Белый сервиз Малевича и другие дизайн-решения советских авангардистов

Как идеи авангардистов воплощались в функциональных предметах, используемых в быту.
Правила жизни
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Декоративно-прикладное искусство авангарда

Авангард стал ярким событием в мире искусства в первые десятилетия XX века. Всем известны «Черный квадрат», супрематизм, плакаты Малевича и Родченко, проекты Татлина. Авангард проник во все сферы деятельности: архитектуру, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство. Художники той эпохи стремились не просто работать в новом актуальном стиле, но и создавать новую среду, пространство и мышление, меняя тем самым привычный уклад жизни.

Фарфор привлек художников-авангардистов как материал, обладающий особым свойством. Белый тон черепка соответствовал супрематическому бесконечному пространству-фону. При работе с керамикой перед художниками стояло несколько задач. Во-первых, оставалась посуда со времен империи, ее нужно было актуализировать. Во-вторых, новая керамика должна была формировать новые вкусы. Поэтому двумя основными направлениями декоративно-прикладного искусства авангарда стали визуальное решение и формообразование.

Визуальное решение

При работе с визуальным решением на посуду переносился готовый рисунок художника. Мастер мог рассматривать посуду как холст с ограниченным пространством, внутрь которого нужно вписать изображение.

Например, тарелка В. В. Кандинского представляется нам как холст, ограниченный черной каймой, внутри которого расположены супрематические фигуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Чашка», В.В. Кандинский, 1923 г.
«Чашка», В.В. Кандинский, 1923 г.
Василий Кандинский ГМЗ Останкино и Кусково
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тарелка «Милиция» А. Н. Самохвалова — интересный пример того, как контур становится продолжением самого рисунка и замыкает композицию.

Тарелка «Милиция», А. Н. Самохвалов, середина 1920-х гг.
Тарелка «Милиция», А. Н. Самохвалов, середина 1920-х гг.
Государственный Эрмитаж

Также роспись существовала независимо на поверхности посуды и не была ограничена каемочкой, которая задавала бы строгие рамки пространства для рисунка. Что мы и видим на работе Н. М. Суетина «Чашка с блюдцем с оранжевым диском и черным крестом» — здесь пространство изображения ничем не ограничено.

«Чашка с блюдцем с оранжевым диском и черным крестом», Н. М. Суетин, 1924 г.
«Чашка с блюдцем с оранжевым диском и черным крестом», Н. М. Суетин, 1924 г.
Государственный Эрмитаж
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роспись «вне рамок» успешно реализовывалась и на более сложных формах. Молочник с крышкой с супрематической композицией с крестом и матовым квадратом на крышке в исполнении Н. М. Суетина — яркий тому пример.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Молочник с крышкой с супрематической композицией с крестом и матовым квадратом на крышке, Н. М. Суетин, 1923 г.
Молочник с крышкой с супрематической композицией с крестом и матовым квадратом на крышке, Н. М. Суетин, 1923 г.
Государственный Эрмитаж

Формообразование

Если же говорить о формообразовании, это направление в керамике развивал Казимир Малевич.

В модели супрематического чайника он ушел от привычной шарообразной формы и собрал нечто напоминающее паровоз или комбайн. Ново и интересно, но вопрос утилитарности оставался открытым.

«Чайник с крышкой», К. С. Малевич, 1923 г.
«Чайник с крышкой», К. С. Малевич, 1923 г.
Государственный Эрмитаж

Несмотря на вопрос практичности формы новой посуды, у Малевича был последователь, Николай Суетин.

Чайник с крышкой, Н. М. Суетин, 1920-е гг.
Чайник с крышкой, Н. М. Суетин, 1920-е гг.
Государственный Эрмитаж
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работа с формообразованием в данном случае выглядит скорее как художественный эксперимент, особенно ярко это видно по работе с ручками на чайнике с крышкой и кувшине Суетина. В первом случае ручка «глухая», а во втором — кажется слишком тонкой для подобного объема кувшина.

Кувшин (молочник супрематической формы), Н. М. Суетин, 1929–1931 гг.
Кувшин (молочник супрематической формы), Н. М. Суетин, 1929–1931 гг.
Государственный Эрмитаж

Был и другой взгляд на керамику когда художники стремились создать эргономичную и стильную посуду. Такой пример мы встречаем среди работ Татлина: комплект детских поильников, чайник «Конструктивный». Это не красочное решение или изобретение авангардной формы, а конкретная вещь, выполненная с учетом утилитарных требований, гото­вая к непосредственному применению.

Детский поильник из фарфора. Проект Владимира Татлина и Алексея Сотникова

Идеи авангарда широко воплотились в дизайне как с точки зрения графического решения, так и с точки зрения формы и утилитарности, а главное, что именно в таком виде авангард проникал в каждый дом в первые десятилетия XX века.