18+

На изящном: история скандальной картины «Происхождение мира» Гюстава Курбе

В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В преддверии Восьмого марта говорим не о женском начале, но о «Начале мира», каким его представлял Гюстав Курбе.

Когда, как не во Всемирный женский день, говорить о самой скандальной картине Гюстава Курбе «Происхождение мира»? Курбе был революционером в мире искусства и в жизни. Он открыто выступал против монархии, называя себя «не только социалистом, но также демократом и республиканцем». В 1971 году он присоединился к революционной Парижской коммуне и даже руководил акцией, во время которой была повалена Вандомская колонна, олицетворявшая, по мнению участников движения, «империализм», «варварство» и «милитаризм».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако его картина L'Origine du monde, известная нам под названиями «Начало мира», «Происхождение мира» и «Рождение мира», превзошла своего автора в скандальности.

Давайте разбираться, что же такое написал Курбе

Картина была написана художником по заказу Халил-бея, он же Халил Шериф Паша, турецкого дипломата, бывшего посла Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге. В то время он жил в Париже, где их с Курбе познакомил французский писатель Сент-Бев. Халил-бей для своего собрания эротической живописи заказал Курбе два холста, впоследствии ставших известными как «Молодые купальщицы» и «Происхождение мира».

Гюстав Курбе, «Происхождение мира», 1866, музей Орсе, Париж
Гюстав Курбе, «Происхождение мира», 1866, музей Орсе, Париж
Francois Mori/AP/East News

Долгое время шли споры, кого же Курбе изобразил на втором полотне. Самой популярной кандидаткой была Джоанна (Джо) Хиффернан — любимая натурщица Курбе в те годы. Только в 2018 году по переписке между Александром Дюма (сыном автора «Трех мушкетеров») и Жорж Санд было установлено, что на картине изображена бывшая танцовщица Парижской оперы Констанс Кеньё, которая во время написания картины была любовницей Халил-бея. Помимо упоминания в переписке Дюма-сына «интерьера» Кеньё, был и еще один аргумент в пользу этой версии. Когда Констанс умерла в 1908 году, в ее завещании значилась картина Курбе с изображением камелий, с раскрытым красным цветком в центре. В то время камелии стойко ассоциировались с куртизанками благодаря роману Александра Дюма — сына «Дама с камелиями», адаптированного в опере Верди «Травиата».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Курбе нарисовал то, что ему заказали, — эротическую картину. Но эротику рисовали и до него. Что же такого возмутительного в этой работе для XIX века?

Начнем с того, что в это время в художественной и философской мысли господствовал модернизм, который проявлялся в двух противоположных направлениях. Прогресс — это плохо, и его нужно остановить (приверженцем этой идеи был, например, французский поэт Бодлер), и прогресс — это хорошо, нужно его поддержать. Если Бодлер считал, что «всеобщий разброд и неограниченная свобода каждого, распыленность усилий и раздробленность воли повлекли за собой общую слабость, сомнения и творческое оскудение», то для Курбе прогресс был синонимом демократии. Он считал, что движение по пути прогресса связано с отрицанием идеала в искусстве и жизни. Перефразируя: чем реалистичнее, натуральнее и без прикрас ты показываешь действительность, тем ты больше демократ.

В XIX веке господствующим стандартом живописи был академизм. Академический стиль заключался в изображении сцен, основанных на исторических или мифологических событиях, которые на самом деле уже не имели ничего общего с реальной жизнью. Современная жизнь в Париже была совершенно другой. Это было время городского, социального и технологического развития, а также Французской революции 1848 года. Не будем забывать, что в XIX веке уже активно использовалась фотография, которая по своей сути прекрасно умела детально фиксировать окружающую действительность. Настолько детально, насколько искусство никогда не умело. Так что реализм в живописи, появившийся во Франции в 1840-х годах, говоря простым языком, заключался в изображении жизни такой, какая она есть. Курбе активно поддерживал эти идеи и считал, что художник должен воссоздавать реальность, а не полагаться на полет фантазии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Курбе не рисовал по стандартам академии, а Салон регулярно отказывался брать его работы на выставки. Рисовать обнаженную женщину было можно и нужно, но по стандартам академии это должна была быть какая-нибудь абстрактная Венера. Курбе Венер рисовать не хотел, а чем меньше было в образе идеалистического, тем выше были шансы, что судьи ее отвергнут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом, Курбе выполнял заказ Халил-бея на эротическую живопись, но делал это в своем стиле. На картине «Происхождение мира» он максимально реалистично изображает женские гениталии. Этим можно было ограничиться в понимании картины, но есть еще пара нюансов. Курбе обрезает кадр в лучших традициях фотографии, оставляя на картине не просто нагую женщину, а довольно конкретную ее часть. Благодаря этому название работы как бы демонстрирует один из постулатов реализма: без какого-либо подтекста искусство — это отражение банальной физиологии. Мы видим женщину не как божественное творение, не в образе воздушной Венеры, а только отсылку к ее физиологии. Поэтому часто можно прочитать, что эта картина является переходным форматом от традиционного искусства к современному. Чтобы стало совсем понятно, вспомните «Черный супрематический квадрат» Малевича: в 1915 году художник рисует черный четырехугольник и называет его черным квадратом. А Курбе в 1866 году рисует женские гениталии и называет их «Происхождение мира». Довольно революционно. Курбе не первый придумал называть вещи своими именами, но на такой формат высказывания до него никто из салонных художников не решался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда, о смелости Курбе его современники не узнали. Халил-бей и следующие владельцы картины тщательно скрывали ее от посторонних глаз. Даже прятали ее за другими картинами.

В 1955 году полотно было продано за полтора миллиона франков известному психоаналитику Жаку Лакану. Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, чтобы впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала.

Андре Массон, Cache pour L’Origine du monde de Gustave Courbet, 1955
Андре Массон, Cache pour L’Origine du monde de Gustave Courbet, 1955
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Только в 1988 году картина «Происхождение мира» была представлена публике в музее д’Орсе в Париже, где находится по сей день. Картина тогда вызвала такой ажиотаж, что ее даже пришлось поместить под пуленепробиваемое стекло и приставить к ней охрану.

Казалось бы, современное общество уже ничем не удивить, но даже сейчас картину нет-нет да и пытаются спрятать. В феврале 2011 года аккаунт французского школьного учителя Фредерика Дюрана в запрещенной социальной сети Facebook был заблокирован после того, как он разместил пост с репродукцией «Происхождения мира». Дюран был оскорблен и требовал Facebook восстановить аккаунт, так как «Происхождение мира» — великая французская картина, объект всемирного культурного наследия. Facebook все отрицал. В 2018 году Дюран в итоге добился рассмотрения дела в суде, но доказать, что блокировка аккаунта была связана именно с размещением картины, Дюран так не смог. В 2019 году иск был отозван, а мирным решением стало совместное пожертвование в пользу парижской ассоциации стрит-арта.