Искусство советского плаката: как Эль Лисицкий продвинул идеологию на Запад

В постоянной рубрике #на_изящном — один из столпов советского авангарда Эль Лисицкий. Автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова объясняет, как ему удалось прославиться на Западе и прославить при этом Советский Союз.
Теги:

Лисицкий Лазарь Маркович, он же Эль Лисицкий, советский художник и архитектор, создатель проунов и автор одного из самых известных плакатов советской пропаганды «Клином красным бей белых», в 1920-е годы активно участвовал в международной выставочной деятельности и продвигал идеологию СССР на Западе. Для анонса Русской выставки в Цюрихе в 1929 году Лисицкий создал знаменитый плакат со слитыми головами мужчины и женщины. Разбираемся, что это означало и почему Лисицкий использовал для этой цели формат плаката.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эль Лисицкий, плакат для Русской выставки в Музее декоративно-прикладного искусства в Цюрихе, 1929 год
Эль Лисицкий, плакат для Русской выставки в Музее декоративно-прикладного искусства в Цюрихе, 1929 год
Art Collection/Alamy/Legion Media

После создания РСФСР в 1917 году самым распространенным видом изобразительного искусства стала графика и особенно плакат. В 1917–1920 годы большинство населения не отличалось грамотностью, и советской власти нужно было доносить ценности коммунизма максимально доступным и универсальным способом. Владимир Ильич Ленин видел в искусстве большой пропагандистский потенциал. Формат плаката был визуально доступен широким массам. Яркие графические образы и лозунги хорошо запоминались и воспринимались даже при быстром просмотре, а используемые в них призывы к действию были понятны всем.

Плакаты распространились за пределы СССР. Молодое правительство стремилось закрепиться на внешнеполитической арене и продемонстрировать свою прогрессивность, поэтому активно участвовало в выставочной деятельности в западных странах. Благо представителей русского искусства в Европу и США эмигрировало достаточно — публика успела проникнуться культурой. Создание своих павильонов и выставок для любой страны было отличным способом продемонстрировать лучшие, хотя и не всегда существовавшие в реальности стороны, а для СССР к тому же возможностью продвигать идеи коммунизма во славу всемирной революции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Трибуна Ленина», 1920 год
«Трибуна Ленина», 1920 год
Art Collection/Alamy/Legion Media

Лисицкий среди художников авангарда занимал удивительное положение: пока одни уезжали из страны из-за несогласия с большевиками или из-за того, что их творчество перестало устраивать советскую власть, Лисицкому удалось усидеть на двух стульях. Он получил международное признание и остался в Стране Советов.

Еще в конце 1921 года Лазаря Марковича командировали в Берлин, чтобы наладить сотрудничество с художественными союзами Германии. Там за несколько лет он написал ряд статей, посвященных в том числе русскому авангарду, а в начале 1922 года совместно с Ильей Эренбургом издал журнал о современном искусстве «Вещь» на русском, французском и немецком языках. Художника часто привлекали к оформлению различных всесоюзных и зарубежных выставок. Одно из культовых оформлений он сделал в 1928 году для советского павильона на международной выставке «Пресса». Приемы сбора экспозиции, которые впервые использовал для «Прессы» Лисицкий, навсегда изменили представление об оформлении выставочного пространства. Он применил движущиеся установки, кинохронику и искусственное освещение, а перемещение по экспозиции строилось по продуманному дизайнерами маршруту от одной установки до другой, чтобы постепенно раскрывать разные темы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Оформление павильона на международной выставки «Пресса» в Кельне, 1928 год
Оформление павильона на международной выставке «Пресса» в Кельне, 1928 год
Art Collection/Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и другие представители авангарда, Лисицкий много лет писал агитационные плакаты. А когда в моду вошла фотография, увлекся фотомонтажом. На той же выставке «Пресса» первым использовал фотографию в оформлении выставочного пространства и экспонировал огромный фотомонтаж. Лисицкий накладывал несколько фотографий друг на друга и за счет пересечений и объединений получал уникальную глубину кадра.

Собственно, в первую очередь этой техникой и примечателен рекламный плакат Лисицкого для Русской выставки, проходившей с 24 марта по 28 апреля 1929 года в Цюрихе в рамках развития современного графического дизайна и демонстрировавшей работы советских конструктивистов Г. Клуциса, С. Сенькина и С. Телингатера.

Помимо новой техники, плакат, конечно, заключал в себе еще и послание советской пропаганды. Как уже упоминала выше, на выставках все стремились продемонстрировать свои лучшие стороны. Но в отличие от той же Германии, СССР на международной арене делал ставку не на достижения научно-технического прогресса, а на социально-политические: здравоохранение, культуру и права людей. Особенно подчеркивались исключительные права женщин в советском государстве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Клином красным бей белых», 1920 год
«Клином красным бей белых», 1920 год
Art Collection/Alamy/Legion Media

Тогда в СССР сложилась уникальная относительно других стран ситуация. Женщины так рьяно поддерживали большевиков, что после Октябрьской революции 1917 года СССР первым в мире предоставил женщинам равные права с мужчинами во многих областях: управлении, труде, землевладении, образовании и брачных отношениях. В первой советской Конституции, принятой в июле 1918 года, было закреплено в том числе политическое равноправие женщин: они имели право не только избирать, но и избираться в органы государственной власти. За первые годы советской власти вышло более 100 декретов, посвященных вопросам охраны труда, здоровья и защиты материнства. Советское искусство прославляло женщин, в том числе на плакатах, подчеркивая их роль в работе на производствах.

Нужно понимать, что эта исключительность досталась женщинам еще и потому, что мужчин после Первой мировой войны стало значительно меньше, а размах промышленных оборотов требовал новой рабочей силы. В обмен на предоставленные права от женщин ожидалось, что в случае необходимости они возьмут в руки оружие и уйдут на передовую.

Но бюст с соединенными головами мужчины и женщины на плакате Лисицкого 1929 года показывал, как того требовала пропаганда, самую светлую сторону реальности — исключительно беспрецедентную степень свободы и равенства полов в коммунистическом обществе, о которой Запад тогда только начинал мечтать.