Шедевр разночтений: в чем феномен «Черного квадрата»

«Черный квадрат» — одна из самых загадочных картин в истории. Вокруг нее не утихают споры: одни считают, что это величайшее произведение искусства с глубоким смыслом, другие испытывают чувство полного неприятия и непонимания. Психолог, коуч и мастер нейролингвистического программирования Марина Велес объясняет, почему картина вызывает столь противоречивые чувства, что такое психологический эффект «Черного квадрата» и как понять это произведение искусства.
Шедевр разночтений: в чем феномен «Черного квадрата»
Алексей Даничев/РИА Новости
Марина Велес
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Квадрат противоречий и споров

Современный афористик и философ Юрий Тубольцев сказал, что «Черный квадрат — шедевр разночтений». Существование полярных точек зрения касательно известной картины прежде всего заслуга самого художника. Он специально не выставлял полотно, пока не написал в 1915 году знаменитый манифест «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». В нем автор заявлял, что его картина — исключительное произведение.

Подобные полотна были раньше — разные квадраты, прямоугольники, — но из-за того, что Малевич объявил «Черный квадрат» уникальной картиной, родилось много споров. Они притягивали внимание, и чем больше интереса, тем больше споров возникало. А картины — предшественники «Черного квадрата» не вызывали разноречий, потому что авторы ни на что не претендовали. Малевич говорил, что «Квадрат» — «это творчество интуитивного разума», «живой, царственный младенец», «голая, без рамы, икона». При этом себя он называл «председателем мирового пространства». Так же заявлял о своем намерении «зарезать искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать "Черным квадратом". Из этого выходит, что провокационным был не столько сам "Черный квадрат", сколько намерения, претензии и объяснения художника.

В своих сильных и смелых фразах автор обесценивал ту публику, которая не поймет глубины произведения, и даже посягал на религию. Такие громкие заявления тоже породили немало дискуссий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вполне возможно, если бы Малевич изобразил какой-то сложный сюжет, споров было бы меньше. А тут композиция предельно простая — квадрат. Именно контраст между визуальной простотой и масштабными намерениями, которые озвучил автор, вызвали бурю эмоций и даже скандал.

«Черный квадрат» в психологии

Реакция на картину и те размышления, что она породила, хорошо иллюстрируют один из психологических законов. Согласно ему, обычные люди не могут критически мыслить — ими управляет общественное мнение.

Эффект «Черного квадрата» — история о том, что представление большинства влияет на человека. А когда мнение звучит от уважаемых лиц или влиятельных изданий, то оно действует гораздо сильнее. Подразумевается, что человек всегда оглядывается на авторитеты и слушает, что же говорят они, лишая себя возможности мыслить критически.

Так работает наш мозг: мы воспринимаем за правду то, что слышим чаще всего.

Этот факт часто используют в политике, рекламе, пиаре, а также в создании определенных историй, в подмене воспоминаний. Например, если очень долго говорить, что раньше было лучше, то постепенно люди поверят, что так и было. Подобные лозунги хорошо проникают в мозг и отлично запоминаются. Поэтому везде, где необходимо сделать внушение, применяется эффект «Черного квадрата».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что общего у «Черного квадрата и делового костюма

Когда зритель смотрит на любую картину, у него возникает ряд ассоциаций. Они неразрывно связаны с автором, с историей создания произведения. Ценители искусства, глядя на «Черный квадрат», будут вспоминать художника и все, что связано с картиной, — скандалы, слухи, споры, которые ее окружали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но какие толкования и образы возникают у человека, который не знает ни автора, ни историю его творения? Ответ на этот вопрос можно найти в результатах эксперимента, в ходе которого опрашивали детей. Они не были знакомы с картиной и общепринятыми ассоциациями. Дети, увидев произведение, приводили в пример предметы, напоминающие черный квадрат, — черная книга, экран компьютера, выключенный телевизор.

В чем феномен Черного квадрата
Алексей Даничев/РИА Новости

Если обратиться к коллективному бессознательному, то черный цвет — это в первую очередь ночь, а в ней — тайна. Поэтому черный вызывает осторожность, он символизирует загадку, темноту, зло. А квадрат — это четкие линии, острые углы. Здесь коллективная ассоциация бессознательного такова, что квадрат символизирует строгость, дистанцию, уважение, дисциплину, серьезность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не зря деловые костюмы предпочтительно черного цвета, а сам крой состоит из четких линий. Согласно коллективным ассоциациям, человек в черном костюме вызывает больше уважения, чем, например, человек в черном свитере и джинсах или в костюме, но коричневого цвета.

То же самое с черным квадратом: фигура черного цвета, состоящая из острых углов и резких линий, не может вызывать светлые эмоции, радость, мечтательное состояние — исключительно строгость, сдержанность, отдаленность.

Как понять знаменитую картину?

Стоит учитывать, что произведение в отрыве от автора мы воспримем неправильно. Только зная детальную историю жизни и творчества художника, можно максимально точно понять, что он имел в виду, рисуя «Черный квадрат». Также нам не удастся найти зацепку в самой картине, поскольку на ней минимум деталей и не изображено никаких предметов, ассоциирующихся с творцом полотна. Поэтому, чтобы понять «Черный квадрат», нужно обратиться за толкованием к автору. Без его мнения любые попытки разгадать смысл картины будут всего лишь интерпретацией, проекцией чего-то, что в своей жизни проживал зритель.

Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию.
Казимир Малевич

Важно отметить, что сам Малевич был противником того, чтобы объяснять смысл картины, анализировать ее. Он считал, что любое произведение искусства должно восприниматься через призму опыта зрителя и быть независимым от шаблонных мнений и ярлыков.

Несмотря на это, уважаемые критики могут утверждать, что картина о чем-то хорошем и светлом. Но если у вас произведение вызывает плохие образы и отрицательные эмоции, то не стоит поддаваться давлению авторитетов и идти против себя. Здесь важно ориентироваться на свои ощущения. Это позволит вам правильно для себя интерпретировать произведение и не стать заложником эффекта «Черного квадрата».