f75e8a2e63f4869ba1_cropped_510x287.webp)
Как ни крути, а это важнейший российский фильм десятилетия, на пленке с которым, как на рентгеновском снимке, видны все наши травмы, переломы, опухоли и темные точки.
«Бабадук» / The Babadook
Режиссер: Дженнифер Кент
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/935/935e9c5d5286ca2cc59f363d5b6f8b55_cropped_510x308.webp)
Последние годы доказали, что хорроры — идеальный инструмент для шоковой терапии как частных, так и общих психотравм. И есть ощущение, что все самое страшное и прекрасное у нас впереди. Ну и согласитесь, смешно было поставить этих монстров — Бабу-ягу, Бабадука и Левиафана — рядом?
«Мандарин» / Tangerine (2015)
Режиссер: Шон Бэйкер
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/c9c/c9c6a21f87d3105944b98e42ad13abb7_cropped_510x340.webp)
Во-первых, это идеальный святочный рассказ для тех, кто прямо сейчас ищет нетривиальные истории про Рождество. Во-вторых, это безупречное кино, снятое и смонтированное на айфоне. А в-третьих, всем бы режиссерам быть такими гуманистами, как Шон Бейкер.
«Паулина» / La patota (2015)
Режиссер: Сантьяго Митре
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/8c9/8c979dcd9f7a571f20c75a83dc24316e_cropped_510x259.webp)
Аргентинское кино о молодой идеалистке, отправившейся в деревенскую глубинку просвещать бедняков — и в итоге изнасилованной собственными учениками. Фильм сокрушительной силы, способный изменить взгляды на жизнь. Примечательно, что это ремейк, а оригинал был устроен гораздо примитивнее: современное кино — куда ответственнее и деликатнее того, что было раньше.
«Звездные войны: Пробуждение Силы» / Star Wars: The Force Awakens (2015)
Режиссер: Джей Джей Абрамс
![Звездные войны Пробуждение силы Звездные войны Пробуждение силы](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/0aa/0aa62a5c428abcfff2fb09bab459c2e0_cropped_510x340.webp)
В 2015 году было много блокбастеров, менявших представления о том, куда движется индустрия. Среди них — «Безумный Макс», «Мстители» и прощальный для Пола Уокера «Форсаж». Но космическую гонку в декабре подытожили архиважные «Звездные войны» — история, которая вместе с «Очень странными делами» (те начнутся летом 2016-го) обрекла нас на десятилетия масскультурного каннибализма.
«Ночная игра» / Late Shift (2016)
Режиссер: Тобиас Вебер
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/333/3337994cda863ae69526888bbb42a6df_cropped_510x233.webp)
Первый прокатный интерактивный фильм в истории — странный короткий триллер, призывавший зрителя взять в руки мобильный телефон и управлять решениями героя. Сегодня против VR-драматургии и нелинейного кино уже громко высказывается Стивен Спилберг, а Netflix массово нанимает сотрудников разорившейся студии Telltale Games, делавшей продукты на стыке видеоигр и телесериалов. Шалость удалась.
«Тони Эрдманн» / Toni Erdmann (2016)
Режиссер: Марен Аде
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/cd2/cd216c8e31e33fe52f8a4e17aed4481b_cropped_510x276.webp)
Марен Аде — выпускница «берлинской школы кино», в 2003 году снявшая за копейки тончайший фильм «Лес для деревьев». В нем школьная учительница сходила с ума от невозможности разрешить главный для образованного человека конфликт — между «бытием с самим собой» и «бытием с другими». Но апофеоза этот экзистенциальный кризис достигает уже в «Тони Эрдманне» в 2016 году — в главном немецком (и по случайности румынском) фильме века.
«Ла-Ла Ленд» / La La Land (2016)
Режиссер: Дэмьен Шазелл
![Ла Ла Ленд кадр из фильма Ла Ла Ленд кадр из фильма](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/c04/c0497eaded3c159929de356f3af7e1f8_cropped_510x351.webp)
Пусть этот фильм выиграет у не менее прекрасного «Лунного света» хотя бы здесь — ведь ни мюзиклы, ни романтические комедии прежними после него уже не будут. А Дэмиен Шазелл благодаря ему и вовсе взлетит к звездам — и увлечет за собой тысячи молодых режиссеров по всему миру.
«Бегущий по лезвию 2049» / Blade Runner 2049 (2017)
Режиссер: Дени Вильнев
![Райан Гослинг «Бегущий по лезвию» Райан Гослинг «Бегущий по лезвию»](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/b92/b92a54ff32f188706ed11343da894244_cropped_510x287.webp)
Канадца Дэни Вильнева недавно назвали главным новым режиссером десятилетия. Наверное, это повод пересмотреть самый противоречивый из его фильмов, в котором молодой мастер столкнулся с влиянием старого наставника, а современное кино — с классическим. И что-то пошло не так
«Зови меня своим именем» / Call Me by Your Name (2017)
Режиссер: Лука Гуаданьино
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/b84/b84bae76f1994a259f31d34e90cd3a41_cropped_510x276.webp)
На этом месте мог бы оказаться любой из претендентов 2017 года на главный «Оскар» — та же революционная «Черная Пантера» или проницательный и ироничный ужастик «Прочь» — но есть что-то особенное в том исследовании платонического и телесного, которое провели режиссер Лука Гуаданьино и его верные друзья Тимоти Шаламе и Арми Хаммер. И кажется, это единственный крупный фильм того года, который можно назвать неповторимым — несмотря на дурацкий план авторов его повторить.
«Леди Берд» / Lady Bird (2017)
Режиссер: Грета Гервиг
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/a10/a10e8ad73a675d01fd5e7058c8099a71_cropped_510x342.webp)
Лучший роман воспитания десятилетия — и наконец-то с девчонкой в главной роли, а не с очередным Томом Сойером, Оливером Твистом, Гарри Поттером или Холденом Колфилдом. Да здравствует Грета Гервиг! Кстати, не выпустив ее прекрасных «Маленьких женщин» в Новый год, наши прокатчики хоть и уберегли Сиршу Ронан, Флоренс Пью, Элайзу Сканлен, Эмму Уотсон, Лору Дерн и Мерил Стрип от встречи с пьяным «Полицейским с Рублевки», но лишили нас всех Рождества.
«Магазинные воришки» (2018)
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/b3d/b3dbaa0d6f67c2c3639536fc2c43adaa_cropped_510x287.webp)
Режиссер: Хирокадзу Корээда
Или «Пылающий». Или все же «Магазинные воришки». Ясно одно: какими бы замечательными ни были «Служанка», «Стокер», «Паразиты», «Истина» и американское «Прощание», именно прошлый год стал триумфом азиатского кино — уникального и универсального одновременно.
«Восьмой класс» / Eighth Grade (2018)
Режиссер: Бо Бернем
![Кадр из фильма «Восьмой класс» Бо Бернем Кадр из фильма «Восьмой класс» Бо Бернем](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/e7a/e7a0200fa796e7ebbeb2daa8bc9813a8_cropped_510x340.webp)
Пусть всегда будет фестиваль «Сандэнс» — и те тонкие и звонкие истории, которые он каждый год рассказывает, не боясь показаться смешным, слабым и инфантильным. Эта школьная трагикомедия про детство в эпоху социальных сетей и ютьюба — идеальный пример сандэнсовского кино.
«Между рядами» / In den Gängen (2018)
Режиссер: Томас Штубер
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/94e/94e6b8ca82153bf5ef78ec01746537d0_cropped_510x307.webp)
На самом деле это место на полке было занято «Холодной войной», но подъехал веселый погрузчик и отправил чересчур красивый польский фильм в ту часть супермаркета, которую местные юродивые называют «Сибирью». Это была шутка, которую поймут лишь те, кто видел «Между рядами». Зато у остальных есть повод наверстать упущенное — потому что это лучший фильм о Рождестве со времен «Мандарина».
«Прекрасный день по соседству» / Beautiful Day in Neighborhood (2019)
Режиссер: Мариэль Хеллер
![Том Хэнкс «Прекрасный день по соседству» Том Хэнкс «Прекрасный день по соседству»](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/9c4/9c45d73593e70dbd73d9e1343a500880_cropped_510x287.webp)
Совершенно ненадрывное кино на неподъемную тему — о том, какой ценой дается святость. С той же тонкой материей в этом году работала и грандиозная «Тайная жизнь» Терренса Малика, но перед Новым годом сердце куда больше лежит к фильму, который не ранит, а утешает. К тому же это лучшая роль Тома Хэнкса за всю его карьеру.
«Брачная история» / Marriage Story (2019)
Режиссер: Ноа Баумбак
![Брачная история Брачная история](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/897/897695974214b4c3f45a225781bfa8f4_cropped_510x354.webp)
Если бы музыкант и актриса из «Ла-Ла Ленда» в конце своей истории приняли другое решение, машина времени перебросила бы их в этот фильм. Выразительной мощи которого вполне достаточно, чтобы навсегда изменить жизнь любого, у кого есть подписка на Netflix.
«Однажды в Голливуде / Once Upon a Time in Hollywood (2019)
Режиссер: Квентин Тарантино
![Однажды в Голливуде Однажды в Голливуде](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/31e/31e8fb982f90f962190b7a2a9155ecb9_cropped_510x340.webp)
Фильм-чудо, напоминающий, почему мы все здесь собственно и собрались. Потому что верим, что кино побеждает смерть.