Советский киноавангард в лицах: главные режиссеры и фильмы той эпохи

Если живопись, литература, музыка и архитектура русского авангарда начали формироваться еще до революции, то киноавангард стал первым полностью советским видом искусства. Это, с одной стороны, придало ему идеологическую окраску, а с другой — динамичное время создавало идеальные условия для эксперимента. Первые режиссеры-авангардисты искали новые средства художественного выражения идей. Иногда их опыты были созвучны генеральной линии партии, но чаще открывали новые области искусства.

Лев Кулешов

Будучи учеником и ассистентом знаменитого режиссера Евгения Бауэра, Кулешов обладал невероятными знаниями в области художественной постановки. Для 1920-х он был настоящим человеком будущего, живущим на других скоростях и по другим законам: увлекался заводами, мотоциклами и всем, что связано со скоростью. Неудивительно, что именно Кулешову принадлежит концепция «американского» монтажа, в котором на одну минуту экранного времени приходится минимум 20–30 склеек. По сравнению с медлительным дореволюционным кино (5–10 склеек), фильмы Кулешова, казалось, пришли из будущего. В киноискусстве закрепился термин «эффект Кулешова» – способ менять контекст происходящего на экране исключительно за счет монтажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

«Проект инженера Прайта» (1918)

Приключенческий фильм об изобретателе гидроторфа и происках его конкурентов.

  • «На красном фронте» (1920)


Фильм-агитка о противостоянии красноармейца и польского шпиона во время Гражданской войны.

  • «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924)


Эксцентричная комедия о путешествии американского миссионера Джона Веста в СССР.

Сергей Эйзенштейн

Пожалуй, самый известный советский киноавангардист, о «Броненосце "Потемкин" которого не слышал только очень далекий от кинематографа человек. Эйзенштейн начинал в театре Пролеткульта, и в основе его творческого подхода была работа с актером-толпой, а не актером-персоной. Отказавшись от героизации конкретного человека, Эйзенштейн наделял субъектностью объединившиеся массы. Была у режиссера и собственная концепция монтажа — "монтаж аттракционов" (статья о ней вышла в 1923 году, книга — в 1938-м), — оказывающая на зрителя шоковое воздействие. Эйзенштейн верил, что, вызывая у зрителя неподдельные боль или ужас, можно вторгнуться в восприятие человека и разбудить его для нового опыта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»
  • «Стачка» (1924)

Фильм-агитка о восстании рабочих на заводе и его жестком подавлении. Первая часть революционной трилогии.

  • «Броненосец "Потемкин" (1925)

Агитационная историческая лента о восстании экипажа одноименного корабля и правительственных расстрелах. Вторая часть революционной трилогии.

  • «Октябрь» (1927)

Эпическая драма об Октябрьской революции в Петрограде. Третья часть революционной трилогии.

Григорий Козинцев и Леонид Трауберг (ФЭКС)

В 1921 году в Петрограде эти режиссеры основали «Фабрику эксцентрично- го актера» (ФЭКС). Поначалу видение фэксов совпадало с эстетическими идеями театра, но вскоре они избрали для себя новое эксцентричное направление — телесность игры. Актер должен выражать эмоции персонажа не словами, а действиями (прыгнуть в кадре, скорчить гримасу и так далее). В чем-то фэксы опережали свое время. Например, за много лет до изобретения компактных экшен-камер оператор Андрей Москвин брал с собой камеру, катаясь на американских горках. Но при этом взгляд фэксов почти всегда был устремлен в прошлое, а сюжеты фильмов основаны на классической литературе. Возможно, таким образом они пытались найти ответы на вопросы современников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Шинель» (1926)

Эксцентрическая трагикомедия о титулярном советнике Башмачкине. Сюжет основан на повестях Николая Гоголя «Невский проспект» и «Шинель».

  • «С. В. Д. – Союз великого дела» (1927)

Историческая драма о восстании декабристов на юге России в 1825 году.

  • «Новый Вавилон» (1929)

Историческая драма о восстании Парижской коммуны во Франции 1870-х годов.

Дзига Вертов

Этого режиссера по праву можно считать одним из основателей мирового документального кино. Адепт хроники, Дзига Вертов выступал против художественного кинематографа. Он был убежден, что умелый монтаж способен превратить документальную хронику в произведение искусства, сделать из нее комедию или трагедию. Принципы Вертова закрепились в обособленной группе кинодеятелей под названием «Киноки» (от «кино» и «око»). Операторские приемы и техники Дзиги Вертова также опережали свое время: именно он первым реализовал метод «съемки жизни врасплох», то есть скрытой камеры.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Кино-глаз» (1924)

Серия коротких эпизодов-зарисовок о жизни советских граждан.

  • «Шестая часть мира» (1926)

Масштабный фильм-агитка об экспортных возможностях Советского Союза.

  • «Человек с киноаппаратом» (1929)

Бессюжетный экспериментальный документальный фильм о хаотичной жизни современного города.

Александр Довженко

Довженко познакомился с кинематографом на съемках агитационного фильма «Красная армия» (1925) и сразу влюбился в этот вид искусства. Уже через год он снял первую короткометражку и стал готовиться к полному метру. Довженко выделяют художественные эксперименты с мифологией. Он единственный привносит мистические элементы из народного фольклора в соцреализм. Его основные методы — работа с непрофессиональными актерами, провокации зрителя, долгие паузы и замедленные кадры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»
  • «Звенигора» (1927)

Драматическая притча о поисках старинного скифского клада в украинских степях.

  • «Арсенал» (1929)

Историческая драма о штурме киевского оружейного завода в годы Первой мировой войны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Земля» (1930)

Первый советский фильм о коллективизации и борьбе крестьянства против кулачества.

Всеволод Пудовкин

Ученик Льва Кулешова, унаследовавший от него традиции монтажа и развивший собственный художественный метод — «психологический реализм». Пудовкин придерживался более традиционных взглядов на кинематограф, нежели его революционные коллеги по цеху, и делал ставку на актерскую игру. Поэтому, в отличие от Эйзенштейна, режиссер помещал в центр кадра не актера-толпу, а актера-персону. И наблюдал, как персонаж ведет себя в конкретной ситуации. Благодаря использованию крупного плана Пудовкин раскрывал психологический образ героя. Режиссер оставался верен своему методу психологического реализма на протяжении всей карьеры не только режиссера, но и публициста. Всеволод Пудовкин написал более 200 учебников по мастерству киноактера и режиссера, по которым обучаются кинематографисты Италии, Англии и Японии.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Мать» (1926)

Экранизация одноименного романа Максима Горького.

  • «Механика головного мозга» (1926)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Документальный фильм об академике Павлове и его теории условного рефлекса.

  • «Конец Санкт-Петербурга» (1927)

Историческая драма о революции.

Яков Протазанов

Один из главных режиссеров дореволюционной России. Протазанов считался народным автором, который снимал для простых людей. Некоторые деятели кино даже противопоставляли его другим авангардистам. Но тем интереснее, что Протазанов в своих «массовых фильмах» активно использовал находки, приемы и методы молодых коллег, постепенно знакомя зрителя с новым киноязыком. При этом режиссер не забывал о важности актерской игры и выбирал на главные роли звезд советского экрана. Так Протазанов сочетал в своих работах авторское видение и коммерческий успех.

«Правила жизни»
  • «Аэлита» (1924)

Экранизация одноименного романа А. Н. Толстого о путешествии землян на Марс.

  • «Человек из ресторана» (1927)

Экранизация одноименной повести Ивана Шмелева о любовном треугольнике.

  • «Праздник святого Иоргена» (1930)

Комедия о свадебном торжестве накануне церковного праздника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Абрам Роом

В 1920 году Роом основал в Саратове Высшие государственные мастерские театрального искусства (ВГМТИ), где был ректором, главным режиссером и ведущим педагогом. В юности на его долю выпало немало судьбоносных событий: он успел отучиться в Петроградском психоневрологическом институте и служил военврачом в Красной армии. Это не могло не повлиять на его подход к режиссуре. Роом придает деталям символическое значение и активно использует игру светотени для акцента — приемы, характерные для немецких драматических фильмов того времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»
  • «Бухта смерти» (1926)

Историческая драма о противостоянии партизанов и белогвардейцев.

  • «Предатель» (1926)

Экранизация рассказа Льва Никулина «Матросская тишина» о восстании на пароходе «Саратов».

  • «Привидение, которое не возвращается» (1929)

Политическая драма о борьбе нефтяников с тоталитарным режимом.

  • Евгений Червяков

Один из первых лириков советского кино. Червяков был лидером ленинградских кинематографистов 1920-х и адептом крупных планов. Используя сложное сочетание кадров и особый монтажный ритм, режиссер раскрывал внутренний мир персонажей. Червяков рифмовал в монтаже крупные планы лиц с пейзажами или интерьером, выделяя героя из толпы. Так он противопоставлял себя Эйзенштейну. К сожалению, многие фильмы Червякова были утрачены, до наших дней дошло лишь несколько картин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • «Поэт и царь» (1927)

Первая советская историко-биографическая драма о последних днях жизни Пушкина.

  • «Мой сын» (1928)

Семейная драма об измене.

  • «Города и годы» (1930)

Экранизация одноименного романа Константина Федина о жизни до и после революции.

Фридрих Эрмлер и Эдуард Иогансон (КЭМ)

Силами этих двух режиссеров в 1925 году в Ленинграде была организована Киноэкспериментальная мастерская, или КЭМ. В своем манифесте Эрмлер и Иогансон заявили о создании нового искусства, которое отвечало духу времени. Придавая простым сюжетам эксцентричную форму, режиссеры создали основу для советской комедийной мелодрамы. Но после выхода успешной картины «Катька — бумажный ранет» пути Эрмлера и Иогансона разошлись. Один сфокусировался на серьезных фильмах, второй продолжил снимать комедийные мелодрамы.

«Правила жизни»
  • «Скарлатина» (1924)

Эксцентричная короткометражная комедия о лечении скарлатины.

  • «Катька — бумажный ранет» (1926)

Мелодрама о деревенской девушке в эпоху нэпа.