Музыкальная пауза: история хита Barbie Girl датской группы Aqua

21 июля в мировой прокат выйдет фильм Греты Гервиг «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях. В российских кинотеатрах мы вряд ли увидим ромком о жизни пластикового мира (по крайней мере, легально), поэтому довольствуемся малым — вспоминаем легендарный трек из 1990-х Barbie Girl группы Aqua (и да, мы тоже удивлены, почему создатели фильма не использовали эту композицию в качестве саундтрека).
Idols/Photoshot/REPORTER/East News
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

I’m a Barbie girl, in the Barbie world / Life in plastic, it’s fantastic. Эти строчки 1997 года даже спустя 26 лет остались на подкорке (надеемся, вы тоже их пропели). Третий трек с дебютного альбома Aquarium стал первым синглом датской танцевальной поп-группы, выпущенным в США.

Вскоре после выхода Barbie Girl Aqua превратилась из локальной группы в мировую сенсацию. Сингл дебютировал на седьмой строчке в Billboard Hot 100 и на первой в британском чарте, где продержался четыре недели и стал бестселлером, уступив только Candle in the Wind Элтона Джона. Он возглавил чарты по всей Европе, заняв второе место в Дании, Австралии, Новой Зеландии и Канаде, и был назван датским хитом года — 1998.

В интервью журналу Rolling Stone вокалистка группы Лене Нюстрём сказала, что, хоть музыканты и мечтали о мировой славе, никогда не думали, что попадут в топ-10 в чартах США: «Большинство скандинавских групп, прорвавшихся в Америку, были из Швеции, датских коллективов практически не было. Поэтому я даже не могу передать, что почувствовала, когда узнала, что песня ворвалась в американские чарты».

С чего все началось

Однажды Сёрен Растед, клавишник группы, посетил выставку китч-искусства в Копенгагене, где было море кукол Барби. В том же интервью для Rolling Stone Растед сказал: «Я придумал строчку (на выставке) "Жизнь в пластике — это фантастически" (Life in plastic, it’s fantastic). А потом появилось и "Давай, Барби, поехали на вечеринку" (Come on, Barbie, let’s go party)».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем все участники группы взялись за будущий хит, а Джонни Джем и Дельгадо присоединились как продюсеры. С помощью стоечного звукового модуля Roland JV-2080 музыкантам удалось получить такой синтетический звук (его мы слышим на протяжение всего дебютного альбома Aquarium).

Смотреть

Клип стал таким же популярным, как и трек, — его до сих пор крутят по MTV, а в 2021 году он преодолел отметку один миллиард просмотров на YouTube (с учетом того, что на площадке появился лишь в 2010 году). Режиссер Педер Педерсен взял за референс клип Sabotage группы Beastie Boys, а также «Флинстоунов» и «Скуби-Ду».

Смотреть

Конфликт с Mattel

Возможно, если бы песня не стала такой вирусной, компания по производству игрушек Mattel (именно она подарила миру эту знаменитую блондинку) и не обратила бы на нее внимания. Но в 2000 году Mattel подала судебный иск на музыкантов. Представители компании утверждали, что группа нарушила авторские права на использование образа куклы Барби, а сама песня превратила детскую игрушку в сексуальный объект (и Mattel получили встречный иск за клевету). В 2002 году апелляционный суд, ссылаясь на Первую поправку (о свободе слова), постановил, что нарушения авторских прав не было, так как это лишь пародия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем Mattel лицензировала права на песню для рекламы Барби в 2009 году (кстати, хореографию здесь ставил Джакуэль Найт, через два года он станет хореографом в клипе Бейонсе Single Ladies). Текст песни также поменяли: You can be a star / No matter who are you are, I’m a girl in my world / Full of fashion and fun («Ты можешь быть звездой, / Неважно, кто ты», «Я девушка в своем мире, / Полном моды и веселья»).

Текст высмеивал не флагманскую игрушку Mattel, а повальную увлеченность пластической хирургией (все-таки Барби считалась эталоном женской внешности). Группа Aqua использовала постиронию, чтобы девушки по всему миру наконец приняли себя такими, какие они есть. Рене Диф, участник группы, в одном из интервью сказал: «Идея в том, что нормально быть тем, кто ты есть, и принять себя. Необязательно ложиться под нож, чтобы стать лучше. Тогда (в 1990-х) говорить об этом было табу, но мы придумали ироничный способ, чтобы донести эту мысль с помощью метафоры».