«Операция "Фортуна": Искусство побеждать». Почему новый фильм Гая Ричи скорее плох, чем хорош

12 января в прокат вышел «Операция "Фортуна": Искусство побеждать» Гая Ричи — фильм, который должен вслед за «Чебурашкой» привести в чувства российские кинотеатры. Но о чувствах зрителя в этот раз режиссер, кажется, не подумал.
«Операция "Фортуна": Искусство побеждать». Почему новый фильм Гая Ричи скорее плох, чем хорош
Miramax

«Операция "Фортуна" начинается почти так же, как легендарная "Скала" и железобетонный "Довод": матерые спецназовцы штурмуют лабораторию, безжалостно убивают охрану и крадут нечто такое, что может привести к концу света. Лаборатория, судя по иностранным рецензиям, находится в городе Одессе, но наш зритель этого не заметит. Зато он заметит, что Гай Ричи в отличной форме. У открывающей сцены балетная хореография и выверенный музыкальный такт. А искусный параллельный монтаж (пока террористы штурмуют базу, по начищенным паркетам в штаб-квартире MI6 отбивает шаг какой-то интересный мужчина) обещает, что фильм будет не только по-голливудски остросюжетным, но и по-британски забавным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересный мужчина (актер Кэри Элвес, отдаленно похожий на Рэйфа Файнса из бондианы) оказывается куратором супершпионов и тут же собирает команду, чтобы вернуть похищенное. Фронтменом назначают агента Орсона Фортуну (Джейсон Стэйтем), любителя кутить за счет казны, ценителя дорогих вин и высокопрофессионального уклониста от службы короне. Его правой, как следует накачанной рукой становится тихий отличник Джей-Джей (музыкант из Манчестера Аарон Дэвис, больше известный как Bugzy Malone), который, увы, не вызовет у Фортуны ни отцовских, ни товарищеских чувств. А мозгом операции станет эксцентричная американка Сара Фидель (звезда инди-кино и королева кринжа Обри Плаза), которая будет по мере сил шутить над токсичной маскулинностью своих коллег. Быстро выяснится, что за ограблением стоит озорной, но опасный оружейный барон Грег Симмондс (ветеран ромкомов Хью Грант, главное приобретение Гая Ричи за последние восемь лет), у которого есть ровно одна слабость. Эта слабость — американский киноактер Дэнни Франческо (Джош Хартнетт, до смешного похожий на Данилу Козловского), поэтому трусливого голливудского лицедея тоже придется взять в команду.

«Операция Фортуна: Искусство побеждать» Гая Ричи
Miramax
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для зрителей, скучающих по Голливуду, «Операция "Фортуна" — завидный подарок на старый Новый год, настоящий "Форсаж" на британском шасси. В кадре минимум три большие звезды и столько же звезд для ценителей — например, британец Эдди Марсан и филиппинка Лурдес Фаберес из сразу двух телесериалов по Нилу Гейману. За кадром, как всегда, эталонный саундтрек. География подвигов — Турция, Катар и другие курортные страны. В программе — погоня на киногеничном "Форде Мустанг" и вечеринка на яхте, которая, может быть, и не лайнер из "Треугольника печали", зато на борту будет много моделей в купальниках. Последние фильмы Гая Ричи продюсирует студия Miramax, и, хотя ею больше не правит Харви Вайнштейн, этика в заведении царит прежняя. Поэтому оператор заглядывается на женщин, мужчины позволяют себе гомофобские шутки, а чернокожий напарник героя и азиатская помощница злодея так и остаются стоять в сторонке. Хотя первый по законам жанра обязан быть смешным и ярким, а вторая — непредсказуемой и опасной.

«Операция Фортуна: Искусство побеждать» Гая Ричи
Miramax
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но для внимательных поклонников Ричи «Операция Фортуна» — это фильм-передышка, простительный любому деятельному режиссеру, но все равно очень досадный. Если это действительно шпионский боевик, то ему не хватает интриги и изобретательности. Нелинейного повествования, которым всегда удивлял Ричи, в этот раз почти нет. А большинство проблем герои решают с помощью хакерской магии — приема, который даже хуже, чем бог из машины (речь не о Вине Дизеле). А если это пародия на шпионский боевик, то непонятно, почему режиссер сдерживает собственный юмор. Персонажа Джоша Хартнетта заявляют как пугливого нарцисса, но он даже толком не трусит — и не рефлексирует по поводу собственной уходящей славы. Герой Джейсона Стэйтема в основном запоминается тем, что ворчит, а героиня Обри Плазы привычно дурачится — но сколько можно. По-настоящему хорош только Хью Грант, которому вновь, как и в «Джентльменах», позволили быть мелочным и опасным, плохим и милым одновременно. И по его персонажу особенно заметно, что юмор здесь возникает в результате самодеятельности добросовестных актеров, а не шуток утомленных солнцем сценаристов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце прошлого года, когда прокатчик STX Media проходил через реструктуризацию бизнеса, а из фильма на всякий случай вырезали украинских бандитов, гуляли слухи, что в Америке «Операция "Фортуна" выйдет сразу на стримингах. Но даже там картина не оказалась бы первой среди равных: в "Быстрее пули" более занятный экшен, а в "Красном уведомлении" лучше юмор и выше напряжение между напарниками. Но и жалеть о домашнем просмотре такого фильма было бы наглостью: в нем все-таки хватает и обаяния, и мастерства, и иронии, и легкости, и красоты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Операция Фортуна: Искусство побеждать» Гая Ричи
Miramax

Но в итоге «Операция "Фортуна" выходит в прокат и кажется первым (даже с учетом печально известного свадебного видео с Мадонной) проектом Ричи, снятым без искры и миссии. Прежде за всеми его идеями — в том числе неудачными — стоял творческий поиск. В зрелом "Гневе человеческом" предпринималась внезапная вылазка на территорию Майкла Манна и Дэни Вильнева с их всамделишным, а не напускным мужским фатализмом. "Джентльмены" были и аккуратным размышлением о будущем Британии, и наглым экспериментом с диалогом двух надежных рассказчиков. В "Аладдине", черт возьми, были песни и танцы — и мерцала мечта многодетного отца сочинить первоклассную сказку. В "Мече короля Артура" уличных хулиганов посвящали в рыцари, потому что Ричи, на самом деле, трогательный консерватор. А в "Агентах А.Н.К.Л." был непозволительный, как показали сборы, шик. Но шестой за восемь лет блокбастер показывает, что Гаю Ричи самому нужны отдых на яхте и ящик-другой вина. Потому что он сокровище нации. Как минимум нашей.